Автор Тема: Выборг - опорный пункт В  (Прочитано 16821 раз)

Оффлайн Вадим

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 259
Выборг - опорный пункт В
« : 07 Января 2008, 00:32 »
Выборг - опорный пункт литер В
Осмотрен. Большую часть фоток выложу на народе и здесь ссылку дам.
Сооружение потрясающее!

http://rufort.info/cpg/thumbnails.php?album=63





« Последнее редактирование: 22 Августа 2010, 06:25 от Владимир Калинин »
Кадры решают всё!
http://rufort.info/, http://unwd.narod.ru

Оффлайн Вадим

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 259
Re: Выборг - опорный пункт В
« Ответ #1 : 07 Января 2008, 00:39 »
про этот "форт" писали тут:
http://fotoplenka.ru/users/synoptic/211123/

тут:
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1499

и тут:
http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&goto=17643&rid=0&S=1e34a9a7d0d05dce8e10d77bc87beed4

процитирую Александра Павлова с последней ссылки
Цитировать
Крепость Выборг, Западный Тет де-Понт, Средняя позиция - фортификация времен 1 МВ.
Изложение в вольной форме некоторых мыслей, появившихся в результате общения с хорошими людьми, с этого и других сайтов («Окрестности Петербурга», «Terijoki» и «Русский Фортификационный Сайт»), сидения на стуле в ЦГА ВМФ и впечатлений от гуляния на природе в компании с Сашей Браво и Гришей Гуринским.

Введение. С чего все началось.
А началось все с того, что в старом путеводителе по Выборгу, издания 1965 года (В.Адаскина, И.Вассель, Б.Зуев, Э.Риор, «Знакомьтесь – Выборг»), сказано о том, что пос.Выборгский, расположенный на о-ве Твердыш, образовался путем слияния трех поселков, один из которых – Павловский, был назван так потому, что в той местности ранее располагались Павловские батареи. Зачем мне эти батареи нужны, я не знаю, но поскольку никто про них ничего толком не знает, в том числе, и в Выборгском Замке, то пришлось залезть в ЦГА ВМФ.
Павловская батарея нашлась на плане крепости 1850г. [1] Но совсем не на о.Твердыш, а в составе «Рогатой крепости», напротив малого равелина, на берегу Салакаллахти. Очевидно, на современной карте это где-то между Рыбным переулком и ул.Николаева. На других картах, в том числе, на плане 1858г. [2], ее обнаружить не удалось.
Поселок Павловский обнаружился на карте Выборга 1887г., на том месте, где ему и положено – на о.Твердыш, между Короной Св.Анны и Монрепо. Таким образом, вопрос Павловских батарей на о.Твердыш остался открытым. Но ситуация уже вышла из-под контроля и стала развиваться самостоятельно – в РГА ВМФ наткнулся на документы времен 1 Мировой войны, касающиеся работ по созданию Выборгской Крепости. Основная часть документов, в том числе, все планы и карты, находится в РГВИА (Москва, Бауманская ул.), посему пришлось заниматься домыслами и поисками на местности. Надо отметить, что информация о наличии фортификационных сооружений за Выборгом, включая фотографии и планы, появлялась на этом (www.around.spb.ru) и других сайтах, например, на Русском Фортификационном сайте. Также, в 11 номере Цитадели вышла статья, посвященная именно Выборгской фортификации ХХ века. Но цельной и, главное, детальной картины у меня не было.

Перед началом 1МВ.
«… заключения ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Главнокомандующего войсками Гвардии и Петербургского военнаго округа по особому докладу (31 января 1906г), в котором признано за Выборгом значение «общегосударственной крепости, прикрывающей столицу с севера». В 1913 г. проект усиления Выборгской Крепости получил 12 января ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение, и летом особой изыскательской партией под руководством Коменданта был составлен детальный Генеральный план крепости. … Этот план … был утвержден Военным министром 6 Марта 1914г. [3] Необходимость этого плана была вызвана тем, что на момент начала 1МВ «… Сухопутные позиции состоят из: … С западной стороны из трех открытых с горжи устаревших батарей, расположенных на восточном берегу Кивисильтского пролива: две на о-ве Сорвали, 1 на Линно…» [3]. Эти батареи были построены в 1860-1870 гг. в связи с угрозой Англо-Франгцузской интервенции после подавления польского восстания 1863г. [6]. Валы этих батарей видны на карте (обведены красным). От батареи на Линно-саари (о.Твердыш, №1 на карте) ничего не осталось – валы были срыты при строительстве железнодорожного моста. Остатки валов «Северной» батареи (2) на о.Сорвали находятся на территории в.ч. и хорошо видны с насыпи автодорожного моста.
В наилучшей сохранности на сегодня находится «Южная» батарея (3). Она вполне доступна для осмотра. Для того, чтобы пройти к ней, надо свернуть с шоссе по направлению к «Гвардейским баням» (остановка «Школа») и далее пройти вдоль забора в.ч., завернуть за краснокирпичные дома, и пройти сквозь огородно-тепличный «шанхай». Сохранились как валы, так и остатки кирпичных погребов.

