Автор Тема: Журнал BALTFORT  (Прочитано 284108 раз)

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #320 : 29 Мая 2010, 13:45 »
Не так много поездов нужно по железке, имеющей рабочее движение, чтоб вытащить треть дивизии. Так что с Благовещенском все было более-менее просто. А вот из Николаевска это да, проблематично. От времени года зависит, плавсредства нужны соответствующие, и все равно несколько ходок, - время, в общем. Кстати не знаю, в каком состоянии находилось навигационное обеспечение от устья до Хабаровска. Может там даже было проще вытаскивать морем во Владивосток.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8384
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #321 : 29 Мая 2010, 13:57 »
В любом случае собрать дивизию, раскиданную по такой большой территории всю вместе требовало времени. Ну а тащить дивизию в Благовещенск было все же проще по Амуру, чем морем через Владивосток (а до того через Татарский пролив).

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2575
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #322 : 29 Мая 2010, 16:32 »
Но тем не менее,слова об отсутствии жд сообщения следует подкорректировать.
Кстати,по Зее и судоходство существовало....

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8384
Статья исследователя из Таллина Пееду Саммалосоо «“Речные извозчики” в ВМС Эстонии» рассказывает о тралении проводившемся эстонскими моряками после Первой мировой и гражданской войн и о различных типах судов самого разного происхождения использовавшихся для этого траления. В статье имеются два весьма любопытных эпизода. Один из них – о «захватнических» планах эстонского командования, которое хотело в 1919 г., воспользовавшись осенним наступлением Юденича на Петроград, высадить войска в тылу красных в Копроском заливе и молодецким ударом овладеть фортами Серая Лошадь и Красная Горка, чтобы установить контроль над Кронштадтом. Планирование этой невероятной по дерзости операции, учитывая чудовищное неравенство морских сил Эстонской республики и Действующего отряда красного Балтийского флота, зашло настолько далеко, что в состав отряда включили специальную команду артиллеристов, подготовленную для того, чтобы вести огонь из захваченных башенных артиллерийских установок Красной Горки. Белогвардейцы были от этих планов не в восторге и предполагали иметь в обозе быстроходные катера, чтобы как можно скорее по занятии Петрограда высадиться в Кронштадте и установить контроль над флотом раньше, чем там появятся эстонцы и англичане. В общем, эти планы чем-то напоминают мифическую угрозу морской атаки польских повстанцев на Кронштадт в 1863 г., измышленную в свое время В.Ф. Ткаченко и Л.И. Амирхановым, но в данном случае автор не фантазирует, а опирается на добротную архивную документальную базу.

В реальной жизни все оказалось прозаичней – главнокомандующий вооруженными силами Эстонии генерал Лайдонер категорически запретил высаживать десант до перехода белых войск в наступление, а когда последние сами атаковали и быстро вышли на ближние подступы к фортам, то эстонцы спокойно высадились уже в тылу своих белогвардейских союзников, а не красных и попытались атаковать красных с фронта. Команду береговых артиллеристов пришлось использовать в этих боях, как пехотное подразделение. Более того, ряд эстонских историков полагает, что именно на эстонских минах подорвались три советских эсминца в Копроском заливе, но это явное преувеличение, поскольку эстонские мины типа «Рыбка» имели слишком малые заряды, чтобы утопить столь крупные корабли.

Также весьма интересна история организации траления в территориальных Латвии и Эстонии. Военные-профессионалы – капитан флота граф Кайзерлинг (Латвия) и капитан 2-го ранга Зальца (Эстония) исходя из площади акватории, которую требовалось протралить, рассчитали, что для этого потребуется 18 тральщиков для Латвии и чуть ли не 50 тральщиков для Эстонии. Соответственно была рассчитана численность личного состава (который надо было содержать круглый год, включая зимний период бездействия) и выяснилось, что подобный тральный флот будет не по карману молодым независимым государствам. Поэтому эстонцы пошли по более простому пути. Тральные силы вообще вывели из состава военного флота. Экипажи на зиму увольняли и нанимали весной заново и при такой организации работ это уже оказалось посильно бюджету и работа была выполнена. И хотя автор весьма скептически относится к опыту организации вооруженных сил Эстонии, когда во главу угла ставились экономические соображения, тем не менее, этот опыт в случае рациональной организации тральных работ выглядит вполне успешным.

