Но главное – это аэродром, который мог принимать и выпускать самолеты при любом ветре, а зимой его полосы практически постоянно были без снега, так как подогревались термальной водой из вулкана. Аэродром был настоящей гордостью полковника Уэда и всех старших офицеров гарнизона, хотя именно он, являясь стратегическим для Чисима Ретто, словно мух привлекал к себе американских бомбардировщиков.
"К тайнам туманных Курил". Документальная повесть
Александр СМЫШЛЯЕВ.
Наверное пришла пора развеять миф об аэродроме Матуа...
Во-первых, я повторюсь, но практически все ВПП на Курилах имеют не два старта как обычно на материке, а по крайней мере четыре... Кстати и Шемия на Алеутах тоже... так что в этом отношении ничего не обычного...
Но вот по поводу термальных источников.... Я уже писал, что и обычных источников на острове мало, а вот термальных нет вообще... кто-то говорит, что они засыпаны извержением 1946 года, но тогда должны быть какие-то документальные подтверждения существования термальных источников, их нет...
На мысль о существовании какого-то "подогрева" наталкивают многих странные дренажные канавки по всему периметру взлетной полосы, каких я лично больше нигде не видел. Собственно подогрев, если бы он всё же существовал, должен был бы спроэктирован по примеру современных футбольных полей, под самой ВПП.... но что бы это дало? Смогло бы это решить проблему таяния снега? Ну растаял бы снег, что дальше? Чуть мороз сильнее и уже гололёд - полоса не пригодна.... нет мороза - полоса мокрая, коэфициент сцепления мокрой полосы тоже имеет свой предел...
С другой стороны, а на кой все эти сложности, когда полно дешевой рабочей силы, которая в любой момент может привести полосу в порядок...
А вот то , что ошибочно принимается за позиции зенитных орудий, на самом деле является капонирами для бомбардировщиков, (см фото с сайта
www.kurilstour.ru) , отсутствие рулёжных дорожек к ним является ещё одним доказательством недостроенности аэродрома....