Автор Тема: Книга "Ворошиловская батарея. Башни линкора "Полтава" в береговой обороне"  (Прочитано 42768 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8372
Вышла книга:

Калинин В.И., Иванов Ю.В., Гаврилкин Н.В., Зайцев Ю.М., Стехов А.В. Ворошиловская батарея. Башни линкора "Полтава" в береговой обороне. Владивосток: Дальнаука, 2011. 320 с.

Книга представляет собой исправленные и дополненные материалы по истории 305-мм береговой
башенной батарее № 981 (Ворошиловская батарея), созданной на базе двух башенных артиллерийских
установок с линкора «Полтава» и ее приборам управления стрельбой, публиковавшиеся ранее в
сборнике «Крепость Россия». Вып. 3. Владивосток: Дальнаука, 2008. Эти материалы дополнены
сведениями по истории двух оставшихся башенных артиллерийских установок, а также
биографическими материалами об инженерах Металлического завода, Начальнике инженеров
Тихоокеанского флота военинженере 1-го ранга К.А. Розе, начальнике 2-го отдела (берегового
оборонительного строительства) Управления Начальника инженеров Морских сил Дальнего Востока
военинженере 1-го ранга А.И. Василькове, начальнике 27-го строительного участка им. тов. Петина
военинженере 1-го ранга М.Я. Гмире и коменданте Владивостокского укрепленного района комдиве
А.Б. Елисееве, внесших большой вклад в строительство батареи.

Книжка получилась красивая - увесистый кирпич формата А4, твердая глянцевая обложка с золотым тиснением. Первая глава (собственно о Ворошиловской батарее) дополнена краткими биографическими сведениями о командире батереи в годы войны П.М. Якимове, а также многочисленными съемками изготовления и монтажа башенных артустановок линкора "Полтава" (преимущественно съемки в башенной мастерской Санкт-Петербургского металлического завода), а также съемки военного периода и послевоенных лет службы батареи, включая фотографии из "дембельских альбомов". В главу про ПУС добавлены уникальные фото центрального поста 180-мм батареи № 905 Сучанского СБО.

Далее приводятся сведения об истории оставшихся двух башен линкора, включая строительство батареи на о. Руссарэ (ВМБ "Ханко"), оставшееся незавершенным, неизвестные ранее проекты использования качающихся частей артустановок для ЖДАУ, оставшиеся нереализованными из-за захвата немцами Краматорского завода, и, наконец, история 30-й батареи в Севастополе и ее перевооружения после войны башнями "Полтавы" которые пришлось существенно переделать. Все это обильно иллюстрировано чертежами и фотографиями. Хотя большая часть этих материалов уже публиковалась, но финская часть истории башен, а также данные о попытках конверсии артустановок в ЖДАУ на русском языке еще не печатались.

Большой блок книги посвящен персоналиям. В последний момент в главу о ПУСе удалось вбить в виде развернутой подписи к фотографии материал о Сергее Артуровиче Изенбеке - "крестном отце" всех советских ПУС до начала 50-х годов. Есть очерки об инженерах Металличческого завода Дукельском и Флоренском, составленные по литературным источникам, очерк о начальнике инженеров ТОФ Карле Андреевиче Розе (материал ранее публиковался в Балтфорте), подробный рассказ о трагической судьбе Александра Ивановича Василькова, руководившего строительством башенных батарей в Севастополе и Владивостоке, основанный на архивных материалах и его следственном деле. В самый последний момент удалось добыть архивные материалы о Михаиле Яковлевиче Гмире - начальнике 27-го, а затем 81-го стоительного участка, непосредственно занимавшегося постройкой батареи. Завершает книгу большой материал о генерале Алексее Борисовиче Елисееве, много занимавшимся делами Ворошиловской батареи. Удалось дать развернутую версию очерка, не  публиковавшуюся ранее нигде. Само собой разумеется, что там есть и фотография 10-дюймовой пушки, но с адекватной подписью. Теперь этот небольшой "приключенческий роман" можно прочитать в развернутом варианте.

Цветная вклейка содержит, как обычно в наших изданиях, 28 страниц мелованной бумаги. Там есть вся "старая" подборка фотографий, добавлена исключительно удачная "фотосессия" башен, выполненная А.Е. Панасенко, повторить которую уже невозможно, поскольку первый блок изгажен рубероидом, который смотрится значительно хуже травяного газона. Ове Энквист сделал для нас отличные фото котлованов под башенные блоки на о. Руссарэ, киевские коллеги Александр Кузяк и Андрей Швачко предоставили отличные фото огневой позиции экс-тридцатой батареи в Севастополе, а фотографии по ее "внутренности"  удалось найти  в разнообразных ЖэЖэшках, авторы которых потом любезно предоставили их нам с более высоким разрешением. Наконец, мы отразили на цветной вкладке и биографию Елисеева, дав там современные фото "больших пушек", к которым имел непосредственное отношение генерал, включая фотографии 305-мм и 406-мм орудий НИМАПа, сделанные нашим финским коллегой Пеккой Сильвастом и покрашенных специально к приезду финской делегации.

В общем, получилась книга, затрагивающая не только историю Ворошиловской батареи, но также в какой-то мере освещающая историю береговой обороны Черного и Балтийского морей и авторы надеются, что эта книга будет интересна не только дальневосточникам.