Статья историка из Риги Модриса Эссертса «Пушки русского линкора в Латвии» повествует об использовавшихся в береговой обороне Риги двух 130-мм/55 кал. орудий с бывшего русского линкора «Генерал Алексеев», он же «Воля», он же Император Александр III». Из двух орудий, одно оказалось с поврежденной нарезкой и поэтому эстонским артиллеристом пришлось уменьшить заряды, чтобы добиться более или менее точной стрельбы. Эти орудия в 1940 г. были переданы советскому ВМФ, но использовать их никому не пришло в голову и дальнейшая судьба их неизвестна. Автору также неизвестно место, где точно была поставлена 130-мм батарея (в районе Мангалсале). На позицию 120-мм орудий эти пушки (как это предполагалось изначально) поставлены не были, а наболее вероятно их установили на позицию, исходно предназначенную скорее всего для 10-дюймовых орудий.

В этой связи вызывает удивление отрыв автора, хорошо проработавшего архивные материалы, от результатов полевых исследований, выполненных коллегами, поскольку фотография позиции старых 10-дюймовых орудий, переделанной для какой-то тумбовой артустановки более мелкого калибра, приведена в качестве иллюстрации к этой статье. Совершенно очевидно, что нужно было измерить диметры болтов, их количество, диаметр круга, по которому они расположены и это могло бы позволить сделать какие-то обоснованные предположения о типе установленных здесь орудий, поскольку батареи со 130-мм/55 кал. орудиями имелись в Эстонии и у тамошних коллег можно было бы выведать соответствующие праметры для сравнения, я уже не говорю о литературных данных по 130-мм/55 кал. орудиям.

Статья Олега Васильевича Морозова, военного историка из Риги «Русский гарнизон Динабурга в 1772–1800 годах» являет собой добротный очерк по истории гарнизонных батальонов и полков, размещавшихся в Двинске до создания там крепости. То, как подробно и систематически разрабатывает Олег Васильевич историю войск Двинской крепости вызывает лишь уважение. Остается надеяться, что тема будет продолжена.

Статья эстонского исследователя из Таллина Игоря Владимировича Копытина «Саперный батальон инженерных войск эстонской армии в 1924–1940 годах» повествует об организации, службе, истории и вооружении саперного батальона инженерных войск. Эстония, как следует из этой и других статей, располагала довольно приличным военно-промышленным комплексом. Во всяком случае, здесь изготваливали противогазы, комплекты химзащиты, мины и другие виды инженерного снаряжения.

Статья покойного военного инженера Семена Семеновича Кушнера «Часть II. Боевое использование береговых батарей второй зоны. Фортифкационное оборудование ВМБ Ханко (продолжение)» является продолжением уже знакомой читателям публикации. Однако заголовок вызывает недоумение, поскольку о фортификационном оборудовании ВМБ Ханко в статье не сказано ни слова, и к этой ВМБ имеют какое-то отношение батареи о. Оссмуссар, которые переподчинили ВМБ Ханко лишь после захвата противником Моонзундских островов. Здесь есть некоторый недосмотр со стороны редакции.

На самом деле эта статья посвящена анализу фортификационного оборудования батарей Моонзунда и, главным образом, их роли в обороне архипелага. И этот анализ весьма интересен, хотя и основывается на уже опубликованных материалах. Заслуживают внимания размышления автора о причинах того, что острова архипелага не имели обороны со стороны материкового побережья Эстонии, поскольку советская военная доктрина, слишком тесно завязанная на тогдашнюю политическую конъюнктуру и советскую традицию выдавать желаемое за действительное, даже не допускала мысли о возможности появления здесь неприятельских войск. И это было глубочайшим заблуждением, за которое пришлось платить кровью. Автор подробно анализирует характер боевого применения береговых батарей в первый период обороны Моонзунда, т.е. до общего отхода на полуостров Сворбе и делает вывод о том, что оно в значительной степени способствовало длительности сопротивления батарей и успешности выполнения ими боевых задач, а береговые батареи играли роль основных узлов сопротивления для опиравшихся на них сухопутных войск. Хотя данная работа также, как и статья А.Б. Широкорада является во многом компилятивной, но знакомство автора с местными условиями и с конкретными фортификационными сооружениями придает его анализу несомненно более высокую ценность.

