Автор Тема: остров Матуа - легенды и реальность  (Прочитано 1038087 раз)

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1840 : 24 Июня 2016, 16:13 »
Прошу прощения г-н Taranov, я вас процитирую с сайта kurilstour.ru, надеюсь вы не против.


Отчет по поездке на остров Матуа Северокурильского района Сахалинской области
 
В период с 25 мая по 23 июня 2010 года проведена экспедиция на территорию острова Матуа Северокурильского района Сахалинской области. Целью экспедиции было изучение острова Матуа, а также поиск образцов вооружения и военной техники производства Японии, представляющих интерес для пополнения музейной коллекции. Экспедиция проводилась совместно с представительством МИД России в г. Петропавловске-Камчатском.

Непосредственно на острове Матуа 11-я Курильская экспедиция находилась с 29 мая по 19 июня 2010 г. За это время был проведен большой объем поисковых работ, произведена фотофиксация обнаруженных образцов вооружения и военной техники, а также съемка различных объектов и построек, возведенных японскими войсками. Исследованы аэродром, береговая линия, линии обороны на берегу и в глубине острова, а также окрестные холмы и ущелья, где обнаружены японские военные объекты. Было произведено одиночное восхождение на вулкан Сарычева, что позволило произвести более детальную съемку острова. Всего сделано более 7 тысяч фотоснимков.

Налажен контакт с представителем МИД в г. Петропавловске-Камчатском Верещагой Е.М., который является главным вдохновителем и организатором экспедиций на Курилы и обладает большим объемом информации о вооружении и военной техники, находящихся на них. Получен большой объем информации об острове (в том числе видеоматериалы), а также достигнута договоренность о дальнейшем сотрудничестве. Подтверждена предварительная договоренность о проведении временной выставки в нашем музее за счет Петропавловск-Камчатского. За 11 проведенных экспедиций Е.М. Верещагой собрана богатая коллекция, многие предметы являются уникальными.



Обнаруженные образцы японского вооружения и военной техники


В ходе обследования острова выяснилось, что на береговой линии напротив острова Топоркова находится довольно много фрагментов японской военной техники, а также артиллерии. Судя по всему, после войны захваченную трофейную артиллерию и нерабочую технику вывозили на берег, где ее бросали или разбирали на запчасти. В частности, на берегу обнаружена станина 75-мм зенитной пушки Тип 88, фрагменты колес и лафетов полевых пушек, фрагменты стволов орудий различных калибров, а также фрагменты грузовиков Исудзу и колесных прицепов. В ходе одной из экспедиций в прибрежном песке была обнаружена выступающая кормовая часть гусеничного транспортера боеприпасов Тип 98.


Авиационная техника представлена следующими образцами:



- Крыло армейского истребителя Накадзима Ki-43-II Hayabusa, находится в прибрежной зоне возле дороги от залива к погранзаставе. Крыло сохранилось частично, отсутствуют носовая кромка и задняя часть, обшивка и силовые элементы частично деформированы, частично отсутствуют. Сохранились основные стойки шасси.

- Фрагменты крыла двухмоторного самолета, предположительно флотского бомбардировщика Йокосука P1Y Ginga. Находится чуть восточнее рулежки аэродрома, вероятно, самолет разбился на вынужденной посадке. Частично сохранилась центральная секция крыла (сильно погнута), а также моторамы. Моторамы корродированны, могут использоваться при восстановлении японских истребителей и легких бомбардировщиков.

- Авиационный двигатель Накадзима, находится в овраге возле аэродрома. Двигатель сильно корродирован и частично некомплектный, при косметической реставрации может использоваться для комплектации статичных образцов японских истребителей и легких бомбардировщиков.