Во время 1 МВ.
По проекту «То, что называется крепостью Выборгом представляет из себя … двойной Тетъ –де-понтъ, прикрывающий переправы через Кивисильтский и Салакалахтинский проливы…» [4]. Тет-де-понт – «голова перед мостом» (фр.) – предмостное укрепление. Восточный Тет-де-понт мы здесь не обсуждаем – это отдельная тема. Также, как и Приморский отдел обороны расположенный на островах Тронзундского архипелага. Приморскому отделу посвящены работы В.В.Дмитриева – сайт «Морские укрепления крепости Выборг» и статья в сборнике «Выборг. Фортификация», Выборг, 2006. Впрочем, в этих материалах есть далеко не все…
Итак, «Западный Тет-де-понт состоит из:
a) 3-х концентрических пехотных позиций;
b) нескольких центральных пороховых хранилищ, расположенных главным образом у Кивисильтских проливов;
c) нескольких батарей, вооруженных крепостными орудиями.
Внутренняя позиция – Сомер-оя – Хиетала – пехотная позиция усиленного полевого типа, длина 3 версты, удалена от переправ на 2 версты. В настоящее время в значительной своей части занята огородами.
Средняя позиция – п-ов Ронгас – Юкспэ – Рунолинна (в других материалах – Хака - Юкспэ – Лавола). Длина ок.12 верст, удалена от переправ на 4-6 верст. Состоит из 4-х Опорных Пунктов, удаленных друг от друга до 3-х верст и промежуточных окопов. ОП имеют солидные бетонные убежища и бетонные брустверы.
Внешняя позиция – Вахваниеми – Котолампи (оз.Заречное) – Юстила (Брусничное) длиною около 20 верст, удалена от переправ на 8-9 верст, делится на два резко отличных участка: Вахваниеми – Котолампи и Котолампи – Юстила.
Уч-к В-К состоит из 2-х полос и смычной позиции. Групповой характер. Имеются убежища и пулеметные капониры (бетон не упоминается. В.И.Калинин, признанный специалист по истории отечественной фортификации, на форуме Русского Фортификационного сайта сказал, что скорее всего пулеметные капониры представляли из себя укрытия полевого типа, защищенные со стороны противника естественным рельефом местности.) Сам я бетона там тоже не нашел. Но прошел ее не всю.
Уч-к К-Ю. У Юстила вполне законченная группа окопов с убежищами.» [4]
Но сначала о пороховых хранилищах, отмеченных на схеме черными кружками.
Из [3-5] следует, что бетонное сооружение на северной оконечности о.Твердыш – бетонный пороховой погреб с лабораторией (№1 на схеме). Постройка была начата «… в начале 1915г., когда выяснилось, что на усиление обороноспособности крепости могут быть даны ассигнования…» [5]. Этот погреб хорошо известен всему краеведческому сообществу и его фотографии и чертежи представлены на разных сайтах. Рядом с ним, чуть ближе к Кивисильтскому проливу, в лесу находятся бетонные сооружения непонятного предназначения – вроде бы фундамент под какой-то агрегат и рядом ряд столбиков в форме усеченной пирамиды. Долго гадали что бы это могло быть, в голову лезли идеи насчет электро-подстанции, но единственный вывод, к которому пришли по результатам обсуждений – непонятно.
Тогда же (в 1915г.) была начата постройка туннельного порохового погреба у мызы Хертуала (№2 на схеме). В этом погребе до недавнего времени находился КП дислоцированного в тех краях при советской власти корпуса. Внутри останки «советской военной мощи» - мерзость запустения. Кирпичные здания около этих сооружений – артиллерийские сараи. По состоянию на осень 1917г. работы на этих объектах закончены еще не были [4].
Пещеры, обозначенные на всех картах(№3 и №4 на схеме), были вырублены также для использования в качестве пороховых хранилищ. В настоящее время пещеры восточнее Рапатти не используются (№3) и их можно посетить. Для этого достаточно сесть на 12 автобус и выйти у поворота на пос.Калинина, а там полтора километра по дороге и у знака ж.д. переезда свернуть налево. Вв пещерах севернее (№4) фирма «Выборгский компаньон» выращивает шампиньоны. К непрошенным визитерам там относятся крайне неодобрительно. Замечу, кстати, что в отличие от Выборгских компаньонов, абсолютное большинство местных жителей, узнав о краеведческих целях наших прогулок, проявляло искренний и доброжелательный интерес и желание нам помочь - рассказать и показать все, что знают.