Продолжение интереснейших воспоминаний генерала Виктора Ивановича Манойлина (Россия, Санкт-Петербург) «Инженер-гардемарины Советского Союза» несомненно заинтересует читателя. Автор, который по воспоминаниям людей с ним учившихся, пользовался исключительным авторитетом в училище, как один из лучших курсантов, пишет здесь о том, как в училище их собственно учили разного рода специальным предметам, разным отраслям военного и морского дела, какую давали физическую подготовку и делает вывод о том, что в жизни пригодилось практически все, на что было затрачено учебное время, а ведь так бывает крайне редко. Интересно описание дискуссии о том, что такое фортификация – искусство или наука, развернувшейся в стенах училища. Очень интересны мысли автора о том, что на голом энтузиазме и сознательности нельзя слишком долго обеспечить эффективность строительной работы. Столь суровые выводы, несовместимые с тогдашней идеологией «формирования нового человека» к которым он пришел еще в курсантские годы, наверно существенно облегчили ему уход от провалившейся коммунистической идеологии и восприятие современной «рыночной» действительности, а также обеспечили возможность в весьма зрелом возрасте успешно реализовать себя и в частном секторе, применив свои знания и опыт в наиболее прибыльной его части – нефтяном бизнесе. Также весьма забавно описание попытки армейского полковника – начальника строевого отдела – переиначить жизнь училища на армейский лад и «подтянуть» преподавательский состав, который во многом оставался гражданским по духу.

Не откажу себе в удовольствии процитировать фрагмент воспоминаний:

«В теплый весенний день к проходной проходит начальник кафедры архитектуры инженер-полковник Бабушкин. Шинель на архитекторе нараспашку. Клещенко, для того, чтобы сделать замечание за нарушение формы одежды – расстегнутую шинель, окликает Бабушкина: “Товарищ полковник…” Бабушкин повернулся, не дал Клещенко договорить то, что он собирался сказать и сам сказал ему «Привет». Клещенко продолжает: “у Вас шинель расстегнута…” Бабушкин опять не дает Клещенко закончить фразу и сам говорит: “Жарко. Чего ты паришься – расстегнись” - после чего поворачивается и уходит, оставив Клещенко, как говорится с раскрытым ртом».

Нет сомнений, что архитектор – дитя природы и свободный художник по натуре – искренне обрадовался, увидев знакомого полковника, и поприветствовал его не по уставу, а в ответ на замечание насчет незастегнутой шинели – искренне посочувствовал «недогадливому» строевику и дал ценный совет ее расстегнуть. Наверно эту искренность и отсутствие желания обидеть коллегу понял и сам начальник строевого отдела, поскольку происшествие не имело продолжения в виде разборок у начальника училища.

В заключительной части журнала дается информация о вышедших книгах. В частности, о книге «Время больших пушек . Битвы за Ленинград и Севастполь» Александра Борисовича Широкорада говорится буквально следующее: «…В частности, в ней рассказывается, как финские орудия, вопреки сложившемуся мнению, вели интенсивные обстрелы северо-западных районов Ленинграда». Честно говоря, это утверждение настолько противоречит всей отечественной и зарубежной историографии по вопросу обороны Ленинграда, что хочется получить по поводу этой фразы комментарий Юрия Юрьевича, поскольку раз он ее сам придумал или переписал из аннотации, то в какой-то мере отвечает за ее содержание. А фраза эта очень важна для понимания военно-политической истории всего Балтийского региона, так что в этом вопросе надо разобраться - фантазирует, как это часто бывает Александр Борисович, или им действительно сказано новое слово в исторической науке.

Завершается журнал обращением главного редактора нового журнала «Фортовед» Станислава Воробьева по поводу выхода этого издания. Журнал выступает за плодотворное сотрудничество с уже имеющимися фортификационными и военно-историческими изданиями и это обстоятельство не может не радовать. Места на самом деле в историко-фортификационном жанре хватит всем – никакой конкуренции тут, к сожалению еще нет и в обозримом будущем не предвидится. К сожалению, для иллюстрации этого обращения использован не самый удачный вариант обложки «Цитадели», но это уже совершеннейшая мелочь.

Таким образом, общее мнение о журнале, как я уже говорил – самое высокое. Номер насыщен интересной информацией, а недостатки минимальны. Если бы еще хотя бы чуть-чуть подрихтовать кувалдой статью Александра Борисовича Широкорада, содержащую слишком явные для любого любителя истории артиллерии и фортификации ошибки, то можно было бы сказать, что номер безупречен. А пока остается пожелать редакции продолжить совершенствование выпускаемого с завидной регулярностью журнала ибо такому совершенствованию нет предела.