Наземная техника представлена следующими образцами:





- Трехосный грузовик Исудзу TU10 (Тип 94), всего обнаружено более десятка машин данного типа, находящихся в различных районах острова. От грузовиков сохранились лишь рамы, мосты, подвеска и на части машин колесные диски. Рамы у большинства грузовиков деформированы и сильно корродированны. Возле нескольких машин находятся разукомплектованные двигатели. Помимо базовых грузовиков, обнаружены аэродромные машины, а также спецмашины.





- Двухосный грузовик Исудзу TX40 (Тип 94), всего обнаружено около двух десятков машин данного типа, находящихся в различных районах острова. От грузовиков сохранились лишь рамы, мосты, подвеска и на части колесные диски. Рамы у большинства грузовиков деформированы и сильно корродированны. У нескольких машин находятся разукомплектованные двигатели.





( прим. Этот стартер на базе Форда, вставил ради самой пускалки)
 Помимо базовых грузовиков, обнаружены аэродромные машины, а также мобильная буровая установка.





- Гусеничный подвозчик боеприпасов Тип 98, находится в овраге возле аэродрома. Сохранилась нижняя часть корпуса, подвеска, ведущие катки, часть опорных катков, обе гусеничные ленты. Высока вероятность того, что неподалеку находятся иные фрагменты тягача, скрытые обломками машин или находящиеся под слоем засохшей травы.



- Японский тягач на паровом ходу, марку и тип установить не удалось. Всего обнаружено две машины данного типа: одна находится в овраге возле аэродрома, вторая возле погранзаставы. Машины сильно корродированны, но относительно комплектны и могут после косметического ремонта использоваться в качестве экспонатов.





- Узкоколейные дизельные дрезины производства Kato Works (Токио), всего обнаружено шесть дрезин данного типа. Судя по маркировкам на раме, дрезины были построены по заказу флота. Дрезины находятся в овраге возле аэродрома. Сохранились рамы, на большинстве образцов имеются колесные пары. Возле нескольких дрезин лежат разукомплектованные 4-циллидровые двигатели, возможно, их сняли с дрезин. Стоит отметить, что ни вагонеток, ни железнодорожных путей на острове не обнаружено, изредка попадаются отдельные фрагменты рельсов и шпал.



- Двухосные прицепы для установки кранов, обнаружено две штуки в лесу возле дороги от погранзаставы к аэродрому. Прицепы сильно корродированны и частично некомплектные.

- Одноосный прицеп, обнаружен в лесу возле дороги от погранзаставы к аэродрому. Прицеп сильно корродирован и частично некомплектен.






- Двухосные аэродромные тележки на колесах со сплошными бандажами, обнаружено не менее четырех штук в различных частях острова. Тележки сильно корродированны, на большей части колес отсутствуют бандажи, после косметического ремонта возможно использование в качестве экспонатов на площадке ВВС.


Артиллерия представлена следующими образцами:
 


- 75-мм зенитная пушка Тип 88, находится возле входа на погранзаставу. По имеющейся информации, пушка находилась на берегу, откуда ее забрали пограничники. Пушка корродированна, но в целом является наиболее комплектным образцом японского вооружения и военной техники на Матуа. Основные элементы пушки и лафета на месте, сохранились колья для установки орудия в боевом положении. Отсутствует затвор и шины, последние схожи по размеру с шинами, которые применялись на грузовиках ГАЗ АА и легких орудиях. После небольшого косметического ремонта пушка пригодна к экспонированию на площадке трофейной техники.

- Лафет от 20-мм зенитной автоматической пушки Тип 98, находится возле входа на погранзаставу. По имеющейся информации, пушка находилась на берегу, откуда ее забрали пограничники. Лафет сильно корродирован и некомплектен, использование его нецелесообразно.



- Фрагменты японской пушки неустановленного образца, обнаружены в глубине острова возле одного из холмов. От пушки сохранился механизм отката и погнутая качающаяся часть, использование фрагментов нецелесообразно.


