Автор Тема: Оборонительные рубежи в Вологодской области в 1941 - 1942 годах  (Прочитано 32019 раз)

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
20 октября 1941 года немцы прорвали нашу оборону на Волхове и главными силами устремились на Будогощь, Тихвин, а частью сил — в северном направлении — на Кириши, в юго-восточном — на Малую Вишеру. В этот день Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве оборонительных '' рубежей в Вологодской области. Факт принятия такого решения свидетельствовал, что ГКО, Генеральный штаб не исключали возможности развертывания в недалеком будущем широких военных действий на территории области.
25 октября были созданы Вологодский и Череповецкий комитеты обороны. Как говорилось в постановлении бюро обкома ВКП(б) и облисполкома, Вологодский комитет обороны создавался на основе решения Государственного Комитета Обороны от 22 октября «в интересах сосредоточёния всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в городе Вологде, Вологодском, Сокольском, Чебсарском, Кубено-Озерском и Грязовецком районах, представляющих ближайшие тыловые районы фронта».
В этот же день бюро обкома ВКП(б) на основе решения ГКО приняло постановление о строительстве оборонительных рубежей в Вологодской области, в западной и центральной ее части. Предполагалось создать систему противотанковых рвов, траншей, дзотов, огневых точек, надолбов, проволочных заграждений, ходов сообщений, командных пунктов... Нужно было также расчистить от леса зоны обстрела, подвести дороги... Строительство осуществлялось 2-м управлением оборонительных работ Наркомата обороны.
Штаб Оборонстроя размещался в здании на набережной р. Вологды (ныне Набережная VI Армии, 131). Были мобилизованы десятки тысяч вологжан из всех городов и районов области.
Строительство оборонительных рубежей в области продолжалось до января-февраля 1942 года. Задание ГКО было выполнено успешно, несмотря на большие трудности.
Уже в самом начале войны принимались необходимые меры для защиты от нападения с воздуха. Весь город был разбит на двести с лишним участков самозащиты, строились бомбоубежища, простейшие укрытия. Создавались подразделения противовоздушной защиты из населения, проводилось его обучение. В сентябре 1941 года формируются зенитно-пулеметные части, подразделения воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). В район Вологды были направлены авиационные подразделения.

http://www.nason.ru/voenlet7/

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Вологда прифронтовая

11 февраля 2010 10:57
Очерки о Вологодчине в годы Великой Отечественной войны Геннадий Александрович Акиньхов давно и плодотворно занимается исследованием истории родного края, выпустил несколько книг. В этом ему помогала журналистская работа: он работал в областных газетах, долгое время был заместителем редактора «Красного Севера». Сегодня мы начинаем публикацию очерков истории нашего края в годы войны, подготовленных Геннадием Александровичем. Публикация посвящается 65-летию Великой Победы.

1. Перечёркнутые планы

Вологодской области, как и многим другим, гитлеровцы уготовили участь быть оккупированной уже в первые месяцы войны. Известная под названием плана «Барбаросса» директива № 21, подписанная в ставке Гитлера 18 декабря 1940 года, начиналась со слов: «Германские вооружённые силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании...» Далее в разделе «Общий замысел» говорилось: «Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга - Архангельск. Таким образом в случае необходимости последний индустриальный район, оставшийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации».

Упоминаемый в этом плане «заградительный барьер» предполагался по линии Архангельск - река Северная Двина - Великий Устюг Вологодской области - Котельнич - Казань - река Волга до Астрахани. Вологодской области, таким образом, предопределено было быть западнее «заградительного барьера», в зоне оккупации.

29 апреля 1941 года состоялось совещание Гитлера с руководителями вермахта по обсуждению «организационной структуры хозяйственного раздела плана « Барбаросса». В протоколах этого совещания, в разделе, где говорилось о создании на будущей оккупированной территории аппарата, оставляемого после ухода войск, записано следующее:

«Учреждаются 4 инспекции:

1. Ленинград («Холштейн»), хозяйственные команды в городах: Вильнюс, Рига, Таллин, Ленинград, Мурманск, филиалы в Вологде и Архангельске.

2. Москва («Заксен»)...

3. Киев («Баден»)...

4. Баку («Вестфален»)...» Фигурировала Вологда и в планах финской военщины. По мнению главнокомандующего финской армией Маннергейма, овладение Мурманском, Кандалакшей, Беломорском и Вологдой имело решающее значение для хода военных операций на всём фронте Северной России.

23 июля 1941 года начальник генерального штаба сухопутных сил Германии генерал-полковник Ф. Гальдер в материалах для доклада Гитлеру записал (конкретизируя задачи для войск группы «Север»): «...по выполнении ближайшей задачи (овладение Прибалтикой и Ленинградом) обеспечить район между Рыбинском и Онежским озером. (Следовательно, и Вологды. - Г. А.). Привлечь к этому финнов...»

8 сентября 1941 года немцы, захватив Шлиссельбург, вышли к Неве и Ладожскому озеру. С суши Ленинград оказался блокированным. Началась оборона города в условиях осады.