Еще раз напоминаю, что у меня пока еще есть какое-то количество свежих Балтфортов, но исчезнут они весьма быстро, поскольку номер отменно хорош. По вопросам приобретенгия журнала пишите мне на адрес kalininv1957@mail.ru
« Последнее редактирование: 29 Мая 2010, 16:43 от Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8384
По поводу интенсивных обстрелов финнами Ленинграда. Запросил информацию у Андрея Абрамовича Никитина - признанного эксперта по российско-финским отношениям.  Тот, прочитав еще три года назад эту чепуху у Широкорада, выяснил, что такого рода обстрелов не было, финны (с которыми он консультировался) даже отрицают наличие у них необходимой для этих целей артиллерии, кроме трофейных советских ЖДАУ, по которым Брагиным запротоколирован чуть ли не каждый выстрел. Были отдельные стрельбы по Кронштадту и не более того.

Таким образом, Александр Борисович в очередной раз проврался, а Юрий Юрьевич перепечатал  эту чепуху без комментариев, что в подобных серьехных случаях недопустимо. Для Балтфорта подобная "гафа" особенно обидна, поскольку журнал посвящен военно-историчческой проблематике Балтийского региона.

Так что журнал должен либо представить доказательства таких обстрелов, либо извиниться - перед финским коллегами должно быть стыдно.

А вообще - у Широкрада ни одно слово нельзя принимать на веру там, где речь идет об описании каких-то серьезных вещей, имеющих политическое значение - в таких вопоросах полет его фантазии просто не имеет границ.

Издателям Балтфорта давно пора уяснить это обстоятельство и подобные вещи тщательно проверять.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #325 : 02 Июня 2010, 01:39 »
Нельзя ли раздобыть в Москве №5 журнала (2008 год №4(5))

конкретно интересует статья
С.С. Кушнер. Так было. Воспоминания военного инженера. Форты и батареи строят военные инженеры. Кушнер строил в 1939-41 годах в Палдиски, на Моонзунде и на Ханко.

Дед строил Палдиски и ушел оттуда в 1941 вместе с Таллинским переходом

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8384
Чтобы не быть голословным, насчет "финских обстрелов Ленинграда", пререскажу информацию, предоставленную А.А. Никитиным чуть более подробно.

По предположению Андрея Абрамовича Широкорад скопипастил вот этот отрывок:

"Хотя только за один Ленинград с этим противником следовало воевать, перечеркнув все нормы человеческой морали и права. Активное участие белофиннов в блокаде Ленинграда, где голодной смертью умерли сотни тысяч ленинградцев, есть тягчайшее военное преступление всех времен и народов, без срока давности. А ведь помимо голодной блокады они участвовали и в варварских артиллерийских обстрелах города. По свидетельству подполковника С. Смирнова, одного из тех, кто вел контрбатарейную борьбу на Ленинградском фронте, во время этих обстрелов белофинны действовали очень коварными методами. На Карельском перешейке, где линия фронта проходила по советско-финской границе 1939 года, они применяли «кочующие» орудия. В основном это были немецкие 150-мм полевые гаубицы или 149-мм пушки К-39, которые открывали огонь в момент немецких обстрелов, тем самым маскируя свою стрельбу под артобстрелы союзника. Для обстрела северных районов Ленинграда белофинны использовали снаряды с усиленным зарядом. Основными целями у них были районы Финляндского вокзала. Лесного проспекта и почему-то тюрьма «Кресты». Бороться с «кочующими» орудиями противника было непросто, но наши артиллеристы с этой задачей справлялись, поэтому за все время блокады в Ленинграде разорвалось

108

немногим более 150 белофинских снарядов. В начале 1944 года советской разведке стало известно, что белофинны начали переговоры с немцами о поставке 173-мм пушек К-18. Эти мощные артиллерийские системы с дальностью огня свыше 28 км они хотели установить на Карельском перешейке для более эффективного обстрела Ленинграда. Осуществить этот злодейский замысел им, к счастью, не удалось
"

Это цитата из книги, ссылку на которую Андрей Абрамович дал со свойственной ему скрупулезностью:

Виктор Стечкин
КОМУ ЕЩЕ КУСОК РОССИИ,
ИЛИ КТО ПОЛУЧИТ ОТ МЕРТВОГО ОСЛА УШИ?
Издано в авторской редакции
Художественный редактор П. Волков
Компьютерная верстка А. Муравьева
Корректор К. Успенская
000 «Издательство «Яуза»
109507, Москва, Самаркандский б-р, д. 15
Для корреспонденции: 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, к. 5
Тел.: (095) 745-58-23
Подписано в печать с готовых диапозитивов 21.07.2005.
Формат 84х108 '/32- Гарнитура «Таймс». Печать офсетная.
Бум. тип. Усл. печ. л. 10,08. Тираж 8000 экз.
Заказ № 1534.
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленных диапозитивов в ОАО «Тульская типография»,
300600, г. Тула, пр. Ленина,109.