Средняя позиция.
На схеме Средняя позиция весьма условно нарисована пульверизатором, кружочками обозначены четыре ОП с элементами долговременной фортификации. В силу того, что местность представляет собой гранитные возвышенности, разделенные болотистыми низинами, сплошного фронта на позиции нет – она состоит из отдельных опорных пунктов «полевой профили» на вершинах или по склонам господствующих над местностью высот. Эти ОП представляют собой вырубленные в граните окопы по окружности высоты, в центре как правило один или несколько котлованов под убежища, соединенные между собой и с окопами ходами сообщения. Поскольку окопы существенно отличаются от современных – они много шире, то многие принимают их за каменоломни. По моим домыслам, окопы стали гораздо уже после того, как во время 1МВ появились минометы – широкие окопы с успехом защищают от настильного огня артиллерии, но попадание в такой окоп мины будет иметь самые печальные последствия.
Некоторые из таких ОП «полевой профили» обозначены на схеме красными пятнами. Обозначены далеко не все ОП – они есть практически на каждой высотке. Ряд ОП на высотах, господствующих над долинами рек Юкспяя (Селезневка) и Пиени-Мериоки (Липовка) соединяет Среднюю позицию с Передовой. Быть может, это и есть смычная позиция?
Перед началом 1МВ успели приступить к постройке форта №3 и подготовительным работам на форту №2. В документах времен 1МВ упоминаются один форт (№3) и три ОП, усиленных элементами долговременной фортификации. По моим домыслам, с которыми согласился В.И.Калинин, при постройке в военное время первоначальные проекты были существенно упрощены, что и послужило основанием для «разжалования» из фортов в ОП. Очевидно, были исключены такие элементы, необходимые для того, чтобы называться фортом, как подбрустверные галереи, капониры и кофры для фланкирования рвов, etc. Но, еще раз повторюсь, все чертежи и планы в Москве, в РГВИА, на работу в котором времени у меня нет, увы.

Правый сектор – От Сайменского канала до Вильмандстрандского шоссе исключительно (на схеме обозначен желтым). Вильмандстрандское шоссе ныне почти заброшено и используется только местными жителями и дачниками. «Группа ОП литер А (высота 22.6) протяжением около 2-х верст по фронту расположена по высотам между дорогой от селения Раппати к Раасия, и болотистой равниной, по которой протекает ручей к мызе Пиетиля. Центр группы на скалистом массиве с отметкой 22,6 (все размеры в саженях). В тылу залив Суоменведенпохья. На высоте 22,6 строится ОП, усиленный элементами долговременной фортификации.» [5]. Строительство ОП литер А было начато в самом начале июля 1915. В инете никакой информации про этот ОП литер А не было, на все мои вопросы никто ничего путного ответить не мог, а бетон там должен был быть. В мае 2005 года мы почти нашли его – нашли окопы на западном фланге, но увлеченные поиском пещер и из-за ограничений по времени прошли буквально в 100 метрах от бетонных убежищ. Нашли их мы только в декабре под предлогом «чайку попить в красивом месте» – раньше было жалко времени, так как очень многое хотелось посмотреть.
ОП литер А охватывает окопами вершину высоты, северная часть окопов выполнена в бетоне, имеет бетонные брустверы и укрытия. Протяженность бетонных окопов более сотни метров, качество работ, в отличие от убежищ, весьма высокое. Через определенные промежутки как банкеты, так и сами окопы разделены траверсами, препятствующими продольному прострелу. В трех местах линию окопов прерывают интересные конструкции – узкая и глубокая шахта, в бруствере над которой специфическая, открытая сверху амбразура. Для стрельбы это явно не предназначено. Единственно правдоподобное объяснение – для перископов.
В центре ОП, на самой высоте 22,6, два «больших» убежища, одно из них производит впечатление «центрального», второе выдвинуто к линии окопов и оборудовано банкетом для стрелковых позиций, крыша его выполняет роль стрелкового бруствера. На восточном фланге 2 «маленьких» убежища. На западном фланге, через который мы прошли в мае, вырублены окопы и котлован под убежище, которое, очевидно просто не успели построить.
По сравнению с остальными сооружениями Средней позиции, убежища ОП литер А производят неизгладимое впечатление халтурной работы – с потолка отваливаются куски бетона, свисают гнилые бревна. В крыше «центрального» убежища огромная дыра. Ни о каком непрерывном бетонировании и речи нет. Но если в «центральное» убежище еще можно войти, хоть и с дрожью в коленках, то в «передовое» входить не хочется совершенно – весь пол завален обвалившимися кусками потолка. Особо тягостное впечатление оставляют «маленькие» убежища – вместо бетона просто куски гранита, кое-как скрепленные раствором, местами из потолка вываливаются … бочки с цементом. Из стены руками легко выковыриваются куски крошащегося бетона. Интересно было бы узнать фамилию подрядчика…

