Итак, передо мной лежит четвертый и последний номер Балтфорта за 2009 год, девятый от сотворения журнала.
Обложка журнала посвящена главной его теме, начало которой положила случайная находка фугаса, сделанного из корпуса старой мины, под Ригой – теме минного оружия в Балтийском регионе. Обложка основана на композиции из одного старого польского журнала, о чем честно указано в выходных данных. Картинка и правда хороша, хотя повторение чужой обложки наверно все же не совсем удачных ход издателей – надо было придумать что-то новое.
Почти вся информационная часть номера (назовем ее условно «доисторической») посвящена истории с миной. Статья-отчет «Минный класс», открывающая номер, авторства самого Юрия Юрьевича Мелконова посвящена описанию разоружения фугаса времен Первой мировой войны, сделанного на базе корпуса старой морской мины обр. 1877 г. Мина была немецкого производства, что и неудивительно – Россия закупила изрядное количества этих мин – мин Герца – в Германии готовясь к войне с Турцией. После того, как турки возмутились фактом продажи, то по настоянию немцев, желающих избежать скандала, была пущена в ход дезинформация – в открытой печати опубликовали материалы по несуществующей русской сферо-конической мине обр. 1877 г. и турки успокоились. Правда это дало потом повод недобросовестным историкам-конъюнктурщикам периода «борьбы с космополитизмом» повод утверждать о русском приоритете и т.д. Мина, кстати, послужила образцом для создания многих уже действительно русских образцов морского минного оружия.
Продолжает тему статья Виктора Анатольевича Тхора, уже известного нам рижского историка «Мины на Даугаве» посвящена описанию любопытного эпизода Первой мировой войны – минированию Даугавы в зиму 1916–1917 гг. импровизированными донными минами на протяжении около 70 верст, подрыв которых осуществлялся путем подачи электропитания с берега по специальным проводникам. Виктору Анатольевичу буквально везет на открытие тем, открывающих перекличку Балтики и Дальнего Востока, а точнее Риги с Владивостоком – минные заграждения обслуживали 1-я Кронштадтская крепостная минная рота и 4-я рота Владивостокского крепостного минного батальона, переведенные на зимнее время из крепости Свеаборг. Заграждения выставлялись на случай наступления немцев по льду реки, предполагалось взломать лед донными взрывами. Несмотря на импровизированный характер мин, а также регулярные повреждения проводников от неприятельских обстрелов пробный подрыв заграждения, произведенный в самом начала ледохода весной 1917 г. показал, что взорвалось около 90 % мин, что во фронтовых условиях следует признать отличным результатом – кронштадтские и владивостокские минеры мерзли на льду не зря.
Продолжает тему статья Р.С. Авилова и автора этой рецензии «Владивостокский крепостной минный батальон. Историческая справка». Честно говоря, я долго не знал, зачем Юрий Юрьевич попросил нас с Романом Сергеевичем подготовить эту справку, но только узнав об содержании этого номера после его выхода понял, зачем это понадобилось. Тем не менее, мы старались отразить не только историю, но и уровень боевой подготовки батальона к периоду Первой мировой войны и угадали.
Статья рижского историка Олега Васильевича Морозова «Русский военный инженер генерал М.М. Боресков» является добротным биографическим очерком о генерале, который прославился успешным применением минного оружия, и именно он и руководил минированием Дуная немецкими минами Герца в кампанию 1877 года, сделавшим невозможным какие-либо действия турецких кораблей против русских переправ, а затем и вообще заблокировавшее эти корабли в базах.
Немного «улыбнула» корявая фраза – «Как самый известный специалист по саперным батальонам полковник Боресков получил назначение заведовать всей минной частью действующей армии…» Само собой разумеется, что правильно надо было писать «специалист по саперному делу», но вот что интересно – это творчество редактора или сам автор прохлопал? Последнее непохоже, поскольку статья написана хорошим научным литературным языком.
Завершает минную тему опять же статья самого Юрия Юрьевича Мелконова «Безопасный коридор для «Северного потока», посвященная проблемам разминирования на трассе будущего газопровода. В статье приводится краткий очерк минных и тральных работ на Балтике в Первую и Вторую мировые войны и послевоенный период, а также методам обезвреживания взрывоопасных предметов на будущей трассе. Насколько я понял предполагается подрывать их прям на дне накладными зарядами. Обсуждается оптимальная ширина взрывобезопасного коридора по обе сторону нитки газопровода.
Небольшое лирическое отступление. Тема послевоенного траления в Рижском заливе мне близка лично, поскольку в 1949 г. в нем участвовал мой покойный отец. Он рассказывал, о необыкновенно сердечном отношении рижан к военным морякам. Тогда, в обстановке развязанной советским режимом войны с сопротивляющимися коллективизации и советизации населением в Риге, после наступления темноты было смертельно опасно показываться в армейской военной форме. В то же время, моряки ходили по вечерам и даже по ночам по городу совершенно свободно, отдыхали в ресторанах, где вместе распевали русские песни с латышами, иногда засыпали на лавочках в скверах и никто и никогда их не обижал – в войне флот не участвовал, а мины мешали всем. В 1991 году я обсуждал эту тему в пожилой смотрительницей Музея военной истории Латвии и она подтвердила, что к флоту, в том числе и советскому, в Риге отношение было вполне благожелательное, несмотря на происходящие ужасы советизации. Рижане умели «отделять мух от котлет».
Информационная часть номера продолжается отчетом о конференции в только что упомянутом Военном музее Латвии, посвященной знаменитой Бермондтиаде – интереснейшему эпизоду Гражданской войны, когда т.н. Западная русская добровольческая армия, сформированная авантюристом Бермондтом-Аваловым из наемников-немцев, завербованных в берлинских пивных в 1919 г. воевала одновременно с Латвийской армией (поддерживаемой эстонскими и литовским частями, а также англичанами) и с большевиками, которые тоже воевали с латышами. Такой одновременной «трехсторонней» войны, насколько я знаю, история больше не знает.
Интересно также сообщение о конференции, прошедшей в Эстонии, в Тарту, а точнее о рабочей встрече военных историков, преимущественно из стран Северо-западного региона и рядав других стран. Было предложено сформировать Комиссию по военной истории стран Балтийского региона. Надеюсь, что эта комиссия будет отличаться в лучшую сторону от российской комиссии по борьбе с фальсификацией истории Второй мировой войны. Что-то нет у меня доверия к подобным комиссиям, как российским, так и зарубежным.
Заключает информационную часть номера материалд об автомобилях Руссо-Балт, выпускавшихся когда-то на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге.
Разбор собственно исторической части номера продолжим позднее.
Продолжение рецензии следует