Автор Тема: Журнал BALTFORT  (Прочитано 284338 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #120 : 05 Января 2009, 14:42 »
Опять же, начальником гарнизона во Владивостоке был комендант крепости, и с чего бы он наезжал на инженера, одетого, как и сам комендант, по армейски, и который вдобавок ему еще не был подчинен в служебном отношении? Ну а моряки видимо инженеров за флотских офицеров вообще не держали и на вольности с формой смотрели снисходительно.

А вообще - это же придумать надо такое было - форма армейская, но флотская шляпа-треуголка и кортик сбоку! Это же не офицеры, а какие-то пираты Карибского моря бы получились! Это же наряд клоунский, а не форма, причем как для моряков, так и для армейцев. Видимо поэтому никто ее и не носил, чтобы посмешищем не выглядеть!

Думаю, что если бы офицерам Корпуса морской строительной части просто дали бы морскую форму, то носили бы они ее с удовольствием, поскольку она красивее армейской, ну а  клоунский костюм, измысленный военными чиновниками, одеть было, естественно, западло.

В общем, похоже, что общими усилиями загадку разгадали.

Оффлайн Воланд

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 192
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #121 : 05 Января 2009, 15:07 »
Офицер в РИА форму, награды, личное оружие покупал за свои деньги, стоило это достаточно дорого, поэтому редко тратился на все разнообразие предметов военной одежды и аксесуаров к ней. Выдавали форму только нижним чинам. Бывали случае, что даже Великие князья после присвоения очередного чина экономили на новых погонах, переделывая старые.

Выдавать форму и прочее офицерам начали уже при советской власти.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #122 : 05 Января 2009, 15:59 »
Я имел ввиду "дали", в смысле, присвоили бы им морской мундир, и носили бы они его с удовольствием, поскольку это красиво.

Оффлайн Irben

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #123 : 14 Января 2009, 15:49 »
БФ5 поступил в Таллин.

Оффлайн Irben

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #124 : 27 Января 2009, 23:08 »
БФ5 прибыл во Владивосток и в Москву. На выходных в Москве будет в Олимпийском. В Питере будет через 10 дней.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #125 : 28 Января 2009, 00:58 »
БФ-5 и правда во Владивостоке, у меня. Владивостокским коллегам рекомендую озаботиться! Как-никак материал о Шволковском, а это важная часть истории Владивостокской крепости.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Рецензия на Журнал BALTFORT-5. Начало
« Ответ #126 : 28 Января 2009, 15:22 »
Итак, я дорвался до очередного, четвертого за 2008 год, а точнее пятого номера журнала «Балтфорт», если вести счет от основания этого издания. Обложка радует душу любого любителя форификации и артиллерии – 9-дюймовая пушка обр. 1867 г. с поршневым затвором, фото Сергея Мелконова, правда подписана просто как «пушка на берегу Финляндии» с указанием на Свеаборг, но, увы, название артиллерийской системы не приведено. Впрочем, не беда – кому надо – догадаются, а кому не надо – ну так и Бог с ними. А вообще, если серьезно, то лучше все же подписывать фотографии точнее.

Также у одного продвинутого коллеги вызвала вопросы не совсем адекватная цветопередача – зеленый цвет несколько «пережжен». Поскольку это же фото в Интернете смотрится нормально, то рекомендация коллегам из типографии и издательства лишь одна – поскольку Сергей Мелконов умеет хорошо фотографировать, то, пожалуйста, не портите его превосходные фотографии не совсем адекватной их обработкой в фотошопе!

К оформлению претензии все те же – в ряде случаев мелковаты фотографии и картинки. Особенно неудачны мелкие фотографии-кнопки в разделе «Военные новости», являющие резкий контраст со вполне нормальными портретами авторов на левой стороне того же разворота. Получается как-то неудобно – площадь моей собственной физиономии превосходит таковую для президента Латвии Валдиса Затлерса примерно раз в двадцать! Честно говоря – президенты тоже люди и нельзя их обижать, как и всех прочих честных граждан публикацией таких портретов-«кнопок». Может быть для граждан и жителей демократической Латвии такое представление первого лица государства вполне естественно, но для нас, россиян, воспитанных в более авторитарных традициях, это как-то смотрится не очень.

Вообще – частое пользование Интернетом и, по-видимому, некоторый опыт в «сайтостроительстве» сделали с автором оригинал-макета журнала злую шутку. В Интернете фотографии-«кнопки» - самое обычное дело, но для печатного издания они не годятся совершенно. Особенно недопустимо использовать в качестве кнопок портреты людей размером со спичечную головку. Так и возникает желание щелкнуть кнопкой мыши по какой-нибудь картинке, чтобы она развернулась до полного размера, но увы – на бумаге этот номер не срабатывает и об этом не должны забывать ни редактор, ни дизайнер.