Средний сектор, группа ОП Юкспэ (или Юкспяя) (Лит. «Б») – это тот самый форт, что частично прорезан объездной дорогой, при строительстве которой сковырнули бульдозером часть бетонного бруствера. Доехать до него от Выборга можно на 12 автобусе, выйдя у ж.д. переезда – бетонный бруствер отлично виден из окна автобуса.
ОП «литер В» единственный из всех четырех, который успели почти полностью построить – кроме двух убежищ сооружены бетонный стрелковый бруствер по всей окружности, а также ров перед ним. В гранитном массиве вырублены широкие и глубокие ходы сообщения, соединяющие стрелковые позиции с убежищами. В убежищах противооткольные покрытия потолка, состоявшие из сплошного слоя рельс с асфальтовой прослойкой между ними и бетоном, полностью уничтожены.
Огнем промежуточного капонира этот ОП должен был поддерживать форт №3. Где этот промежуточный капонир? По другую сторону строящейся окружной дороги, чуть ближе к ж.д., сохранился используемый ныне местными жителями для хранения картошки пример постройки мобилизационного периода – в качестве противооткольного покрытия использованы бревна, прямо на которые уложен бетон. Напоминает «маленькие» убежища ОП «литерА», но качество бетонирования несравнимо выше. Между этим «картофелехранилищем» и дорогой сохранилась стрелковая или пулеметная позиция с бетонной амбразурой.
Левый сектор:
1. группа форта №3 (выс.11,5), форт должен запирать Фридрихсгамское шоссе у высоты 11,5 и доступ на п-в Ронгас. Форт начали строить еще до начала 1МВ, в период мобилизации (с 18 июля 1914г) постройка была приостановлена. По сост.на авг.1916г. [5] одно убежище было готово, другое в работе, валы форта насыпаны почти полностью. Три убежища обнаружил Павел Сапунов, о чем и оповестил краеведческо-фортификационную общественность. Убежища хорошо сохранились. Их крыши служат стрелковыми брустверами для стрелков. Убежища отличаются от сооружений ОП лит.А и Б более развитой системой входов-выходов – если у убежищ первых двух ОП были только входы типа сквозник с горжевой стороны, то на форту №3 есть и дополнительные выходы из двух убежищ непосредственно к стрелковым позициям. Для защиты этих выходов сделаны стрелковые амбразуры. А поскольку достроить не успели, то в амбразурах осталась опалубка.
Пожалуй именно сохранность опалубки производит наиболее сильное впечатление на этом ОП – девяносто лет прошло, а дерево как новое!
Также обращает на себя внимание форма стен – к потолку они утончаются. Это результат добычи металла – выдирали металлические швеллера или рельсы, использованные в качестве противооткольного покрытия. Кое-где на потолке видны следы асфальтовой прослойки между противоотколом и бетоном.
Неподалеку от форта №3 в лесу есть ряд интересных сооружений – стрелковая позиция, на первый взгляд более напоминающая общественный сортир , но без «очков», бетонная позиция для пушки или пулемета, большое бетонное убежище. Последнее интересно тем, что в документах написано – окопы от форта №3 до ОП у Наулсаари совсем не имеют убежищ. А оно есть!

