Ни бетон, ни
металлические плиты,
которые
использовались для
сооружения взлетно-
посадочных полос на аэродромах в
европейской части
страны, на Курилах не выдерживали
испытаний:
деформировались. Японцы нашли оригинальное решение
проблемы. Они
сооружали деревянные
взлетно-посадочные
полосы и рулежные
дорожки без единого железного гвоздя.
Оказалось, что это
очень практично,
особенно зимой, когда
неизбежны
температурные колебания. — С. А. Красовский , "Жизнь в авиации" [1] Иногда создавались
закрытые стоянки для
самолётов (капониры),
оборудованные внутри
горных массивов. На другом острове
Курильской гряды мы
увидели более
крупный аэродром, с
несколькими полосами.
В центре его высилась гора, которую
опоясывала рулежная
дорожка. У подножия
горы японцы
соорудили капониры, куда и закатывали самолёты на случай атаки аэродрома или стихийного бедствия.
Входы в капониры
ограждали подвижные
(на роликах)
металлические плиты
— тоже мера предосторожности. Все
это было очень искусно замаскировано под цвет окружающей
местности. — С. А. Красовский, "Жизнь в авиации
Это как раз про аэродромы Китанодаи и Санконо