Некоторые материалы первого раздела, который мы обычно не комментируем, тем не менее, представляют большой интерес для историко-фортификационного сообщества. Во первых, это добротный отчет с фотографиями о конференции в Вильнюсе «Фортификация XX века в Литве», а во вторых – весьма интересный материал о демонтаже старой водонапорной башни латышскими саперами с помощью точного взрыва. Красивая работа и фотографии отличные.

Историческую часть номера прокомментируем отдельно.

Продолжение следует
« Последнее редактирование: 28 Января 2009, 15:31 от Владимир Калинин »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #127 : 28 Января 2009, 16:24 »
Цитировать
весьма интересный материал о демонтаже старой водонапорной башни латышскими саперами с помощью точного взрыва
До П.Г.Григоренко, однажды взрывавшего церковь так, что в рядом стоящем здании (ок. 20м) ни одного стекла не лопнуло, им еще учиться и учиться. Впрочем, наши тоже, поди, секрета того не помнят уже. Разве кто из особо одаренных диверсантов-подрывников ведает, как сие сделать.

Кстати, во Владивостоке это не взрывали бы – наняли бы лиц с мутным взглядом, коим все едино, что старинную казарму в кирпич обратить, что орудия порезать, и только фундамент останется. Развито у нас это – сделать западло, производство в жопе, а вот порушить чего либо на стройматериалы, никаких налогов платить не надо – вперед, Россия. Полный вперед. Сейчас вот военные передают муниципалам земли под строительство объектов АТЭС на Русском, ну администрация приедет – там только фундаменты от домов. Военные уходят как оставляют территорию врагу.
Извиняюсь за некоторый оффтоп...
« Последнее редактирование: 28 Января 2009, 16:49 от Ivanoff »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #128 : 28 Января 2009, 16:30 »
Историческую часть номера отделяет шмуц-титул или вторая обложка, основу которой составляет портрет полковника И.Х. Шволковского в парадной форме, что соответствует гвоздю номера – публикации подробных биографических материалов об этом военном инженере, латыше по национальности, который долгое время служил во Владивостоке и принимал участие в строительстве многих объектов Владивостокского военного порта и Владивостокской крепости. Честно говоря, для нас, владивостокских любителей истории фортификации, только один этот материал оправдывает весь проект «Балтфорт» на долгие годы, поскольку без журнала «Балтфорт» мы бы никогда не смогли раскрутить этот материал сами до столь полного биографического очерка.

Поскольку я сам тоже принимал посильное участие в подготовке этих материалов, то сильно хвалить его не буду, но кратко охарактеризовать постараюсь, поскольку форма его публикации весьма необычна и интересна. Над материалами работали три автора. Во-первых – сам Юрий Юрьевич, который руководил своего рода журналистским расследованием, и который написал вводную часть и описал историю семьи Шволковскисов на материалах интервью с внуком И.Х. Шволковского – Юрисом Шволковскисом, известным музыкантом-скрипачем и профессором Музыкальной академии в Риге. Во-вторых – рижский историк, исследователь современной латвийской фортификации Виктор Анатольевич Тхор, написавший краткий биографический очерк строго по послужному списку И.Х. Шволковского, обнаруженному им в Латвийском военном архиве. Те небольшие погрешности, которые приведены в списке – это «чудодейственный» перенос И.Х. Шволковского из Владивостока в устье Амура, где он якобы строил полукапониры для обороны его устья и факт строительства Шволковским канала на Русском острове - даны в неизменном виде. Тем не менее, там приведены в квадратных скобках мои примечания, что «устье Амура» - это на самом деле побережье Амурского залива во Владивостоке, а строительство канала – это его реконструкция.

Собственный очерк о владивостокском периоде деятельности Шволковского обсуждать не буду – слепил из чего было, поскольку материалов у нас оказалось не много – просто охарактеризовал некоторые сооружения и рассказал о судьбе людей, связанных с семьей Шволковских по Седьмому форту, по материалам, предоставленным их родственниками. К моему великому сожалению вместо портрета Берты Ивановны Трумпе, бывшей кухарки семьи Шволковских, опубликован портрет совершенно другой женщины, вырезанный из той же самой групповой фотографии. Я наверно понимаю, зачем это сделали – единственное сохранившееся фотоизображение Берты Ивановны – это ее фото у гроба мужа, совершенно убитой горем несчастной вдовы, которая сама вскоре погибнет в шахте от несчастного случая, куда она была вынуждена пойти работать, чтобы прокормить сына. Публиковать это фото было не совсем удобно и место зачем-то заполнили другой фотографией. Техническую ошибку я, увы, исключаю, поскольку ко всем фото были предоставлены развернутые подписи и для остальных фото подписи даны правильные. Честно говоря, не совсем понимаю, с какой рожей я теперь буду показывать этот журнал родственникам Берты Ивановны, поскольку фотографии были предоставлены именно мне и я, соответственно, тоже несу некоторую моральную ответственность за происшедшее. Неудобно получилось ужасно. Честно говоря, лучше бы не было никакой фотографии, чем заведомо неверная.