Финские войска, не сумев прорваться к Ленинграду через Карельский перешеек, сосредоточили основные усилия своих войск на Онеж-ско-Ладожском перешейке, имея целью разгромить 7-ю армию, форсировать реку Свирь и обойти Ленинград с северо-востока. 4 сентября финны возобновили наступление на петрозаводском и олонецком направлениях. С боями отступавшая 7-я армия Карельского фронта сдерживала напор финнов, пытавшихся соединиться с немцами на Свири, что повлекло бы за собой полную блокаду Ленинграда. Финны выходили уже на берег Онежского озера. Маршал Советского Союза К.А. Мерецков (в ту пору генерал армии) вспоминал о тех днях: «Скорее вывести Петрозаводскую группу из-под удара, чтобы её не сбросили в воду, и передислоцировать на юг, а там организовать прочную оборону на реке Свирь - вот что подсказывала обстановка. Действовать надо было немедленно, и я 24 сентября взял командование 7-й армией на себя...»

Он же пишет: «Напор врага был очень сильным. Главнокомандующий финской армией барон Ман-нергейм, согласовав свои планы с немецкими, поставил перед своими войсками задачу нанести 7-й армии два мощных удара. Один из них, по его расчётам, должен был привести к прорыву через Свирь на юго-запад и соединению с гитлеровцами у Волхова; другой - к прорыву на юго-восток и выходу через район озера Белое к Вологде...»

К.А. Мерецков вспоминает: «Сразу же приступили к решению главной задачи - к организации планомерного отвода войск... Новая линия обороны намечалась от Ошты ( село, райцентр Вологодской области. -Г. А.) до Подпорожья (Ленинградской области. - Г. А.)... Отводя войска, мы старались создать на Свири такую линию обороны, которая стала бы для Карельской армии финнов непреодолимой».

«Напоровшись на прочную оборону, - отмечал К.А. Мерецков, - противник попытался обойти её с двух сторон, нанося удары на восток, в сторону Вытегры и Мариинского канала, и на запад, в сторону Кировско-Мурманской железной дороги, но был отброшен. За три недели кровопролитных боёв он продвинулся здесь всего на 8-15 км, после чего фронт окончательно стабилизировался и оставался на этом рубеже вплоть до 1944 года». В частности, К.А. Мерецков отметил: «Врагам... не удалось прорваться к Вологде и выйти на оперативный простор южнее Онежского озера».

Финны были остановлены на стыке областей Ленинградской и Вологодской, которая с осени 1941 года стала прифронтовой, и в таком состоянии пребывала до лета 1944 года.

Не сумев прорвать нашу оборону на Свири, немецко-фашистское командование решает предпринять глубокий обход Ленинграда с юго-востока, чтобы соединиться с финскими войсками восточнее Ладоги, взять город в двойное кольцо, лишить его всякой связи с тылом и принудить к капитуляции. Это позволило бы высвободить силы для действий на московском направлении.

Д.В. Павлов, в ту пору уполномоченный Государственного Комитета Обороны по продовольственному снабжению Ленинградского фронта и Ленинграда, в своей книге « Ленинград в блокаде» пишет: «Расстояние между правым флангом финских войск на реке Свирь и немецкими частями на рубеже восточнее Мги составляло 120-130 километров. Для воздействия на обороняющихся командование группы «Север» решило предпринять обход Ленинграда с востока, выделив для этой цели 39-й механизированный корпус, укомплектованный большим количеством танков. Командующему корпусом генералу Шмидту ставятся задачи: а) закрыть доступ в город через Ладожское озеро; б) соединиться с финнами на реке Свирь; в) захватить Тихвин и далее двинуть войска на Вологду, перерезать коммуникации Карельскому фронту».

16 октября немцы начали наступление. 8 ноября они овладели Тихвином.

Маршал Советского Союза А.М. Василевский давал такую оценку факту взятия города: «Было ясно, что с падением Тихвина появилась угроза прорыва немцев с юга в тыл 7-й отдельной армии, которая на реке Свирь затормозила наступление финнов. Соединение немцев с финнами означало не только двойное кольцо блокады вокруг Ленинграда, но и позволяло фашистскому командованию организовать общее наступление на Вологду».

http://www.krassever.ru/piece_of_news.php?fID=12665

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Вологда прифронтовая
18 февраля 2010 17:13
Очерки о Вологодчине в годы Великой Отечественной войны Продолжение. Начало в номере от 11 февраля.

Необходимо отметить, что с октября 1941 года Вологда стала занимать особое место в планах и советского, и немецко-фашистского руководства в связи со следующими обстоятельствами. Московская конференция представителей СССР, США и Англии, проходившая 29 сентября - 1 октября 1941 года, обсудила вопрос о расширении американских и английских поставок вооружения, промышленного оборудования и продовольствия Советскому Союзу и о встречных поставках сырья и товаров в США и Англию с целью объединения и улучшения использования материальных ресурсов СССР, США и Англии в войне против гитлеровской Германии. На конференции было достигнуто соглашение об американских и английских поставках Советскому Союзу на период с 1 октября 1941-го по 30 июня 1942 года. (В дальнейшем сроки продлили). Поставки предполагалось осуществлять в значительной степени по северным морским коммуникациям, конечными пунктами которых являлись Мурманск, Архангельск и другие порты. Поскольку грузы из них предстояло перевозить по Северной железной дороге, её стратегическое значение, а следовательно и Вологды, как крупного железнодорожного узла и перевалочного пункта на этом пути, было очевидно.