Помимо образцов вооружения и военной техники, в ходе экспедиции обнаружено немало предметов, интересных с точки зрения пополнения музейных фондов. В расположении казарм попадаются фрагменты японских печек различной степени сохранности, попадаются осколки посуды, как солдатской, так и офицерской, различные предметы быта. В ходе раскопок обнаружено несколько альпенштоков японских горных частей. На территории острова обнаружены кассеты под боеприпасы 75-мм полевых пушек Тип 38, несколько из них вполне пригодны для экспонирования. Попадается довольно много гильз для орудий различного калибра. Обнаружены корпуса взрывателей для донных противодесантных мин Тип 96. Перечисленные предметы составляют малую часть того, что обнаружено в ходе экспедиции. Поисковые работы осложняются тем, что по всему острову находятся неразорвавшиеся боеприпасы, мины и бомбы производства Японии и США. В связи с небезопасностью работ от Е.М. Верещаги исходит предложение ограничить доступ на остров посторонних лиц во избежание несчастных случаев. Подобное предложение исходит и потому, что у подножья одного из ущелий были найдены контейнеры, в которых могли находиться компоненты японского бактериологического оружия. Также в связи с нахождением неразорвавшихся боеприпасов исходит предложение о привлечении к работам специалиста по боеприпасам.



Обнаруженные образцы советского и американского вооружения и военной техники


Помимо японских образцов вооружения и военной техники, на Матуа обнаружены образцы военной техники военного периода производства СССР и США. Данной техникой были оснащены подразделения, которые базировались на Матуа в 1945-46 годах.

- Фрагменты полубронированного артиллерийского тягача Т-20 Комсомолец. Машины принадлежали 169 Отдельному Истребительно-Противотанковому Дивизиону, который размещался на о.Матуа в 1945-46 году. После эвакуации 169 ОИПТД осенью 1946 года во время извержения вулкана Сарычева машины были брошены и оставлены на берегу. Сохранились фрагменты двух тягачей. Первая машина находится возле заставы, куда была отбуксирована с берега. Сохранилась нижняя часть корпуса и ходовая часть, все элементы сильно корродированны. Фрагменты второго тягача находятся на прибрежной полосе сохранились элементы ходовой части, кусок борта и лобовая часть рубки.

- Фрагменты тракторов Сталинец С-65. Машины принадлежали 428 Гаубичному Артиллерийскому Полку, который размещался на о.Матуа в 1945-46 году. После эвакуации 428 ГАП осенью 1946 года во время извержения вулкана Сарычева машины были брошены. Всего обнаружены фрагменты пяти тракторов, из них две машины относительно комплектны. Трактора сильно корродированны, однако пригодны к восстановлению в качестве полноценных экспонатов.

- Фрагменты грузовика-амфибии GMC DUKW 353, находятся в районе аэродрома. Машина принадлежала 302 стрелковому полку, который размещался на о.Матуа в 1945-46 году. После эвакуации 302 СП осенью 1946 года во время извержения вулкана Сарычева машина была брошена. Сохранились элементы кузова, фрагменты рамы и ходовой части.



Обнаруженные японские инженерные сооружения


Детальное изучение Матуа подтвердило предположение руководителя экспедиции Е.М. Верещаги о том, что на острове находилась хорошо укрепленная японская база, которую законсервировали до подхода Курильского десанта. Согласно архивным данным, в ходе захвата и оккупации о. Матуа, присходивших 25-27 августа 1945 года, был взят в плен 41-й смешанный пехотный полк под командованием полковника Уэда (всего 3801 человек), около 60 пушек разного калибра и более 40 складов. Изучение острова показало, что на деле гарнизон Матуа был в несколько раз больше. На территории острова обнаружены остатки множества казарм для рядового и офицерского состава, которые суммарно могли вместить порядка 10-15 тысяч человек. Помимо пехотных подразделений, на острове базировались подразделения японского флота, о чем свидетельствуют обнаруженные останки флотской обуви, а также образцы военной техники с флотской символикой. Обнаруженные в ходе поисковых работ предметы указывают на то, что на Матуа находились японские горные подразделения, также подтвердилась информация о нахождении на острове отряда 731, который занимался исследованиями в области бактериологического оружия. На аэродроме базировалась флотская и армейская авиация, что подтверждается обнаруженными фрагментами самолетов. В отчетах указывается, что ангаров и укрытий для самолетов не было, однако изучение острова выявило остатки четырех ангаров, а также двадцати четырех эскарпов, большинство из которых предназначалось для дальних бомбардировщиков. Аэродром имеет асфальтово-бетонное покрытие, обе полосы оборудованы мощной дренажной системой с подогревом. Кроме того, в бухте находился гидроаэродром, для приема самолетов имелось несколько слипов и мощных лебедок.