2. ОП у Наулсаари (Фриеденгоф) – 2 бетонных убежища были в 1916г. готовы, три – в работе [5].
Также в [3] упоминается о том, что в начале июля 1915г. было приступлено к постройке ОП «лит. «Д» у дер.Расалахти, более нигде этот ОП не упоминается . Мне кажется, что ОП у Наулсаари и ОП «литер Д» - это один и тот же ОП. Тем более, что негде ставить ОП у Расалахти. По наводке Павла Сапунова мы его легко нашли. Окопы кольцом охватывают вершину высотки. Бетонные брустверы на обращенной к неприятелю западной части, с востока и юга окопы не бетонированы. Убежища расположены непосредственно на линии окопов. Еще два убежища должны быть расположены чуть западнее, Павел Сапунов их видел, а мы не пошли искать – время уже поджимало. Нашел я их уже в 2006 году.
И тогда же нашел еще один ОП, южнее ОП у Наулсаари, на высотке, что за дорогой на Зеленый Остров. Окопы, окопы, глубокие ямы под убежища, куски бетона, положенного по бревнам, и одно бетонное убежище! Противооткол, как и почти везде, выдран.

Пока хватит . Там еще много всего есть интересного, но надо и на потом оставить.




Источники.
1. ЦГА ВМФ ф.1350, оп.1, д.199
2. ЦГА ВМФ ф.1350, оп.1, д.200
3. ЦГА ВМФ ф.1350, оп.1, д.178 «Записка и состоянии Выборгской Крепости, об ее укреплениях и техническом оснащении. К отчету за 1915г. СЕКРЕТНО»
4. ЦГА ВМФ ф.1350, оп.1, д.78 «Памятная записка к вопросу о производстве оборонительных работ Выборгским Крепостным строительством (осень 1917г.)»
5. ЦГА ВМФ ф.1350, оп.1, д.191 «Штаб Выборгской Крепости. Памятная записка по Выборгской Крепости. Августа 1916г.»
6. сайт «Морские укрепления крепости Выборг»

прикрепленную схему рисовал кажется Синоптик
« Последнее редактирование: 22 Августа 2010, 06:27 от Владимир Калинин »
Кадры решают всё!
http://rufort.info/, http://unwd.narod.ru

Оффлайн Вадим

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 259
Re: Выборг - опорный пункт В
« Ответ #2 : 07 Января 2008, 00:53 »
Первое впечатление, которое это укрепление произвело (вот так сразу, не читая текст про его взаимодействие с другими укреплениями), что это некий форт с открытой горжей, пехотный, не имеющий барбетов для орудий, имеющий пару площадок в углах (исходящих фасов) стрелковой позиции для (вероятно?) пулеметов и, на левом фланге, узкую аппарель и меньшую поразмерам, площадку, на которую можно, например, выкатить Максим.

"Форт" этот, на вид, построен, я сначала подумал, в 1910-12 гг... (А. Павлов пишет - 1914-15 гг.) Потолок плоский, были балки и асфальтовая подушка. Металлические двери. В стенах убежищ - воздуховоды, ведущие под крышу. Стрелковый бруствер, в отличие от Ино и Кр. горки, имеет навес, но квадратные ниши для укрытия стрелков не предназначены.

Горжа (по крайней мере, сейчас укрепление выглядит самостоятельным), насколько я понял, была открыта с тыла. Возможно, прикрывалась неким укреплением, находящимся через дорогу, - там есть окопы и еще многое можно найти. Однако стрелковый бруствер слева и справа закругляется, что видно на фото, и образует некий "створ" перед входом в широку тыльную траншею, ведущую во двор, откуда расходится к двум убежищам.

Короче, место весьма интересное и требует дальнейших исследований, тем более что и перед укреплением, и вокруг, и рядом, есть окопы времен ПМВ, недостроенные бетонированные укрепления и пр.
« Последнее редактирование: 22 Августа 2010, 06:27 от Владимир Калинин »
Кадры решают всё!
http://rufort.info/, http://unwd.narod.ru

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Re: Выборг - опорный пункт Б
« Ответ #3 : 07 Января 2008, 03:14 »
Да, Выборг, это наверно последняя "фортовая" крепость, которая начала строиться как фортовая, но ходу строительства превратилась в "групповую". Исключительно интересный объект для исследований, но обязательно бы надо копнуть материалы по Выборгу в РГВИА (в Москве). чтобы иметь оригинальные планы и чертежи. Многое тогда станет понятней.