Это обстоятельство не могло не быть учтено в планах и той, и другой воюющих сторон относительно ближайшего будущего Вологды.

Вскоре после взятия немцами Тихвина председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин писал (14 ноября) из Куйбышева И.В. Сталину: «Трудности в положении Ленинграда и опасность для него, видимо, увеличиваются. Мне кажется необходимым, чтобы были выяснены и тщательно разработаны возможные пути и способы снабжения Ленинграда в условиях зимы: гужевое, автотранспортное, самолётами... Немцы, очевидно, ведут линию дальнего прицела, метят на Вологду, чтобы отрезать от нас непосредственную связь с Америкой». Сталин ответил Калинину: «Письмо получил. Ваши соображения насчёт Ленинграда и Вологды совершенно правильны и вполне своевременны. Принимаем все необходимые меры».

По той же причине Вологда в это время фигурировала в планах ставки Гитлера. Как отмечается в книге Д.М. Проектора « Агрессия и катастрофа», в специальной разработке немецко-фашистского командования от 11 ноября 1941 года указывалось: «Фюрер согласен с целями, которые должны быть достигнуты при дальнейшем развитии действий ещё до наступления сильных снегопадов. Был бы целесообразен ввод крупных сил на юге для удара на Сталинград или для быстрого занятия Майкопа; в сочетании с захватом на севере Вологды это позволило бы перерезать обе линии подвоза англо-американских материалов».

Однако на совещании начальников штабов групп немецких армий 13 ноября 1941 года в Орше (далее цитирую по книге «Агрессия и катастрофа») «...все начальники штабов фактически отвергли план верховного командования -ещё в этом году достигнуть Майкопа, Сталинграда, Тамбова, Рыбинска, Вологды, Лодейного Поля. Вместо этого Рунштедт и Лееб (командующие группами армий «Юг» и «Север». - Г. А.) ставили генеральный штаб перед фактом: их войска вообще больше не могут никуда наступать, не только до нефтяных районов или до Вологды, но и до чего угодно другого, расположенного хотя бы перед самым их фронтом».

Совещание в Орше приняло такое решение (цитирую по книге «Агрессия и катастрофа»): «План ОКХ (главного командования сухопутных сил Германии. - Г. А.)... был отвергнут. Вермахт переходит к обороне на севере и юге, но в центре будет нанесён последний удар на советскую столицу, который приведёт к её занятию ещё до наступления морозов. Всё начнется в будущем году».

19 ноября 1941 года на совещании у Гитлера определялись «задачи на будущий год». Вот запись в дневнике генерал-полковника Гальдера, датированная этим днём:

«23-00 - доклад у фюрера (высказывания и пожелания Гитлера):

... 4. Операции в районе Москвы должны иметь целью полное уничтожение вражеских дивизий путём согласованных наступательных действий, а не фронтальное оттеснение противника.

Конечная цель - выход на рубеж Ярославль, Рыбинск (а возможно, Вологда) - остаётся прежней; если подвоз снабжения и погода позволят достигнуть этой цели.

5. На севере следует ликвидировать ладожскую группу противника...

6. Задачи на будущий (1942) год. В первую очередь - Кавказ. Цель -выход к южной русской границе. Срок - март-апрель. На севере - в зависимости от итогов операции в этом году. Овладение Вологдой или Горьким (ныне - Нижний Новгород. - Г. А.). Срок - к концу мая...»

28 ноября Гальдер писал в дневнике о целях на 1942 год: «Кавказ, Волга, Вологда».

В ходе разгрома немецко-фашистских войск под Москвой и в районе Тихвина в конце 1941 года были перечёркнуты планы немецкого и финского командования в отношении Вологды. Как уже упоминалось, захват Мурманска, Кандалакши, Беломорска и Вологды, по мнению главнокомандующего финской армией Маннергейма, имел бы решающее значение для хода военных операций на всём фронте Северной России. Однако, как свидетельствует немецкий генерал В. Эрфурт, «в результате отхода немецких войск от Тихвина план Маннергейма лишился всех своих предпосылок».

И в следующем, 1942 году, цели немецкого генерального штаба относительно Вологды («Кавказ, Волга, Вологда») не были осуществлены.

http://www.krassever.ru/piece_of_news.php?fID=12855

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Вологда прифронтовая
25 февраля 2010 09:50
Очерки о Вологодчине в годы Великой Отечественной войны Продолжение. Начало в номерах от 11 и 18 февраля.

2. Стратегический рубеж

В октябре 1941 года ожесточённые бои велись уже под самой Москвой. 18-го числа немцы взяли Можайск, вражеские танки ворвались в Малоярославец. Шли тяжёлые бои под Тулой. 14-го оставлен Калинин ( ныне Тверь. - Г. А.). Немецко-фашистское командование намеревалось с наступлением благоприятной погоды бросить 3-ю танковую группу на Ярославль и Рыбинск...

