Уважаемые коллеги, принявшие участие в отборе проб асфальтобетона и их транспортировке через всю строну. Большое спасибо!
Коротко могу сообщить, что процесс исследования проб завершился. Как и предполагалось, дореволюционный продукт, и современные смеси и бетоны разнятся по качественному и количественному составу.
То, что, на мой первый взгляд казалось недорогим в ходе исследования, - сама работа – достаточно дорогой и трудоёмкий процесс. Помогло, что люди, участвовавшие в исследовании – молодые, любящие своё дело, и не ограниченные. Само собой я стимулировал, как мог всякими знаками внимания, ну, в целом, они меня уважили. Им самим было интересно заглянуть в прошлое. Тем более, что по иронии судьбы, оказались доступны документы архивного характера тех лет по технологии и производству по теме. Одна из сотрудниц попросила использовать полученные результаты при подготовке к защите КД, заканчивает аспирантуру.
Что могу сказать. Испытания проб производились по современной методике, изложенной в Межгосударственном стандарте ГОС 9128 – 2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон».
Образцы перед испытаниями переформовали – предварительно нагретая смесь была сформована в цилиндры под давлением 40 МПа. Далее, через трое суток были проведены пробы на водонасыщение по объёму, с определением средней плотности.
Водонасыщение оказалось более чем в пять раз меньше, чем в лучших современных асфальтобетонах. Очень хороший показатель. Средняя плотность несколько уступает современным, это объясняется разным предназначением. Современные смеси и бетоны предполагают воздействие на них достаточно высоких нагрузок в разных климатических условиях.
Последующие действия заключались в выжигании вяжущего – битума, и определении процентного соотношения зерновых составов, гравия и щебня – 11 просеиваний и подсчётов на каждый образец. Здесь были проблемы, так как современный битум выжигается за день, на испытуемые уходило около трёх дней.
По ф.№2 проба показала отличные размеры от проб ф.3 и ф.5 Размер щебня не превышал 20мм, однако, здесь можно предположить, что в испытаниях по ГОСТу участвуют не менее трёх проб – все мы наблюдаем на асфальтированных дорогах высверленные последовательно три-четыре керна, после ремонта дорог. Т.е. возможно, в присланном образце щебень фракции 20-40 просто отсутствовал из-за малого количества исследованного материала. Может кто-нибудь найдёт рядом с местом взятой пробы на ф. №2 в асфальтобетоне щебень размером более 20мм. Был бы благодарен (для чистоты эксперимента). Состав щебня напоминает гранит, но не предположенный порфирит, - менее твёрдый. А во песок всех удивил: рыжий и пачкающий – есть у вас такой?
По ф.ф. №3 и №5 пробы отличные от предыдущей, как по количественному, так и по использованному материалу песка и щебня. Последний представляет из себя мягкий минерал с прожилинами известняка, возможно мрамора, белого цвета. Проба кислотой проводилась. Выводы можно делать разные, но есть предположение, что последние форты, снаряжались «противоотколами» в одно время.
Ну вот, вроде и всё, что могу рассказать. И несколько фото невысокого качества.
Ещё раз большое спасибо. Со своей стороны накопил (и продолжаю) определённый материал по работе с асфальтобетоном военно-инженерным ведомством перед ПМВ, который по задумке, возможно увидит свет.
С уважением.
Переформованный современный асфальтобетон ЩМА 10
Переформованный асфальтобетон из под Санкт-Петербурга
Известная В.Калинину почтовая посылка.
Переформованный асфальтобетон из Владивостока
Зерновые пробы после выжигания одного из образцов