Не совсем стройки, но напрямую связано с крепостью
В новом году начнется реставрация Владивостокской крепости.Не исключено, что в будущем году наконец-то начнется реставрация хотя бы нескольких укреплений Владивостокской крепости. Сейчас этот вопрос решается в Москве. Но не будут ли люди отрезаны от этих фортов после ремонта, как это уже существует сейчас?
О том, что Владивосток являлся морской крепостью, сегодня знает большинство его жителей. Но о том, какой мощью обладал этот бастион, представляют, к сожалению, далеко не все. Более 100 укреплений и вспомогательных сооружений разбросаны в радиусе более 30 километров. Почти все они или заброшены или находятся в распоряжении Министерства обороны. Вопрос о восстановлении крепости как визитной карточки Владивостока, да и просто памятника истории и архитектуры федерального значения, вставал неоднократно. И вот в очередной раз он был поднят на состоявшейся недавно в Хабаровске встрече Владимира Путина с представителями партии "Единая Россия". И на этот раз похоже лед тронулся. Уже сегодня в правительстве рассматривается возможность выделения средств на реставрацию нескольких фортов крепости Владивосток к Саммиту 2012 года. Но сразу встает вопрос: кто будет хозяином этих укреплений?
Марина Ломакина, председатель комитета по экономической политике думы г. Владивостока: "Поскольку федеральное агентство отвечает за это, то они и должны, если сдают в аренду предприятиям, то обязаны контролировать, все ли выполнил предприниматель по условиям договора. Если это нарушается, то должны быть применены финансовые санкции и договор расторгнут".Прежде чем начнется реставрация, предстоит определить самые интересные и доступные форты. По мнению знатоков Владивостокской крепости, это укрепления внешней линии обороны, расположенные над долиной реки Седанка. Между тем, сегодня один из фортов сдают в аренду.
Нелли Мизь, краевед, экскурсовод: "Если 2-я линия обороны, у нас есть хороший пример — форт №7. Он в аренде, он в эксплуатации, он должен быть в хорошем виде. Но мы уже не водим туда людей — стыдно. Остальные форты - это форты замечательные. Но там рядом проходит дорога. Как только закончат, фортам наступит конец. Потому что будет свалка мусора. Вы знаете, как у нас это делается".Строительство новой скоростной трассы уже весьма плачевно сказалось на состоянии Владивостокской крепости. В некоторых местах она пересекается с рокадой — дорогой, соединявшей все укрепления главной линии. И сейчас часть фортов практически полностью отрезана от внешнего мира. Такая же ситуация сложилась и на острове Русский. Несколько красивейших и значимых укреплений уничтожены, сданы в аренду и стоят под замком или же остались вне зоны доступа.
Владимир Калинин, краевед, один из авторов книги "Крепость Владивосток": "Затевать программу каких-либо благоустроительных и реставрационных работ невозможно, не организовав кукую-то службу эксплуатации, охраны, чтобы привлечь каких-то вменяемых пользователей. Не тех, которые готовы заплатить максимальную плату, а тех, которые бы обеспечили максимальную эффективность этих сооружений в качестве туристических объектов".
Петр Самойленко, начальник Приморского управления Росохранкультуры: "Недостаточно передать объект. Нужно обеспечить доступ туристов. Вопрос о взаимодействии пользователя с органами власти Приморского края, города Владивостока, которые будут содействовать притоку туристов. Ведь многие школьники, да и жители Владивостока не были на объектах крепости".Сегодня, когда проблемы Владивостокской крепости вынесены на самый высокий уровень, и положительное решение наконец-то будет принято, мощь легендарного сооружения смогут увидеть не только туристы и энтузиасты, но и простые жители приморской столицы.
отсель