Андрей Абрамович не поленился перевести этот отрывок на финский язык и послал его Ове Энквисту, а Ове передал его известному специалисту по истории финской полевой артиллерии Юри Паулахарью, автору книги «Полевая артиллерия независимой Финляндии…».

Ответ компетентного финского коллеги Ове Энквисту по поводу присланного отрывка был весьма красноречив и я не откажу себе в удовольствии привести его здесь целиком:

«Интересный же текст был к твоему емейлу приложен! Так я бы ответил сразу, что это довольно-таки пропагандистский набор утверждений. Наша полевая артиллерия с основной позиции не доставала до названных районов Ленинграда, я это проверял. Правда, у нас была там пара дивизионов гаубиц 150 Н 40, но с их дальностью стрельбы 14 км город не обстреливали. Зона покрытия огнём артиллерии главной позиции простиралась самое большее на 8-10 километров за линию фронта. 1-я железнодорожная батарея с трофейной пушкой 180/57-Nraut на вооружении могла стрелять по кронштадскому форту «Риф», равно как и 10-дм береговая батарея в Келломяки. Мне не известно, чтобы из них обстреливали сам город. Немецких пушек 15 см К-39 у нас не было ни единой. У немцев, стоявших в Северной Финляндии, могли быть, но на Карперешейке на нашей стороне таковых не видели. В переговорах о закупках вооружения в 1944 году ни на каком этапе не было предложений о покупке 17-см установок К 18. У немцев такая модель была на самом севере, это оружие главным образом было пригодно для береговой обороны. – «Кочующих» пушек у нас не было, я просмотрел документы и интервью за несколько лет, так что ПОДОБНАЯ ИСТОРИЯ ЕСТЬ ПОЛНАЯ ЧУШЬ, 1-я Железнодорожная батарея и тa всю войну оставалась на западе Карперешейка. На северном от Вамелсуу перегоне. – Впечатление такое, что Стечкин малость спутал божий дар с яичницей. С немцами ни на каком этапе не было синхронизованных стрельб, а обмен разведданными, разумеется, был. – Вдобавок ко всему, действовал категорический приказ Ставки военно-воздушным силам не бомбить Ленинград. Действительно, ближние к нему аэродромы бомбили, но не сам город".

С Широкорада, копипастера нашего замечательного, взятки гладки, но вот Юрия Юрьевича остается только "поздравить" с тем, что на страницах издаваемого им журнала была напечатана, по может быть слишком эмоциональному, но справедливому мнению финского коллеги, ПОЛНАЯ ЧУШЬ!

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #327 : 02 Июня 2010, 16:20 »
А всего-то надо - вычитывать наиболее активного пускателя пенок. Ну ведь слабые места А.Б.Ш. давно известны.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8384
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #328 : 02 Июня 2010, 16:56 »
Злые языки говорят, что у Широкорада копипастия раздута его собственными фантазиями об обстрелах финнами Ленинграда аж до 18 страниц. Вот если бы какой добрый человек это отсканил и распознал, то было бы наверно любопытно выложить это сюда и позлобствовать более аргументированно. А если бы это кто на финский перевел и коллегам в Финляндию отправил для комментирования - это было бы вообще замечательно.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8384
Вот цитата из книги Широкорада, касающаяся финских обстрелов:

А стреляли ли по Ленинграду финны? Нет! — во весь голос заявляют наши историки, а экскурсоводы с большим удовольствием показывают нам таблички на ленинградских улицах с надписью «Эта сторона наиболее опасна при обстреле». Мол, палили только немцы, а добродушные финны принципиально не хотели стрелять в направлении Ленинграда. Да и дальнобойной артиллерии у них не было, утверждают весьма компетентные историки.

Любопытно, почему и как с финского берега залива на дистанцию 21—23 км велся огонь по форту «Красная Горка» и другим фортам, острову Котлин, району Лисьего Носа и т.п.? Эти многочисленные обстрелы подтверждены целым рядом свидетельств. Да и дальнобойные пушки у финнов были.

Не будем забывать, что еще Александр I называл Финляндию «крепкой подушкой Петербурга». И к 1917 г. все северное побережье Финского залива от Аландских островов до Выборга было буквально усеяно русскими береговыми батареями. Всего свыше 150 дальнобойных орудий калибра 305, 254, 234, 203, 152 и 130 мм. Практически все они в целости и сохранности достались белофиннам.