Вадим С.

  • Гость
Re: Выборг - опорный пункт Б
« Ответ #4 : 07 Января 2008, 10:16 »


вопрос на засыпку: что будет с обороняющимися, если в тылу этого "окопчика" разорвется минка или снарядек?

что это, недостроенность или что-то другое?

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Re: Выборг - опорный пункт В
« Ответ #5 : 07 Января 2008, 11:27 »
Хорошего ничего не будет, однако траверсы, при прочих равных, несколько уменьшат число покалеченнх и убитых.

Наверно недооценивали навесной огонь, хотя в данном случае поправить беду было бы легко сделав позади этой стенки небольшую насыпь, т.е. превратить это все в окоп с бетонированной напольной крутостью и траверсом. Надо сравнить с аналогичными постройками более законченными и тогда можно будет погадать с большей обоснованностью
« Последнее редактирование: 22 Августа 2010, 06:28 от Владимир Калинин »

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2575
Re: Выборг - опорный пункт В
« Ответ #6 : 07 Января 2008, 12:12 »
Тут еще нужно посмотреть,на какого противника рассчитаны укрепления.Выборг мог проектироваться как Севастополь 41 на десант,не обладающий приличной артиллерией(в приморских крепостях России это часто бывало-ставили не сильно полноценные укрепления).
Кроме того.15 год-это год приспособления инж.мысли к реалиям войны-отказ от многих довоенных реликтов,поиски нового.До тихого Выборга многие новации могли дойти с запозданием.
« Последнее редактирование: 22 Августа 2010, 06:32 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Re: Выборг - опорный пункт В
« Ответ #7 : 07 Января 2008, 12:33 »
Как раз наоборот, замена фортоподобных (назовем их условно сосредоточенными) опорных пунктов на расчлененку, т.е. на групповые формы - это как раз новые веяния, равно как и строительство сухопутного обвода в Свеаборге - там только групповые формы. Так что армейская инженерная мысль в столичном Петроградском военном округе была вполне на высоте.

А вот Ревель - по морскому ведомству проходил и там структура обвода, в отличие от Свеаборга - более сосредоточенная, там более или менее четко просматриваются опроные пункты, а в Свеаборге - пыль совершенная и эти пункты скорее выделяются условно.

Выборгско-Свеаборгско-Ревельская фортификация - это фортифкация Второй мировой войны в условиях Первой. Это мнение (не совсем справедливое) Ярека Хоржемпы, но "забегание" этих форм немного впереди своего времени отвечает правильно.

А вообще - судя по обводу Красной Горки и Ино, "фортам" Севастополя, некоторым владивостокским фортам - русская инженерная мысль перед Первой мировой войны находилась в состоянии "брожения" и была несколько впереди соседей (опыт Русско-японской войны получили) и поэтому после начала Первой мировой войны в глубоком тылу понастроили довольно много интересных "бетонов".

Впрочем, в наиболее умных российских головах головах это брожение началось чуть раньше, но об этом поговорим в другой раз.
« Последнее редактирование: 22 Августа 2010, 06:33 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8379
Re: Выборг - опорный пункт В
« Ответ #8 : 08 Января 2008, 14:47 »
Впрочем, в наиболее умных российских головах головах это брожение началось чуть раньше, но об этом поговорим в другой раз.

Поворить можно здесь: http://rufort.info/library/schwartz/schwartz.html, а точнее вот тут: http://rufort.info/index.php?topic=178.0
« Последнее редактирование: 22 Августа 2010, 06:32 от Владимир Калинин »

Оффлайн lisits

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 13
    • Доты в городе
Re: Выборг - опорный пункт Б
« Ответ #9 : 10 Января 2008, 13:37 »
Тема недостроенности, я полагаю, присутствует. Рядом с фортом бетонная стена контрэскарпа (наверное), обсыпана землей только наполовину. И в траншеях рядом с фортом интересный бетон, тоже имеющий черты недоделок (фотки у В.)
"Кто кого еще порвет" - сказала Тузику надутая до 10 атмосфер грелка.