Коллеги, появился вопрос. Он касается не только Минского УРа, но и например, Полоцкого, но я решил не плодить темы, а спросить здесь.
После очередной поездки в Белоруссию обратил внимание, что многие (?) объекты советской фортификации 1932 - 34 гг. постройки на территории Белоруссии имеют некие "внешние сквозники", тамбуры и коридоры, пристроенные явно позднее. Прилагаю несколько картинок для пояснения:
Полоцкий УР, убежище № 275. Здесь простой вариант - ко входу типа сквозник пристроен тамбур с выходом на крышу (аварийным?) рядом со входом в сам тамбур. На фото вид изнутри тамбура на вход (справа), рядом сверху выход на крышу, вход в само сооружение у меня за спиной и слева.
Полоцкий УР, 2-амбразурный ДОТ № 112. Такой же тамбур - справа вход в тамбур и выход на крышу, слева вход в само сооружение через сквозник.
Минский УР, 4-амбразурный АК № 06. Здесь более сложная система коридоров и тамбуров. В статье В. Каминского по Минскому УРу, есть схема этого сооружения, на которой эти пристройки хорошо видны.
Минский УР, 3-амбразурный КНП № 29. Примерно такая же система внешних коридоров, как и у АК № 06. На первом фото проход вдоль боковой стенки КНП, на втором фото слева в кадре - вход в сам КНП через сквозник, прямо - выход в коридор, изображенный на предыдущем фото, справа (где осыпь земли) - вход в тамбур перед входом.
Собственно, вопрос: когда и зачем делались все эти пристройки? Почему на каких-то объектах эти пристройки есть, а на каких-то нет? Зачем нужны выходы на крышу рядом со входом в тамбур? И почему на УРах тех же лет постройки, расположенных в России (Карельский, Кингисеппский, Псковский), подобные пристройки мне ни разу не встречались?