Автор Тема: Б.Н. Славинский - Советская оккупация Курильских островов  (Прочитано 1506303 раз)

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Вот пара карт.

Из сборника Senshi Sosho, прислал Акира Такизава.



А это из Краевой библиотеки Петропавловска

Оффлайн Любитель

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 983
 Воздушный бой с группой японских самолётов из которых только один прорвался к городу, но всё равно был уничтожен!
  О таком бое, еслиб он был, трубил бы весь официоз.
Лично моё мнение - японец был один и сбили его моряки с "Таганрога". Но атаковал он не танкер, а нефтебазу, возле которой "Таганрог" стоял. Нефтебаза с огромными топливными (неподвижными) резервуарами для камикадзе более предпочтительная цель.Где-то об этом писалось, можно поискать.
 Официоз "сделал" танкер обьектом атаки что бы таки сгладить косяк ПВОшников. Еслиб на верх было доложено что атаке с воздуха подверглась именно нефтебаза (кстати,очень важная!), то последствия для руководства ПВО могли быть очень плачевными.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Соображения ситуационного характера от Iskanderа резонны и понятны, только насчет группы я сильно сомневаюсь.
Что касается роли танкера "Таганрог", то повторюсь ,что отнимать лавры у экипажа оснований не вижу. Ну наверное все же они добили того пилота.
Если пилот пер внаглую, не маневрировал, то и новичку могло повезти. Кстати для японских летчиков с высокой подготовкой характерно, что цель для них прежде всего и такие "мелочи" вроде зенитного огня роли не играют (по крайней мере это общее место японской авиации в войне не Тихом океане ,предельная острота и эффективность любой ценой. В группе асов такая тактика приводила к очень высоким результатам.) И еще есть соображение, что пилот мог быть ранен после атаки истребителей.
Кстати почему его "зачислили" в камикадзе?

Про стрельбу новичков по самолетам - еще когда был ребенком ,мне рассказывал Н.А.Мерт, автор книги "Красин" в боевом походе", что думал один сбитый над конвоем опытный немецкий бомбер. Типа того ,что с профессионалами в каком-то смысле проще - можно предугадать поведение, реакцию. А вот с вами, лабухами, торговыми моряками, свихнешься, палите без разбору совершенно непредсказуемо. :)

Оффлайн Любитель

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 983
Кстати почему его "зачислили" в камикадзе?
  ???
  А куда его "зачислить" с таким полётным заданием:
Цитировать
«Задача — нанести таранный удар на полном ходу при скорости 550 километров в час. До последнего момента, не закрывая глаз, хорошо прицелившись, нанести удар прямо в трубу или мостик. Если нет кораблей, то выбрать в городе самый большой дом. В случае обстрела зенитной артиллерией или встречи с вражескими истребителями помахать крыльями, выпустить шасси и, сделав ложные знаки о сдаче, продолжать выполнять задание — нанести таранный удар по самому большому кораблю в порту Владивосток»

Оффлайн Taranov

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 500
Вот пара карт.

Согласно данным по операции, в атаке участвовало 18 танков. Из них 15 пошло утюжить наши порядки, а 3 машины стояли поодаль, руководя действиями и ведя огонь издали. Потом группа пошла на разворот и подставила борта под огонь ПТР.

В реальности картина отличается и от наших описаний, и от японских. В общем и целом наши описания более справедливы.

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
В атаке участвовало, как пишут, 18 танков, а японцы признают потерю не менее 21 машины.
Кроме того, восемнадцать машин это маловато для четырех танковых рот, участвовавших в атаке.
Даже пяти, если считать еще ОТР.
Похоже у нас считают только и исключительно  машины участвовавшие в одной массированой атаке
на высоту 171. Но мне кажетя, что таких атак было несколько. Потому как есть упоминания и о танках,
которые атаковали соседнюю высоту. И конечно, та самая обходная колонна, которая встретилась с моряками...



Цитировать
3 машины стояли поодаль, руководя действиями и ведя огонь издали.
Интересно, кто это были. Ведь комполка вел смои машины в атаку в первых рядах.

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Цитировать
Все ясно - финансирования хватило только на вывоз. Теперь ржаветь будет на Сахалине. Кстати, Самарин в данном случае сам себе противоречит
Далее цитата с одного из сахалинских сайтов.
Цитировать
Путешествие экспоната
Пройдет от силы месяц – и на территории областного краеведческого музея появится уникальный, не похожий на другие экспонат. Это самый настоящий японский танк Ха-Го времен Второй мировой. Его атаку отбили наши войска в самом начале Курильской десантной операции на острове Шумшу. В ее ходе японцев вытеснили с Курил… До окончания Второй мировой войны оставалось совсем немного.

50 МИНУТ ПО ВОЗДУХУ

Боевая машина простояла на Шумшу без движения с 1945 года. Понятное дело, вид она имеет не самый привлекательный, а потому сейчас проходит реставрацию в одной из фирм Южно-Сахалинска. Процесс это непростой, во многом творческий.

– Во время сражения советские десантники подбили танк из противотанкового ружья. Чтобы боевая машина не досталась противнику, японцы танк подожгли, в ствол засунули гранату, – рассказал исследователь нашей военной истории, советник областного агентства по культуре Игорь Самарин. – Кроме того, на танке частично отсутствовали детали. По частям удалось собрать гусеницы. Что могли, сняли с других японских танков, оставшихся на Шумшу, в центральной его части, после сражения. Их для своих хозяйственных нужд использовали уже советские танкисты, которые стали служить на острове после войны.