На острове обнаружена мощная система оборонительных сооружений, позволяющих говорить о том, что Матуа являлся наиболее укрепленным островом Курильской гряды и, возможно, самой укрепленной японской базой на всем Тихом Океане. Согласно архивным данным, в общей сложности на Матуа находилось 84 ДОТ и 46 ДЗОТ (для сравнения, на Шумшу было построено 34 ДОТ и 24 ДЗОТ), кроме того, обнаружено много открытых, хорошо оборудованных позиций для тяжелой артиллерии. Обнаружено 6 ДОТов, в которых находились 152-мм морские пушки Тип 45. Из 5 ДОТов пушки извлечены при консервации, одна пушка подорвана. Вся береговая линия буквально изрыта ходами сообщений, большая часть входов в которые была замаскирована японцами при консервации базы. Береговая линия восточной и юго-восточной части острова изрыта окопами и противотанковыми рвами, в окопах имеются замаскированные при консервации блиндажи и входы в подземные коммуникации. Многочисленные входы в подземные сооружения также обнаружены в ущельях. Детальное изучение подземных коммуникаций не производилось в виду опасности обрушения.

Отдельного упоминания заслуживает сопка Круглая, находящаяся в центре острова (на ее вершине располагался ПТН). Данная сопка имеет форму, не соответствующую ландшафту острова, кроме того, ее опоясывает глубокий ров искусственного происхождения. Обнаруженные в ходе нескольких экспедиций входы, заваленные японцами при консервации базы, говорят о том, что внутри сопки располагался мощный командный комплекс. Аналогичный по назначению комплекс был построен японцами на острове Иво Дзима, он имел 45 этажей.

В пользу версии о консервации большинства объектов на Матуа говорит тот факт, что многие из обнаруженных объектов до недавнего времени были засыпаны толстым слоем песка и пепла. В частности, слипы и значительная часть сооружений на берегу стали видны только после мощного цунами, прошедшего в 2007 году. Большинство входов в подземные сооружения тщательно замаскированы или завалены, обнаружить их удалось благодаря осыпанию грунта и провалам. Кроме того, часть из обнаруженных объектов, которые недавно обнаружились (в частности слипы), видны на аэрофотосъемке острова, которую регулярно делали американцы при бомбардировке Матуа в 1943-45 годы.


Ведущий методист отдела экспозиции вооружения,
военной техники и инженерных сооружений

« Последнее редактирование: 24 Июня 2016, 21:37 от Stran-Nick »

Оффлайн Palladium

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 84
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1841 : 25 Июня 2016, 02:04 »
Практически на наших глазах экскаватор и бульдозер срезают склон сопки рядом с полевым лагерем. Сверху, на спутниковых снимках, она выглядит идеально круглой, что уже породило легенды о ее рукотворном происхождении. В Интернете можно найти массу «свидетельств» о том, что внутри сопки спрятаны 54 этажа секретных коммуникаций. Но это из области народных мифов. Хотя, в гору ведет мощный силовой кабель, а значит внутри что-то все-таки есть. Ковш выгребает кубометры земли, пока на поверхности не показывается расщелина. По деревянным распорам сразу видно, что отверстие в скальной породе — дело рук человеческих. Вход был подорван японцами, сквозь узкую щель, фонарик выхватывает вырубленный в горе длинный коридор в человеческий рост. Первыми внутрь уходит группа армейских разведчиков... Хотя, «уходят» - громкое слово. Скорее — проползают змеями.