С 20 октября в Москве и прилегающих к городу районах было введено осадное положение. В этот же день немцы прорвали нашу оборону на Волхове и повели наступление главными силами на Будогощь, Тихвин, а частью сил в северном направлении - на Кириши, в юго-восточном - на Малую Вишеру. Шли бои и на крайнем северо-западе Вологодской области - на Ош-тинском участке фронта: финны рвались к Вытегре.

...20 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве оборонительных рубежей в Вологодской области. Предполагалось создать в западной и центральной части её несколько десятков районов обороны на важнейших оперативно-тактических направлениях возможного наступления противника. Эти районы должны были представлять собой систему дзотов, других огневых точек, траншей, ходов сообщения, командных пунктов, противотанковых рвов, надолбов, проволочных заграждений... Всё это предстояло построить в кратчайшие сроки. Кроме того, - расчистить от леса зоны обстрела, подвести дороги... Общая схема расположения рубежей была следующая: побережье Онежского озера -район Вытегры, далее - вдоль Мариинской водной системы до озера Белое, затем - вдоль реки Шексны до Рыбинского водохранилища. Укреплённые районы создавались также под Вологдой (в районе станции Дикая) и Грязовцем, а также Череповцом. (Характерная деталь: на бюро Вологодского обкома партии, заседание которого проходило 11 ноября, руководству Череповца было дано указание продумать систему обороны города, использования его зданий на случай боёв).

Оборонительные рубежи возводились и в соседних областях.

На территории Вологодской области строительство вели 2-я сапёрная армия, ряд отдельных инженерно-сапёрных частей. Командующий войсками 2-й сапёрной армии М.М. Царевский в довоенные годы был известен как начальник строительства Горь-ковского автомобильного завода и Тагильского (на Урале) комплекса предприятий, включавшего металлургический, коксохимический, вагоностроительный комбинаты.

На время строительства рубежей заместителем М.М. Царевского утвердили председателя Вологодского облисполкома А.Д. Абрамова (без освобождения от основной работы). Штаб 2-й сапёрной армии размещался в Вологде (ныне Набережная VI армии, здание центральной больницы Вологодского района).

25 октября 1941 года было принято постановление о мобилизации 60 тысяч вологжан (в ноябре - ещё 20 тысяч) на строительство оборонительных рубежей (на 22 ноября 1941 года работало уже 35330 человек). В строительстве также участвовали (в ноябре-декабре) несколько десятков тысяч солдат и командиров из войск, дислоцированных в это время на территории области. Работало, кроме того, моби-лизированное гражданское население из Архангельской, Кировской областей, Коми АССР, других мест.

Продолжение следует.
Геннадий АКИНЬХОВ

http://www.krassever.ru/piece_of_news.php?fID=12902
« Последнее редактирование: 28 Мая 2011, 10:32 от gistory »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Вологда прифронтовая
    4 марта 2010 12:21

Очерки о Вологодчине в годы Великой Отечественной войны. Продолжение. Начало в номерах от 11, 18 и 25 февраля.

Наряду с мобилизацией и отправкой людей на сооружение оборонительных рубежей, в области в кратчайшие сроки предстояло выполнить громадную работу, связанную с обеспечением строительства всем необходимым. Нужно было направить туда лошадей, автомобили, тракторы, механизмы, снабдить десятки тысяч людей инструментом. Требовались стройматериалы, сотни тысяч скоб, десятки тонн гвоздей, тысячи дверей, деревянных щитов... Шёл завоз продовольствия и фуража в зону строительства, создавалась сеть торговли, общественного питания, бытового и медицинского обслуживания. Северной железной дороге, Сухонскому и Шекснинскому пароходствам предстояло перевезти в разные пункты области десятки тысяч мобилизированных. На строительство оборонительных рубежей переключались аппарат и предприятия треста «Череповец-лес». В распоряжение Оборонстроя передавался лесоматериал, находившийся в бассейне Мариинской водной системы и рек Шексны и Кубены, а также пиломатериал с лесозаводов, расположенных в зоне строительства.

Высшее советское командование в это же время, в ноябре-декабре 1941-го года, осуществляло крупный манёвр стратегическими резервами с целью занятия войсками подготавливаемого к обороне тылового рубежа - Вытегра, Череповец, Рыбинск, Ярославль, Горький, Саратов, Сталинград, Астрахань. В случае неудачного развития оборонительных операций действующей армии резервные армии, которые предстояло выдвинуть на этот рубеж, должны были задержать дальнейшее продвижение противника и не допустить прорыва его войск в глубь территории страны.

«...На основании решения ГКО, принятого ещё 5 октября, - вспоминал маршал Советского Союза А.М. Василевский, - формировалось десять резервных армий. Создание их на протяжении всей Московской битвы было одной из основных и повседневных забот... Мы, руководители Генерального штаба, ежедневно при докладах Верховному главнокомандующему о положении на фронтах детально сообщали о ходе создания этих формирований».

