Мы уже в одной польской статье обсуждали со Стасом причины отличия Порт-Артура от Владивостока в первую очередь в наличии достаточно развитых казарм в Порт-Артуре и минимизации таковых во Владивостоке. На наш взгляд это было связано с тем, что Порт-Артур был китайским городом, а Владивосток все же нет. В проекте должны были учитываться возможности удержания фортов при восстании китайцев тылу, по типу Боксерского восстания. Наличие казарм давало возможность дольше продержаться в автономном режиме против плохо вооруженного противника, напавшего с тыла. А поскольку имели место еще и финансовые ограничения, то в Порт-Артуре сэкономили на сооружения фланкирования промежутков, а во Владивостоке, наоборот, все участки оборонительной линии фланкировались огнем из промежуточных полукапониров. Думаю, что увлечение установкой батарей дальней борьбы внутри фортов тоже было связано с угрозой восстания в тылу. На фортах при таком раскладе батареи были бы целее и не могли бы быть захваченными восставшими. Так что это все противоповстанческая фортификация по типу Александровской Цитадели и второлинейных фортов Варшавы. Да, в Порт-Артуре еще и Центральная ограда была, бессмысленная в военном отношении, но построенная в первочередном порядке для защиты тыловых учреждений крепости и запасов от возможного восстания. Странные очертания отдельных сооружений могут быть связаны с использованием старых китайских укреплений, расположенных на тех же местах.
Касательно стройматериалов. Кирпич и каменно-бутовая кладка дешевле бетона. Такая экономия применялась во многих странах мира. Камень в порт-Артуре был в избытке, рабочая сила, умеющая с ним обращаться - тоже. Это было выгоднее кирпича. А вот разница с Владивостоком, где камень применялся только на вспомогательных частях сооружений - крыльях и подпорных стенках, а сами они целиком набивались из бетона - требует объяснения.
По проекту 1899 года, кстати, предполагалось и во Владивостоке все части укреплений, не подверженные прямому обстрелу неприятеля, возводить из камня, а своды и напольные стены делать из бетона. Однако все сделали по-другому. Я уверен, что это было связано с тем, что Владивосток строил гений - полковник Вацлав Игнатьевич Жигалковский - настоящий гений коммерции и всяческих противозаконных махинаций. Благодаря тому, что он на пустом месте создал рынок строительных материалов, который контролировал через подставных лиц, он смог не только хорошо заработать, но и удешевить строительство чуть ли не в три раза против сметы, а потому мог особо не заморачиваться с камнем, а сделал все из бетона, поскольку так было быстрее. Да и с рабочей силой во Владивостоке было не так свободно, чем в Порт-Артуре, поэтому возня с камнем могла бы экономии и не принести. Жигалковский все это умел просчитать - гений, он и был гений.
Я помню мемуары Комаровского о гидростроительстве в условиях ГУЛАГа, где он весьма здраво рассуждал, что бетонные дамбы могли быть дешевле аналогичных земляных, если бы последние не строились бы посредством бесплатного труда бесчисленных заключенных. Так что все вопросы можно объяснить вполне себе материалистическими причинами - политическими и экономическими.