После 1918 г. финны получали тяжелые орудия из Швеции, Германии, Англии и Франции. Так, к примеру, немцы предоставили им 211 -мм полевые мортиры, а Франция в 1940 г. — восемь стволов 305/52-мм пушек с линкора «Император Александр III», который в 1920 г. Врангель угнал в Бизерту. В 1940 г. англичане доставили в Финляндию семь 152/46-мм дальнобойных пушек MK.VII.
К 22 июня 1941 г. большинство тяжелых стационарных морских орудий находилось на батареях береговой обороны Финляндии, и они, естественно, не могли доставать до Кронштадта и Ленинграда, поскольку в марте 1940 г. граница на Карельском перешейке была отодвинута на многие десятки километров.

Однако с началом войны несколько тяжелых орудий до 254-мм калибра включительно были установлены финнами в полуразрушенном форте «Ино». Оттуда они обстреливали остров Котлин, форты «Красная Горка», «Обручев» («Красногвардейский»), «Тотлебен» («Первомайский») и др.
Наибольшую же опасность для Ленинграда и Кронштадта представляли собой финские железнодорожные установки. Несколько 152/45-мм пушек Кане были поставлены финнами на железнодорожные транспортеры. У финнов пушки Кане стреляли на дальность 20 км. В 1940 г. были разработаны проекты установки семи 152/46-мм английских пушек MK.VII на четырехосные железнодорожные транспортеры. На оборудование такого транспортера в Гражданскую войну у белых и красных и в 1941 г. в Ленинграде уходило не более месяца. Но финны что-то темнят. Они утверждают, что пушки MK.VIII стреляли в 1941 г. по Ханко, а что было с ними после эвакуации полуострова в ноябре 1941 г.? Что, пушки MK.VII в запас отправили?

В июле 1941 г. па Карельском перешейке произошла поистине детективная история: финны захватили там два 180-мм железнодорожных транспортера ТМ-1-180, три вагона-погреба, около 310 снарядов и 270 зарядов, несколько вагонов и паровоз.

Почему же история детективная? Да наши военные до сих пор (2008 г.!) не признались в утере оных 180-мм транспортеров. Мало того, даже в совершенно секретных изданиях нет никаких упоминаний о деятельности 180-мм 12-й и 18-й железнодорожных батарей на Карельском перешейке летом 1941 г. Первое упоминание в «Хронике...» о действии 180-мм железнодорожных орудий относится к 5 августа 1941 г., когда они вели огонь по немцам в районе реки Луга, в районах Муравейно, Лычно (3 км северо-западнее Сабска).

Но злодеи финны опубликовали даже номера стволов захваченных 180-мм пушек — № 86 и № 102. Косвенным подтверждением правоты финнов служит факт, что в ряде сообщений первых месяцев войны о 12-й и 18-й батареях речь идет всего о трех транспортерах при их штатном количестве в батарее — четыре. Так, по 12-й батарее подобные данные появляются уже в июле 1941 г.
22 сентября 1941 г. «испорченный» 180-мм ствол № 102 был отправлен в ремонт на финский государственный завод VVT.

Из транспортеров ТМ-1-180 (у финнов они получили название 180/57 NRaut) была сформирована 1-я железнодорожная батарея, позже вошедшая в состав отдельного 2-го полка береговой атриллерии (RTR 2) и действовавшая по крайней мере по июнь 1944 г. на участке Выборг — Койвисто — Тсрийоки. В районе Яппиля — Ино было несколько оборудованных позиций. Командированные с завода VVT специалисты к концу сентября 1941 г. отремонтировали небольшие повреждения ствола № 86, и ствол был опробован стрельбой для измерения начальной скорости снаряда. Были получены данные по предельной дальности стрельбы в 34,5—37,7 км.

Финские железнодорожные установки обычно действовали в районе железнодорожных станций Куоккала и Оллила (ныне Репино и Солнечное). Оттуда 180-мм пушки могли обстреливать большую часть Ленинграда, а 152-мм установки Кане доставали до Ольгино и Старой Деревни.
Первоначально 1-я железнодорожная батарея была одно- орудийной, но 25 декабря 1941 г. из VVT прибыла отремонтированная вторая железнодорожная установка.

А теперь перейдем ко второй детективной истории.