...Во второй половине октября 1941 года началось формирование 10-й, 26-й и 57-й резервных армий. В первой половине ноября по указанию Ставки на линии Онежское озеро - Ярославль - Горький - Саратов - Сталинград - Астрахань развёртывалось ещё шесть армий (28-я, 29-я, 58-я, 59-я, 60-я и 61-я). На карте к четвёртому тому «Истории Второй мировой войны 1939-1945», рубеж развёртывания стратегических резервов Советской Армии осенью 1941 года обозначен по линии: Вытегра - река Шексна -озеро Белое - Кириллов - вновь река Шексна - восточный берег Рыбинского водохранилища - Ярославль и далее в район города Иваново. Этот стратегический рубеж создавался на территории Архангельской, Вологодской, Ярославской областей, где впритык друг к другу развёртывались четыре армии (58-я, 59-я, 39-я, 28-я), далее проходил по Волге - там в районе Горького формировалась 60-я армия, в районе Сталинграда и Камышина - 57-я. Три из названных армий: 58-я (частично), 39-я (большей частью) и 59-я (полностью) - размещались на территории Вологодской области.

58-я армия была сформирована в начале ноября 1941 года в Сибирском военном округе и передислоцирована на территорию Архангельского военного округа. Подчинялась она непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. С ноября 1941 года по май 1942-го армию возглавлял полковник Н.А. Москвин (родился в 1901 году в Грязовецком уезде Вологодской губернии). Соединения и части армии размещались осенью 1941 года западнее и восточнее озёр Лача и Воже, охватывая район Вытегра - Каргополь - Коноша - Вожега - северное побережье Белого озера и затем (восточнее Мариинской системы) вновь до Вытегры.

Южнее 58-й развёртывалась 59-я армия. 15 ноября Вологодский обком ВКП(б) получил телеграмму от заместителя наркома обороны А.В. Хрулёва, в которой сообщалось, что представителю командования приказано подготовить в Вологде помещения «для размещения штаба генерала Галанина». Разговор шёл о 59-й армии, командующим войсками которой был назначен генерал-майор И.В. Галанин. Директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 2 ноября 1941 года начальнику Генерального штаба и начальнику Главного управления формирования предписывалось в самые сжатые сроки, к 15 ноября, создать полевое управление 59-й армии в районе города Вологды и включить в её состав 6 стрелковых и 2 кавалерийских дивизии, формируемых в Уральском и Сибирском военных округах. Армия подчинялась Ставке. Завершив формирование, все дивизии до 15 ноября должны были прибыть в район озеро Белое - Череповец - Вологда.

39-я армия была сформирована в ноябре 1941 года в Архангельском военном округе, в том числе и на территории Вологодской области. Она также подчинялась Ставке Верховного Главнокомандования. Армия дислоцировалась южнее Вологды по обе стороны от железной и грунтовой дорог, идущих через Ярославль на Москву, причём с запада район её размещения ограничивался Рыбинским водохранилищем, на востоке - линией железной дороги Вологда - Буй. Командующим войсками армии в ноябре-декабре 1941 года был генерал-лейтенант И.А. Богданов. Почти впритык к 39-й армии по линии Данилов - Буй и южнее - на территории Ярославской и нынешней Костромской областей - дислоцировалась 28-я армия.

К назначенному сроку в район Вологды начали прибывать эшелоны с войсками, офицерский состав 59-й армии. Штаб разместился в Вологде в здании школы (ныне улица С. Орлова, 1). Соединения дислоцировались в районе: восточный берег озера Белое (Липин Бор) - восточнее железной дороги на Архангельск (между Харовском и Вологдой) - вдоль тракта Вологда - Череповец до Череповца и по восточному берегу реки Шексны до Белого озера (Белозерск).

Продолжение следует.
Геннадий АКИНЬХОВ

http://www.krassever.ru/piece_of_news.php?fID=12955

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Вологда прифронтовая
11 марта 2010 14:53

Очерки о Вологодчине в годы Великой Отечественной войны. Продолжение. Начало в номерах от 11, 18, 25 февраля и 4 марта.

«Перед командованием армии встала острая проблема размещения частей и соединений. В небольших городах, посёлках и деревнях Вологодской области не было условий для расквартирования войск. К тому же во многих населённых пунктах поселились тысячи детей, женщин и стариков, эвакуированных из областей, оккупированных гитлеровскими захватчиками. Поэтому большую часть войск пришлось располагать в лесах. Прибывший в пункты расположения личный состав немедленно приступил к строительству утеплённых землянок... Военный совет, штаб и политотдел армии основное внимание сосредоточили на организации боевой и политической подготовки личного состава, на повышении боевой готовности частей и соединений». (Это - из книги И.Т. Коровникова и других «На трёх фронтах», М., 1974).

...На линии оборонительных рубежей было создано десять полевых строительств, штабы которых нахо
дились: 1-го - в Вытегре; 2-го - в Анненском Мосту (ныне Вытегорского района); 3-го - в Коневе (бывшего Шольского района); 4-го - в Белозерске; 5-го - в Кириллове; 6-го - в селе Никольском (ныне посёлок Шексна); 7-го - в Череповце; 9-го - в Вологде; 10-го - в Грязовце.