http://www.hab.kp.ru/daily/26547.7/3563215/

Там в конце статьи объявление, что редакция ищет людей служивших/бывавших на Матуа. Можете внести свою конструктивную лепту (конструктивную, а ни деструктивную! :D)
« Последнее редактирование: 25 Июня 2016, 02:06 от Palladium »

Оффлайн alaid

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 158
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1842 : 25 Июня 2016, 05:07 »
>Один из открывателей острова Мутова – казачий сотник Иван Черный, называл ее «коренья». И, судя по его запискам, остров его ни чем не поразил и не заинтересовал.
 Мыши и лисы – весь животный мир. На острове влачило жалкое существование племя айнов, балансировало на грани вымирания,

В этих 4-х фразах из заметок в КП - все неправильно.
Кореньями назывались растения со съедобными клубнями и корневищами, в основном травянистые. Ольховник тут ни с какого боку...
Остров безусловно впечатлил Черного последствиями недавнего мощного извержения, которые он лаконично, но выразительно описывает. По данным Черного его условно датируют ок. 1760 г.
На острове есть лежбища морских животных, их даже видно на спутниковых снимках.
Айны были вывезены японцами на Шикотан в 19-м веке, после того, как острова перешли Японии. На острове они видимо все-таки жили (как научились в результате многовекового освоения), а не "балансировали", а "балансировать" начали на Шикотане, природа которого была им совершенно чужда.

Оффлайн zavety

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 907
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1843 : 25 Июня 2016, 07:22 »

На острове есть лежбища морских животных, их даже видно на спутниковых снимках.

На японских картах 30-х годов есть отметка ,обозначенная как "здание охраны морских животных",значит еще до освоения острова военными,уже присутствовала какая то служба.

Оффлайн zavety

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 907
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1844 : 25 Июня 2016, 07:25 »
Насчет пушек если 152мм морские,то это тип 41 выпускаемые по лицензии Амстронга,либо армейские 149.1мм тип 45.

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1845 : 25 Июня 2016, 11:57 »
Цитировать
Практически на наших глазах экскаватор и бульдозер срезают склон сопки рядом с полевым лагерем.
Все как обычно, экскаватор, бульдозер... чо, зае@ись, исторические объекты изучать такими способами.
В Калининграде также Янтарную комнату искали, бульдозерами. Лохштедский замок срыли под ноль, дебилы.

Оффлайн Palladium

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 84
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1846 : 25 Июня 2016, 18:08 »
Цитировать
Практически на наших глазах экскаватор и бульдозер срезают склон сопки рядом с полевым лагерем.
Все как обычно, экскаватор, бульдозер... чо, зае@ись, исторические объекты изучать такими способами.
В Калининграде также Янтарную комнату искали, бульдозерами. Лохштедский замок срыли под ноль, дебилы.
А разве не Вы утверждали, что г. Круглая, это природное геологическое образование, которое не представляет ничего интересного в исследовательском отношении?

Так представляет или нет? Или предлагаете вход в каждую заваленную поттерну кисточкой раскапывать по полгода?;-)

Или предложите вообще все оставить как есть, дабы лет через 200 само все обвалилось, засыпалось, похоронив все навечно?

Так по-моему было бы проще для некоторых на этом сайте...

В г. Круглой вроде как не должно быть Янтарной комнаты или библиотеки Ивана Грозного, это и ни вход в гробницу фараона, о чем тогда печаль? Какая разница, как вскрывать гору "природного происхождения?" Или не природного?