В ноябре 1941 г. при оставлении Ханко наши отцы-командиры доложили, что они взорвали три 305-мм установки ТМ-3-12 из 9-й железнодорожной батареи и четыре 180-мм установки ТМ-1-180 из 17-й железнодорожной батареи. На самом деле все эти установки были выведены из строя частично и подлежали восстановлению. 180-мм железнодорожные транспортеры были немедленно отправлены финнами с Ханко в ремонт на государственный артиллерийский завод в Ювяскюля, где и были произведены основные работы по восстановлению советских транспортеров.

Ювяксюльский артиллерийский завод был построен в рамках военной программы Финляндии перед самой Зимней войной. Его цеха были вырублены в монолитной скале в 300—400 км севернее Хельсинки. Торжественное открытие завода состоялось 27 февраля 1939 г.

Кроме того, в работах по восстановлению 180-мм железнодорожных установок принимало участие государственное предприятие Пассили в Хельсинки. В то время это была ремонтно- механическая мастерская Государственных железных дорог Финляндии. Общее же руководство работами по восстановлению трофейных артсистем осуществлял штаб военно-морских сил. И уже через месяц — в декабре 1941 г. — первые установки ТМ-1-180 были введены в строй. После Янова дня (в середине лета 1942 г.) из ремонта вышел второй транспортер, а 28 октября — третий.

С ноября 1941 г. финские 180-мм железнодорожные установки из районов Куоккала и Оллила несколько раз вели огонь по неизвестным целям — Кронштадт, Ленинград? Послевоенные финские историки утверждают, что их железнодорожные установки получили приказ расстрелять линкор «Марат». Да вот беда, на линкоре этого-то и не заметили.

Известно лишь, что 28 декабря 1941 г. 180-мм финские орудия произвели восемь выстрелов по форту «Риф», как мы помним, это западная оконечность острова Котлин.

Далее финны утверждают: 1 мая 1942 г. они вновь обстреляли форт «Риф», выпустив по нему 27 снарядов. Любопытно, что об этом говорит наша совершенно секретная «Хроника...». Цитирую: «Противник артиллерийским огнем обстреливал Кронштадтские форты «Р» и «П», на которых было убито трое и ранено восемь человек. На двух зенитных батареях фортов были повреждены орудие и дальномер».

Напомню, что форт «Р» — это «Риф», а форт «П» — это «Тотлебен». Понятно, что по «Тотлебену», находившемуся почти у финского берега и скрытого от немцев островом Котлин, немцам было стрелять сложно, да и особой нужды не было.

Как видим, здесь и далее в советской секретной документации финны фигурировали под безликим названием «противник», ну а в открытых изданиях 1950—1980-х годов эти эпизоды с финнами вообще отсутствуют.

Ну а кроме обстрела «Рифа» чем занимались финские железнодорожные установки? На позициях они находились и что там делали? Загорали?

Кроме железнодорожных установок в деревне Келломяки (ныне Комарово), финны в декабре 1941 г. устроили секретную батарею 254/45-мм орудий системы Обуховского завода. Дальность стрельбы 235-кг снарядом составляла 29,5 км. Поначалу там находилось одно 10-дюймовое орудие, но 4 июля 1942 г. морские силы получили приказ сделать батарею трехорудийной. В июле с береговых батарей Катаялуото и Рюсякари перевезли по одному орудию в Келломяки.
Из Келломяки 10-дюймовые пушки могли обстреливать весь Котлин, все форты Кронштадтской крепости и северо-западные окраины Ленинграда.

Наконец, в 1943 г. финны ввели в строй три 305-мм железнодорожных транспортера ТМ-1-12, захваченные на Ханко. К концу лета 1943 г. из них сформировали 3-ю Железнодорожную батарею. Любопытно, что для них финны изготовили сверхдальние 320-кг снаряды, которые при начальной скорости 950 м/с могли лететь на дальность 50—52 км. Такие снаряды могли поражать не только восточные окраины Ленинграда и НИМАП, но даже долетать до Колпино. Риторический вопрос: зачем такие снаряды были нужны финнам?

Финские историки упорно утверждают, что финские 305-мм железнодорожные установки так и не были задействованы в боях.

Сейчас финские историки и некоторые наши либералы доказывают, что-де Маннергейм спас Ленинград — город, где он провел свою молодость. Увы, факты говорят об обратном. Так, маршал согласился на переименование Ленинграда в Неваллинну. К тому времени финны уже переименовали Петрозаводск в Яанислунну, а Олонец — в Аунуксенлинну. А вот член правительства, лидер социал-демократической (?!) партии Таннер придерживался иного мнения. Он заявил, что «в Питере никакой полиции не потребуется — город будет стерт с лица земли».
В 1942 г. премьер Рюти провел новую границу Финляндии по реке Неве, Ладожскому озеру, далее — южнее Вологды и до Урала.