Полевые строительства, в свою очередь, подразделялись на участки, а участки - на рабочие батальоны (с ротами, взводами, отделениями).


Особенности хода работ можно, в какой-то мере, представить по одному из архивных документов той поры. Это - тезисы доклада одного из руководителей первого полевого строительства, дислоцированного в районе Вытегры. Вот некоторые извлечения из него. (Стиль сохранён по подлиннику).

ПЕРЕХОД СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ

...Недостаток ИТР производств. Замещение должностей командиров рот и командиров взводов из числа трудомобилизированных. Трудности освоения новой специальности ИТР производства. Учёба на месте работ - наиболее квалифицированные инженеры; главные инженеры участков, комбаты показали и рассказали, учили на месте объектов, как нужно строить, и как организовывать работу.

УКОМПЛЕКТОВАНИЕ РАБСИЛОЙ

Задержки поступления рабочих. Трудомобилизированные в основной своей массе не имели достаточного опыта и навыка в работе. Работа с замёрзшим грунтом требовала большой затраты физической силы. Рабочие в основном были женщины

- 33 проц., подростки - 46 проц., мужчины старших возрастов -21 проц., которые не могли в полной мере осилить работу с тяжёлыми инструментами. Также сказывались на выполнении норм и зимние условия - перерыв, обогрев и так далее.

ГУЖТРАНСПОРТ

В основной своей массе лошади поступали на строительство слабосильные и истощённые. Перебои с фуражом. Меры, принимаемые строительством в отношении сохранения лошадей: заготовка веткорма ( веточного. - Г. А.), длительный отдых для восстановления сил, лёгкая работа и так далее. Всего за время работы выбыло 109 лошадей ( пало из-за болезни, старости - 47, из-за истощения - 12, прирезано на мясо - 50)...

АВТОТРАНСПОРТ

Всего было 33 зисоединицы ( ЗИС - марка автомобиля. - Г. А.), из которых работало в среднем 17, а остальные неходовые. Из 9 тракторов на ходу 3. Работа автотранспорта и отсутствие горючего в решающий момент строительства.

РАБОТА ПО ГРАФИКУ

Первоначальное планирование строительства - невозможность ежедневного систематического контроля. Переход на график. График - железный закон строительства. Мобилизация всего коллектива на выполнение графика.

ВИДЫ РАБОТ

Дзоты, колпаки, пулемётные гнёзда, окопы, наблюдательные пункты, ходы сообщений, землянки, проволока (данные по каждому виду работ).

ПОЛИТИКО-МАССОВАЯ РАБОТА

Политмассовая работа в первые дни поступления рабсилы. Создание института комиссаров и политруков рот и агитаторов. Борьба за создание нормальных жилищных, бытовых условий и питания (бараки, бани, дезокамеры, прачечные, столовые, пекарни и так далее). Политико-массовая работа по борьбе за выполнение графика. Роль партийной организации в мобилизации масс за выполнение плана и графика. Авангардная роль коммунистов на производстве. 1) Создание Доски почёта. 2) Печатная газета и боевые листки и их роль в производстве.

1) Занесено на Доску почёта и выдано Грамот Почёта - 380 чел. 2) грамот ударника выдано 8503, выпущено 23 печатных газеты и 170 боевых листков. Рост людей в результате проведённой большой политико-массовой работы.

Продолжение следует.
Геннадий АКИНЬХОВ

http://www.krassever.ru/piece_of_news.php?fID=13003
« Последнее редактирование: 28 Мая 2011, 10:32 от gistory »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Вологда прифронтовая
18 марта 2010 10:50
Очерки о Вологодчине в годы Великой Отечественной войны Продолжение. Начало в номерах от 11, 18, 25 февраля и 4, 11 марта.

Объективности ради надо указать, что в 1-м полевом строительстве, о котором речь, было проведено и несколько открытых (показательных) судов, на которых ряд рабочих получили суровое наказание за самовольный уход со стройки, прогулы и другое.

В северо-западных районах области выполняли боевую задачу по строительству рубежей и инженерно-сапёрные части. Бывший командир взвода 1202-го отдельного инженерно-сапёрного батальона В.А. Дуничев, прибывший с пополнением из Вологды 3 ноября, вспоминал: «Батальон расквартировали в деревне, в двенадцати километрах от Вытегры, по направлению к Оште. Весь состав батальона был сформирован из немолодых мужчин, прибывших из разных районов Вологодской области. Работали в своей, в чём приехали, одежде и обуви, - в первый год войны не хватало не только обмундирования, но и оружия... Разъяснил личному составу, что бои уже идут на территории нашей области...

С 5 по 19 ноября днём и ночью на морозе возводили линию обороны, ставили минные заграждения. Приказ командования выполнили досрочно. 20 ноября батальону было предписано передислоцироваться за Пудож (на берегу Онежского озера, центр соседнего с Андомским районом Вологодской области Пудожского района Карело-Финской ССР. - Г.А.). Там должны были тоже строить оборонительные рубежи и делать минные заграждения по Онежскому побережью. Выполняя приказ, прошли сотни километров пешком от Вытегры через Пудож, Повенец до станции Сегежа».

