Теперь, что касается Матуа. Есть несколько разночтений с другим документом, в частности "Japanese electronics 1945", но это разведывательные данные, следовательно неполные и фрагментарные.
Что же представляли собой японские пеленгаторы? По отзывам тех же американцев тщательно изучивших японскую технику после войны, японская аппаратура представляла собой иногда полный хлам, а иногда даже очень себе ничего, на уровне передовых американских образцов, особенно это касалось последних разработок, Таким образом даже по Типу изделия можем примерно судить о новаторских решениях принятым в этом изделии.
Обычно типовой радиопеленгационный центр имел от одного до трех радиопеленгаторов.
Радиопеленгационный центр на Матуа имел 5 радиопеленгаторов и это было его особенностью, кроме него только один из известных РПЦ имел то же количество станций. Причина наличия такого количества пеленгаторов неизвестна. В качестве возможных объяснений принимаются следующие:
1. резервирование на случай возможной поломки или вывода из строя противником ( важное направление)
2. разворачивание новой техники и оставление старой
3. применение метода триангуляции (явно не наш случай)
4. возможно связано с организацией круглосуточного дежурства
И так их пять, эти маяки конструктивно представляли собой высокие башни из деревянного бруса, что само по себе уже не оставляло им шансов дожить до наших дней. Высота башни ок. 11-12 м, в основании квадрат 6 на 6 м, что позволяет точно определить их местонахождение по оставшемуся фундаменту. Местоположение одного из них можно установить доподленно, хорошо просматривается оставшееся основание.
Создал 3D макет башни, что бы всунуть в Гугель, но слишком мелко получается.
Остальные башни стояли здесь
Башня состояла из трех этажей, на верхнем находилась сама антенна приемника пеленгатора представляющая собой две рамки Эдкока, вращались ли они или имели гониометр не слишком понятно, но судя по тому что вся конструкция хорошо защищена от ветра антенна медленно вращалась вручную, определяя пеленг. С антенной Эдкока совмещена штыревая антенна компенсации ночного приема. Там же располагался сам приемник . Питание осуществлялось от АКБ с подзарядкой от генератора, который находился в другом здании...
Что касается того радиопеленгатора, который стоит в створе ВПП на удалении 230 м от её торца, есть смутное предположение о его причастности к навигационному оборудованию аэродрома. В отношении японской армии не всегда стоит проводить параллели с европейскими армиями, зачастую они шли своим путем. Но в данном случае вопрос чисто технический, и законы физики везде одни. И так, эта башня, если внимательно рассмотреть аэроснимки, стоит точно по продольной оси ВПП на небольшом удалении от её края, где обычно находятся современные приводные радиостанции, передатчики непрерывных сигналов для вывода своих самолетов на аэродром. Но поскольку в башне пассивный приемник, использовать его данные можно в купе со связной самолетной радиостанцией для улучшения качества навигации в голосовом режиме. Подобные станции Ближней и Дальней навигации РСБН и РСДН, но в режиме автомат используются до сих пор. О том, что данный радиомаяк имеет прямое отношение к аэродрому, говорит ещё и тот факт что находясь в створе ВПП строго по оси ВПП башня имела высоту 11-12 метров исходя из своего конструктива. Если посчитать высоту снижения на глиссаде относительно высоты аэродрома, то получим примерно те же 12-15 метров, то есть заходящий с этого курса самолет буквально "брил" над башней, что не способствовало безопасности полетов. (Это конечно по формуле высчитанной в идеале, на практике и глиссада могла быть покруче и точка касания естественно не самый край полосы, но в любом случае это плюс ещё метров 10-20 высоты не больше). Если бы она не была нужна её следовало бы перенести в сторону.
Неожиданное подтверждение моей догадки получилось отсюда.
http://www.ibiblio.org/hyperwar/Japan/IJA/HB/HB-3.htmlThe signal regiment (army signal unit). - Структура Узла связи.
пункт d.) The air signal unit is a company of about 320 officers and enlisted men. It is divided into 3 platoons and is employed chiefly in maintaining communications within an air brigade. The unit probably also operates direction-finder apparatus.
Узел связи (рота связи) насчитывала ок. 320 человек личного состава. Состояла из трех взводов и имела задачу организации связи воздушной бригады. На вооружении роты связи возможно имелся
радиопеленгатор.