В ходе реставрации предстоит перебрать и собрать заново ходовую часть. Это самый сложный этап для специалистов. Поэтому боевая машина разобрана до основания. Нужно будет, в частности, наварить металл на части корпуса, основательно изъеденные коррозией. Для музейного экспоната, к сожалению, не удалось найти бронированных плит, которые закрывают двигатель. Поэтому наши мастера сделают их имитацию, что вполне нормально при реконструкции исторических объектов, отметил И.Самарин. Потом останется только покрыть восстановленную технику антикоррозийным составом и нанести камуфляжную окраску, которая была принята в японской армии периода Второй мировой.

Сама транспортировка танка с далекого острова в областной центр была процессом не менее сложным, чем идущая сейчас реставрация. Ведь на Шумшу нет причалов для судов, которые могли бы взять на борт этот исторический экспонат. Нет там нормальных дорог и обустроенных мостов, по которым можно было вывезти бронемашину к морю. Поэтому специалисты одной из северо-курильских компаний решили перевозить танк по воздуху. Груз этот – специфический, и за один раз его не увезти. Пришлось разделить Ха-Го на две части. С него сняли башню, двигатель, элементы ходовой части. Вначале вертолет забрал корпус, затем все остальное и отвез в Северо-Курильск. Перевозка заняла в общей сложности 50 минут и прошла в течение одного дня, 17 июня. В северо-курильском порту Ха-Го погрузили на судно, которое шло в Корсаков.

КСТАТИ
Решение о вывозе танка Ха-Го с острова Шумшу было принято в мае 2009 года на оргкомитете «Победа» под председательством губернатора области Александра Хорошавина. Из бюджета области были выделены деньги, доставкой экспоната занялось областное министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства. Был объявлен конкурс, в результате которого определились нынешние подрядчики.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ЯПОНСКОГО КАПИТАНА

Понятное дело, идея с перевозкой танка возникла не в последний момент.

– Думали мы об этом давно, – пояснил И. Самарин, – поначалу даже хотели привезти с Шумшу два танка. В 2006 году я вместе с советником тогдашнего комитета международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Николаем Вишневским побывал на Шумшу. Там мы окончательно определились с будущим экспонатом. Решили, что вывезти лучше один танк. Выбор остановился на том, который сейчас уже в Южно-Сахалинске.

Надо отметить, что на дальнем курильском острове достаточно старой японской техники. И состояние некоторых танков получше. Особенно тех, что стоят на высоте Северная, где и был пик сражения. Но то поле боя является достопримечательным местом, поэтому никто не имеет право изменить его вид, что-то оттуда забрать или привезти. Еще несколько танков, как уже упоминалось, стоят вдали от места сражения, в центральной части острова в урочище Кузьминовка. Там располагалась танковая часть японцев, там потом стояли и наши танкисты. Они, как уже говорилось, использовали эти бронемашины для разных хозяйственных нужд, а потому они основательно разобраны. Понятное дело, музеефикация таких остатков невозможна.

– А Ха-Го, на который пал выбор, первым пытался отразить атаку наших десантников, – пояснил И.Самарин.– У нас сохранились воспоминания японских танкистов, непосредственных участников тех событий августа 1945 года. Они рассказывают, что этот танк принадлежал командиру 4-й роты легких танков, капитану Ито. Когда советский десант высадился на острове, капитан поднял своих подчиненных, первым оказался в месте, где закрепились наши. Однако его машина сразу же была подбита из противотанкового ружья. Участвовать в массированной атаке на советские войска ему уже не довелось. После этого японцы отвели танк за 3 км от поля боя и попытались уничтожить, чтобы машина не досталась противнику.

Кстати, японские ветераны, участвовавшие в том сражении, в 1995 году приезжали на Шумшу и опознали там танк своего командира. Вспомнили, как проходило его уничтожение… Таким образом эта бронемашина отвечает всем требованиям историков – участвовала в сражении, получила небольшие повреждения, сохранила свою комплектность более чем наполовину. Главное, что мы все получим возможность видеть подлинного свидетеля последних дней Второй мировой войны, которая завершилась на наших островах.

По японской классификации привезенный с Шумшу танк именуется Ке-Го (легкая модель) тип 95. Эта цифра по старому японскому летоисчислению соответствует 1935 году, когда танк стал выпускаться серийно. Он интересен тем, что относится к категории наиболее редких моделей танков периода Второй мировой. Они выпускались до 1944 года. По сведениям И. Самарина, всего с заводских конвейеров сошло 1200 единиц таких бронемашин.
Ха-Го – это другое название той же модели танка, оно употребляется чаще всего и обозначает «третья модель». Такую классификацию дали на заводе «Мицубиси», который выпускал эту военную технику.
Чет я совсем запутался в высказываниях И.Самарина. То у них так, то наперекосяк, то опять будут восстанавливать чуть ли не до первоначального вида.  ???

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Я тоже запутался... только в описании боев.  ???


Оффлайн Taranov

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 500
Ровно 65 лет назад началась выгрузка первого броска курильского десанта.
Давайте-ка их помянем. Благодаря им Курилы наши, а не японские или американские.
Хотел помянуть их, как и год назазд, на высоте, но не сложилось - нет погоды.

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Ровно 65 лет назад началась выгрузка первого броска курильского десанта.
Давайте-ка их помянем. Благодаря им Курилы наши, а не японские или американские.
Хотел помянуть их, как и год назазд, на высоте, но не сложилось - нет погоды.

Помянуть, дело святое! Поддерживаю ;)!