Ряд частей и подразделений инженерно-сапёрной бригады, дислоцированной в это время в Вологодской области, сооружали оборонительный рубеж от города Кириллова до села Мякса (ныне Череповецкого района). По воспоминаниям ветеранов бригады, среди солдат было много волог-жан и архангелогородцев. Работали лишь военнослужащие.

Строительством занимались и резервные армии, прибывшие в Вологодскую область в ноябре. 58-я резервная армия вместе с 1-й инженерно-сапёрной бригадой участвовала в работах в районе Мариинской водной системы - от Онежского озера до озера Белое; 59-я - от озера Белое вдоль Шексны до Рыбинского водохранилища и на устройстве Череповецкого укреплённого района. «Личный состав стрелковых дивизий (59-й резервной армии. - Г.А.) был ежедневно занят на строительстве оборонительного рубежа, а также укрытий и землянок». (И.Т. Коровников и другие «На трёх фронтах»).

В зимние месяцы строители оборонительных рубежей встретились с большими трудностями. Комиссар 7-го полевого строительства сообщал в декабре, что « большинство рабочих не имеют хорошей обуви и тёплой одежды». В одном из батальонов, докладывал он, по этой причине из 800 человек не выходят на работу 120. Норма питания неполная, подразделения не получают жиров и овощей. Из одного батальона после двух медицинских комиссий отпущено домой по болезни 119 человек. Многие находятся «на бюллетенях». Комиссар ставил в докладной вопрос об использовании «раздетых и разутых». Пока им находится дело в помещении (пошив белья, ватных шаровар, вязка чувяков из верёвок), но этой работы хватает не всем. Нет керосина - люди вечером сидят в темноте. Мало мыла. Есть недостатки и в организации труда, допускается штурмовщина, остро ощущается нехватка лошадей.

«Уход с работы принимает массовый характер, - сообщает этот же комиссар по результатам обследования ряда рабочих батальонов. - Основная причина - крайне плохие условия...» Некоторые рабочие, пишет комиссар, самовольно уходят в свои колхозы, там ремонтируют одежду и обувь, запасаются продуктами, 5-10 дней отдыхают и возвращаются обратно. Официально же права отпускать домой хотя бы одного рабочего за продуктами, одеждой и обувью для целой группы нет, о разрешении чего военком и ставил вопрос.

...Между тем обстановка на ближайших к Вологде фронтах улучшилась. 5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. 9 декабря был освобождён Тихвин, в результате чего провалился план немецкого командования полной блокады Ленинграда. Стабилизировался фронт под Оштой и на Свири. Резервные армии, стоявшие на оборонительных рубежах в Вологодской области, чтобы остановить врага в случае прорыва обороны под Москвой, Тихвином, на Свири, получили новые боевые задачи. Приказом Ставки 39-я армия была передана Калининскому фронту. Перевозка её в район сосредоточения ( Лихославль - Торжок) началась 12 декабря 1941 года по железной дороге. 20 декабря на Волховский фронт отправились первые эшелоны с войсками 59-й армии. В мае 1942 года на базе 58-й резервной армии Московский военный округ сформировал 3-ю танковую армию.

В конце января 1942 года на заседании бюро Вологодского обкома ВКП(б) подводились предварительные итоги выполнения задания Государственного Комитета Обороны по строительству оборонительных рубежей на территории Вологодской области. Было отмечено, что задание выполнено успешно. Построено 48 районов обороны, которыми «закрыты подступы на важнейших оперативно-тактических направлениях». Работы произведены в условиях большой разбросанности строительства, находящегося на расстоянии до 350 километров от баз снабжения и железнодорожных станций, зачастую в условиях бездорожья. Широко использовались местные ресурсы. Работы производились в морозы до 30-35 градусов. Но, несмотря на всё это, объекты, отмечалось в постановлении, «в большинстве своём сдаются на отлично».

http://www.krassever.ru/piece_of_news.php?fID=13055

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Вологда прифронтовая
25 марта 2010 11:03
Очерки о Вологодчине в годы Великой Отечественной войны Продолжение. Начало в номерах от 11, 18, 25 февраля и 4, 11, 18 марта.

Думается, весьма показательно выступление одного из участников итогового совещания по завершении строительства под Вытегрой -комиссара батальона никольских рабочих (цитирую по хранящейся в архиве, сделанной на совещании записи): «Когда оглядываешься назад, видишь, какие ошибки мы наделали, направляя людей на строительство оборонительных рубежей непродуманно, без тёплой одежды и смены белья, на «две недели», как будто в гости... Контингент никольских рабочих был послан на строительство в большинстве не лучший, колхозы отправляли тех, которых считали «неценными». Теперь из этих людей, так называемых « неценных», выросли на строительстве активисты-производственники, которые будут решать в районе, в колхозах задачи первостепенной важности».