« Последнее редактирование: 25 Июня 2016, 18:13 от Palladium »

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1847 : 25 Июня 2016, 21:29 »
Цитировать
Так представляет или нет? Или предлагаете вход в каждую заваленную поттерну кисточкой раскапывать по полгода?;-)
Бульдозерами  конечно, как же еще. Сразу срывать холм к черту.
И они сразу в открывшуюся нору живых людей послали? Они вообще нормальные? В нашей нанотехнологической импортозамещенной армии уже нет ни зондов с камерой ни дистанционно управляемой техники с видеокамерами же?

Оффлайн Palladium

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 84
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1848 : 26 Июня 2016, 04:48 »
Мы с разведчиками ждали пока на улице, опасливо посматривая на вертикальный срез сопки – с него иногда срывались мелкие камушки. На первый взгляд, штольня была облагорожена – потолок подпирала шахтерская крепь, бревна скреплены стандартными коваными скобами. Но, дерево сочилось водой, как бы плакало, хотя сам штрек был абсолютно сухой. Химики пробыли внутри сопки минут десять и доложили – все чисто. И в подземелье полезла разведка. Штрек в десятке метров от входа поворачивал налево, и все очень надеялись, что заканчивается он значительно дальше.

Один из разведчиков вернулся за нами:

Ребята, ступаем тихо-тихо, громко не разговариваем. Выбираем место, куда ставим ногу. На потолок не смотрите, аппетит пропадет…

На потолке штрека злые подземные тролли играли в «тетрис» - складывая раскрошившийся камень в неряшливые кучи. Проблема была в том, что эти кучи висели над нашими головами. И непонятно на чем держались.

Поэтому мы смотрели под ноги. Под ними змеились два кабеля – телефонный и силовой, в бронированной оплетке, рассчитаный, судя по сечению, на напряжение до 3000 вольт. Везде по штреку валялись фарфоровые электроизоляторы, веревки, сплетенные из кокосовой копры, консервные банки, куски патронных цинков и пласты черной бумаги.

Это японская гидроизоляция, - объяснил нам руководитель экспедиции вице-адмирал Андрей Рябухин, поддев кончиком мачете слежавшийся пласт бумаги, - японцы делали ее из морских водорослей и картона, убежища обшивали, ДОТы.

В десятке метров от взорванного входа, штрек, ведущий вглубь сопки, оказался целым, крепь вертикальной, а потолок без трещин – мы вышли в маленький зал, в котором пересекались потерны. По одной мы пришли, а две другие через сотню метров упирались в обвалы – рухнули шахты, которые вели на позиции, опоясывающие верх сопки:

В тупиковом тоннеле, где на вертикальной стенке остался след от последнего удара киркой японского землекопа, на корточках сидели разведчики и что-то разглядывали, светя фонариками.

В продолговатом предмете не сразу угадали культовую японскую вещь – катану. Меч просто стоял, прислоненный к стене. Деревянные ножны расслоились, но клинок уцелел. Уцелела и деревянная ручка. Японские мечи легко датировать, на хвостовике лезвия, под ручкой, мастер обычно ставил свое фирменное клеймо, писал имя или год изготовления. Снимать ручку в подземелье мы не стали – это задача музейщиков, которые получат меч для исследований после окончания экспедиции. Единственное, что мы увидели при ярком свете фонарей – остатки кожи ската на ножнах и рукояти. Кто хоть раз держал в руках настоящую, а не сувенирную катану в руках, будет помнить фактуру этой кожи, тактильные ощущения всю оставшуюся жизнь. Вряд ли этот меч был рядовой, серийной поделкой – такие просто сдавали трофейным командам целыми вязанками.


http://www.kp.ru/daily/26547.5/3563454/

Оффлайн zavety

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 907
Re: остров Матуа - легенды и реальность
« Ответ #1849 : 26 Июня 2016, 08:20 »
Хоть бы пару фоток вставили. ;D