Я бы еще хотел сделать ремарку по финскому опыту сохранения БО и другой фортификации.
По моему убеждению, "музейное" использование подобных объектов в Финляндии имеет не только культурное, но и военное значение. Иными словами, под видом музеефикации фактически объекты ставятся на консервацию. Я не хочу сказать, что музейное использование - полная фикция. Нет, скорее двойное предназначение.
Конечно, вряд ли когда-нибудь финские пушки 100-летней давности примут реальное участие в гипотетических боевых действиях. Но ведь ничто не мешает те же укрытия и позиции использовать для размещения противокорабельных ракет и их личного состава.
Что касается линии "Салпа" , то я думаю, планы по ее военному использованию остаются в силе.
В 2000- году я отдыхал в средней Финляндии. Запомнилось одно - постоянный грохот реактивных двигателей за облаками. У меня было впечатление, что у них боевые самолеты находятся постоянно в воздухе - один садится, другой уходит в небо.
На этой неделе был в Коуволе. Вся станция забита солдатами, едущими в увольнительные. На станции , примерно каждый третий пассажир был в форме.
И еще - энтузиасты, поддерживающие финскую БО имеют в своем составе, насколько мне известно, кадровых и отставных офицеров финской армии. Многие районы, где расположены "музейные" объекты БО, имеют режим ограничений в доступе (только с экскурсией в заранее оговоренное время).
Думаю, что примерно также все обстоит и в Швеции, и в Норвегии.