...Большинство из 48 районов обороны, сооружённых громадными усилиями десятков тысяч людей, не были использованы в военных целях. Не понадобилось.


3. Война в вологодском небе

Первая бомбардировка Северной железной дороги немецкими самолётами была осуществлена 29 июля 1941 года - на 207-м километре перегона Ефимовская -разъезд Коли.

В одном из документов, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны России (город Подольск, Московской области; сюда я в разное время сделал три заезда) сообщается: «Начиная с августа 1941 года ВВС противника активизируют свои действия по Северной и Октябрьской железным дорогам, разведывая перевозки по ним, подвергая бомбардировочным ударам ( одиночными и группами до 20 самолётов) эшелоны с войсками и военными грузами 7-й, 54-й армий и Ленинградского фронта. Полёты производились на высотах от бреющего до 5000 метров преимущественно в светлое время суток многими типами самолётов. К 25.11.41 г. противник одиночными и группами до трёх самолётов «Юн-керс-88» производит систематический контроль перевозок по Северной железной дороге на участке Ефимов-ская - Тихвин - Вологда - Грязовец. По-

путно с разведкой одиночные самолёты бомбардируют и обстреливают... эшелоны на железнодорожных станциях и в пути следования. Базирование авиации противника (аэродромы в районах Петрозаводск, Красногвар-дейск, Псков) вполне позволяло противнику действовать по железнодорожным объектам... всеми типами самолётов, в любое время суток, однако прикрытие разведчиков и бомбардировщиков истребителями не производилось».

О характере воздушных ударов по СЖД в 1941 году можно составить представление по оперативным сводкам, хранящимся в вологодских архивах, взятым выборочно хотя бы по одному лишь железнодорожному направлению: Вологда - Ленинград (в пределах Вологодской области).

27 сентября. На станции Холми-ще (между Кадуем и Бабаевом) немецкие самолёты разбомбили воинский эшелон. Бывшая медработни-ца эвакогоспиталя № 3740 (г. Баба-ево) М. Цыбина вспоминает:

«В 10 часов утра срочно собрали медперсонал, сандружинниц и сообщили, что на станции Холмище погибли солдаты, есть раненые, нужна срочная помощь... Не доезжая примерно восьмисот метров до места, наш поезд остановился - дальше было не проехать. Рельсы изогнуты, двухосные вагоны под откосом, многие из них догорают, валяются телеграфные столбы, провода порваны. Мы подбежали ( дружина двенадцать человек) и увидели такое, что не дай Бог никому, чтобы во сне приснилось. Во время бомбёжки солдаты выпрыгивали из вагонов и бежали к лесу, влево от станции, потому что двери открывались с этой стороны. Тут их и обстреливали с самолётов. Расстояние от железной дороги до леса метров четыреста, и всё поляна, ни одного кустика.

Раненых собрали, погрузили в поезд, подошедший из Череповца, и сразу же отправили его обратно. Уцелевшие солдаты (их осталось тридцать один вместе с командиром) ушли на станцию. Представьте, сколько людей осталось лежать на поляне.

Продолжение следует.
Геннадий АКИНЬХОВ

http://www.krassever.ru/piece_of_news.php?fID=13153

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Далее идет рассказ про ПВО области.
Если интересно, то смотреть в архиве в четверговых номерах начиная с 1 апреля 2010 года
http://www.krassever.ru/archiv_news.php

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Вологодские рубежи

Мама родилась и жила в деревне Бильково Сокольского района. Сначала маму с такими же 19-летними девчатами направили рыть окопы в село Кубенское, там возводился оборонительный рубеж. Домой ездили редко. У мамы был брат Павел, старше её. Когда мама приезжала, он жаловался, что его не берут на фронт. У него с детства нога больная. Младшая сестра Валя носила почту. Она рассказывала, что в войну очень трудно работалось почтальоном. Каждый день носила похоронки. Сначала сама оплакивала, а потом уж несла письмо до родных. В 1942 году маме исполнилось 20 лет. Получила повестку в военкомат. Служба началась в сапёрном батальоне, который строил дороги через болота в волховских лесах. Валили лес, сами носили, строили тайные дороги. Мама вспоминала, что все девчата рвались на фронт бить врага. Стали набирать добровольцев учиться на снайперов, в женскую команду.
http://www.krassever.ru/news/piece_of_news_12128.html

2-я саперная армия была сформирована в Архангельском военном округе в городе Вологде (здесь и далее указано место дислокации управления армии — Г.М.) в составе 1,2 и 3-й саперных бригад, на формирование которых обращены 6,7 и 8-е армейские управления Boeнно-полевогo строительства. Она строила оборонительные сооружения в Вологодской области для 39, 58 и 59-й армий на рубеже города Вытегра, Череповец, Пошехоново и Вологодский оборонительный обвод. 10 саперных батальонов 1-й саперной бригады были командированы на Карельский фронт для создания заграждений по линии города Медвежьегорск, Пудож, Вытегра. Командовал армией майор госбезопасности М.М.Царевский (ноябрь 1941 -февраль 1942 гг.).

http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/339/339382.htm