Финский историк О. Антила проговорился: «Финская артиллерия уже в начале сентября 1941 г. передавала Ленинграду «привет» из корпусных орудий, но достать до города не могла» .
Меньше всего мне хочется представлять финнов кровожадными персонажами. На войне как на войне, только потом врать не надо. Кстати, были и другие финны. Так, по данным финских историков, только в Карельской армии в августе 1941 г. дезертировало 135 человек, в сентябре — 210, в октябре — 445. На реке Свири части 5-й и 17-й пехотных дивизий отказались идти в атаку. Так что желание воевать за границу до Урала было далеко не у всех. С осени 1941 г. в самой Финляндии ширилось партизанское движение «Лесной гвардии» — недовольных режимом людей и дезертиров.

А есть ли конкретные доказательства стрельбы финнов по Ленинграду? Тут мне хочется провести сравнение с авианалетами финской авиации на город. Финны редко бомбили Ленинград, но не из-за своего миролюбия и гуманности, а из-за малочисленности своей авиации. А главное, она на 90% состояла из поставленных Англией и США машин и трофейных советских самолетов. И разобрать, где финские, а где советские машины отечественного производства или лендлизовские, летчикам люфтваффе было крайне сложно. Чтобы избежать боестолкновений германских и финских самолетов, командование люфтваффе потребовало, чтобы финны летали не далее 10 км от своей линии фронта.

Соответственно у немцев было во много раз больше дальнобойных орудий, и действие немногочисленных финских пушек оставалось незаметным, тем более что войсковые начальники все стрельбы именовали неприятельскими.

Известен случай, когда финский снаряд попал в бомбоубежище больницы им. Куйбышева. Траектория падения некоторых снарядов (например, почти точно вдоль улицы Жуковского, то есть с запада на восток) казалась необычной по сравнению с траекториями подавляющего большинства снарядов германской артиллерии.

Попробуем расшифровать и материалы из «Хроники...»: 7 марта 1942 г. «противник обстрелял артиллерийским огнем Ленинград и ледовую дорогу в районе северных фортов».
Это чья работа? Немцев? По ледовой дороге у северных фортов палить, а не по Ленинграду?
А вот «Хроника...» от 24 февраля 1943 г.: «Батарея № 130 (130-мм) Кронштадтского укрепленного сектора с 14 ч. 38 м. до 14 ч. 40 м. обстреляла бронепоезд противника в районе форта Ино»**.
Как уже говорилось, наши артиллеристы под «бронепоездами» немцев и финнов подразумевали железнодорожные артустановки. А огонь открывался в подавляющем числе случаев по стрелявшим установкам противника.

А вот хроника от 3 апреля 1943 г.: «Батарея № 153 (100-мм) с 12 ч. 30 м. до 12 ч. 43 м. обстреляла неприятельский бронепоезд в районе станции Райяйоки. Батарея № 111 (120-мм) с 17 ч. 10 м. до 18 ч. 10 м. вела огонь по вражескому эшелону в том же районе. Эшелон и бронепоезд скрылись».

Эшелон — это «поезд-база» железнодорожных артустановок с боеприпасами.
Эти два эпизода я взял наугад. В «Хронике...» описаны десятки артиллерийских дуэлей наших береговых батарей с «бронепоездами» противника в районе станции Оллила.
Подводя итоги, можно сказать, что действительно обстрелы финской артиллерии Ленинграда не сыграли существенной роли. Но они были, и это не вычеркнуть нашим «неподкупным» СМИ.
Всего на форты Кронштадтской крепости и на северные пригороды Ленинграда финская артиллерия обрушила многие тысячи снарядов. Кстати, после войны и Лисий Нос, и Ольгино, Да и Кронштадт вошли в состав города Ленинграда.


Честно говоря, даже обсуждать эту демагогию всерьез не хочется. И финских коллег напрягать нет нужды - и так все ясно. Поскольку прифронтовые районы, которые действительно обстреливали финны, вошли потом в состав Ленинграда, значит финны интенсивно обстреливали Ленинград. И более - ничего в пользу о массированных обстрелах финнами Ленинграда, как сказало в аннотации к книге, которую по невнимательности перепечатал Юрий Юрьевич.

Вывод - ко всему написанному Александром Борисовичем надо более внимательно относиться еще ДО публикации этих материалов, иначе можно по-крупному подставить журнал.