Вспоминается похожий случай из журналисткой практики одной из немецких газет – в августе 1991 года газета вместо портрета члена ГКЧП Бакланова опубликовала портрет его однофамильца, известного писателя демократических убеждений, и потом журналисты оправдывались, что у них не было портрета политика, а они должны были хоть чем-то заполнить место. Скандал был большой, Бакланов-писатель, правда, судиться не стал, хотя мог бы газету и разорить. Честно говоря, традиции прессы подобного сорта перенимать наверно бы не стоило.

Заключительный материал цикла, написанный самим Ю. Мелконовым «Юрис – внук Яниса Шволковского» отменно хорош, в нем подробно описывается та часть истории семьи Шволковских, которая не вошла ни в какие архивные документы и потому особенно ценна для нас. Все материалы обильно иллюстрированы фотографиями из семейного архива Шволковских. Это вообще редчайшая удача, когда биографию какого-либо инженера удается раскрутить столь полно. Вообще, если бы не эта ложка дегтя с публикацией заведомо неверной фотографии, что таки является даже в какой-то степени нарушением журналистской этики, материал можно было бы считать безупречным, а форму объединения усилий трех автором – очень удачным редакторским ходом.

Продолжение следует
« Последнее редактирование: 30 Января 2009, 04:02 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8385
Продолжение рецензии на журнал BALTFORT-5
« Ответ #129 : 28 Января 2009, 17:26 »
Статья «Митавская операция или рождественские бои» Дагниса Дедумиентиса, заведующего Музея Рождественских боев (это филиал Военного музея Латвии), описывает тяжелейшие бои, которые вели в самом начале 1917 года части 6-го Сибирского армейского корпуса, Объединенная Латышская дивизия и части 2-го Сибирского армейского корпуса. Бои были исключительно кровопролитными для сибирских стрелков и латышских частей, последние проявили себя в этих боях намного лучше, чем сибиряки и захватили в результате важный тактический пункт – высоту Пулеметная горка. Бои стоили русским войскам примерно 45 тысяч убитыми, раненными и пропавшими без вести, латышские части понесли особенно тяжелые потери, что, по мнению автора, во многом определило их большевизацию, поскольку вместо добровольцев, погибших в тяжелых боях, эти части укомплектовали мобилизованными латышами.

Для нас, владивостоксцев, особенно интересно, что эффективную поддержку латышам, штурмующим Пулеметную горку, оказали части 3-й Сибирской стрелковой дивизии, входившие до октября 1914 года в состав гарнизона Владивостокской крепости. Хорошая боевая подготовка этой дивизии, полученная еще во Владивостоке, по-видимому, и определила более успешный характер ее действия, чем других сибирских частей. Как всегда, статьи, подготовленные сотрудниками Военного музея Латвии, безупречно написаны и хорошо оформлены и данная работа не исключение. Карта и схема даны крупно и ясно. Очень интересный материал, хотя и не связанный напрямую с историей фортификации (за исключением участия в боях под Ригой части бывшего гарнизона Владивостокской крепости).

Статья уже упомянутого ранее Виктора Анатольевича Тхора «Латвийский ДОТы крупным планом» радует, как и обещано в заголовке, относительно крупными размерами чертежей фортсооружений. Огрех старого материала исправлен, и это замечательно. Приводятся интересные сведения о том, что в январе 1940 г. была разработана программа строительства ДОТов в восточной части Латвии, то есть уже на суше, а не на морском побережье. Предполагалось строить упрощенные и относительно легкие сооружения с тем, чтобы не занимать их в мирное время войсками, что следует признать вполне рациональным с учетом ограниченных возможностей латвийской армии.

Недостатком оформления публикации является слешком мелко напечатанная карта города Риги и окрестностей, приведенная в качестве какой-то бестолковой «оформляшки» и совершенно нечитаемая. Так давать графическую информацию нельзя.

Перед вторым «гвоздем номера» - статье о долговременных сооружениях на сухопутном фронте Морской крепости Императора Петра Великого придется сделать по независящим от рецензента обстоятельствам довольно большую паузу, но рецензия обязательно будет продолжена.

Продолжение следует
« Последнее редактирование: 30 Января 2009, 03:56 от Владимир Калинин »