По вопросам приобретения книги можно обращаться по адресу: kalininv1957@mail.ru

       
« Последнее редактирование: 07 Ноября 2011, 14:42 от Владимир Калинин »

Оффлайн Pawel

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1333
Книга добротная, притягивает своей позолотой на обложке. Но это не единственное достоинство.

Многочисленные схемы, исторические и современные фотографии ... многие из которых я раньше не видел.
Хотя наибольший интерес у меня вызвали именно исторические фотографии.
Разглядывая фотографии сложилось впечатление, что местами надо уже переходить на мелованную бумагу (цена, цена ...).

Текст читается где-то легко, а где-то не очень.
Если в нём вдруг, что-то и не так, то пусть об этом скажут профессионалы.

А за "биографический блок" авторам труда надо сказать отдельное Спасибо, в дополнение к общему.

Ну и пара "тупых придирок":
1. Издательство при усилении и склейки форзаца использовало ткань в виде марли. В результате чего хорошо видны небольшие квадраты, проступающие сквозь фотографию на первом форзаце (ширина полосы 15 мм). Из-за чего вносится некоторый дискомфорт при рассмотрении людей. В книге "Владивосток в фотографиях Меррилла Хаскелла ..." ткань использована гладкая (или это бумага?), но там и издательство другое.
2. На втором форзаце написано: "разрез башенного блока №1 по линии А-А (внизу)". Здесь всё понятно и ясно, но... - а где эта линия "А-А" указана на чертеже? Если посмотреть чертёж на стр. 34, то там есть "В-В" и "С-С" (на форзаце эти разрезы и приведены в дополнение к "А-А"). 

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8372
Да все просто - надо на стр. 128 найти подробные планы этажей башенного блока, там эта самая линия и есть. Думал, что читатель догадается, что смотреть надо на подробные планы, имеющиеся в описании батареи, поскольку разрез подробный. Оказалось -  ошибся, бывает...

На меловку перейти - дело нехитрое, но тогда цена в условиях владивостокской полиграфии зашкалит, а ездить в Хабаровск у меня сил душевных и физических нет. Плотный контакт с издательством, когда делаешь столь сложный продукт, исключительно важен, а на расстоянии он, увы, невозможен.

То же и ткань в клеточку - таковы технологические стандарты "Дальнауки".

Касательно текста, то само собой разумеется, что занудное описание ПУСа или цикла заряжания будут читаться труднее, чем построечная история или лихо закрученные биографические сюжеты - таковы особенности жанра. Однако для читателей нашего круга - одинаково интересно и то, и другое. Противопоставлять железки, заклепочки и мертвый бетон живым людям я бы не стал, поскольку все взаимозависимо в нашем жанре и именно потому мы объединили все это под одной обложкой.

Интересную мысль высказала корректор Дальнауки - у вас в первой главе все сюжетные линии закладываются, а в последующих главах они развиты подробно, то есть книга совершенно посторонним человеком была воспринята, как одно целое, что меня  несколько удивило, причем приятно удивило.

Так же занятно мнение Виктора Петровича Люлько, хранителя музея на Ворошиловской батареи: " В книге есть все, что нужно, и то, что не нужно - тоже есть". Я его, как старого доброго советского замполита вполне понимаю - "ненужных" подробностей, о том, насколько тяжко эта батарея далась людям, ее создававшим, там много - все что нашли, то и опубликовали, самоцензурой на предмет приукрашивания истории не занимались.   

Спасибо за отзыв и за замечания.
« Последнее редактирование: 09 Ноября 2011, 00:50 от Владимир Калинин »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Из сборника в книгу перекочевала ошибочка в подписи на с.110 - это не мое фото, это Александра Стехова, а я там в кадре.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8372
А где же коллега был раньше? Вот Александр Панасенко, например, все подобные косяки, касающиеся авторства своих фото вычистил.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Много где был, а макета не показывали ;)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8372
А КР-3 нельзя разве было вычитать? Или тоже под рукой не было?

Вот сделал sezin  замечание насчет противотанковых ружей, так я и поправку сделал, а вот забыл коллега сказать про ошибку в авторстве фотографии - никто и не исправил.

Оффлайн stas-vorobiev

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 269
Эх разбавлю-ка я эти милые авторские разборки своими пятью копейками...

ОЧЕНЬ удивила обложка.

Обложка КР-3 - откровенно неудачна. Ракурс башни и освещенность - что надо... Но вот композиция, специально отснятого для обложка кадра - это просто ужос: узкая горизонтальная полосочка объекта, вверху море банального неба, внизу такое же море безобразной земли с камнями...
Конечно в "новой редакции" фото поинтереснее - небо стало живописнее, склон зазеленел... Но композиция от этого лучше не стала...
Но да бог с ней, - с эстетикой. В конце концов - это дело вкуса.

Но само по себе такое откровенное повторение идее обложки не такого уж и старого издания - это слишком явная ошибка по целому ряду других причин.

Я имел возможность обсудить идею этой книги с Владимиром Ивановичем задолго до ее выхода. И тогда я выражал опасения в целесообразности ее выпуска именно сейчас, довольно скоро после КР-3. Но раз уж решение о выпуске авторами принято, то разве не надо всеми силами акцентировать внимание потенциального читателя на том всем новом, что отличает это издание от предыдущей "статьи" на ту же тему? И разве не очевидно, что первым средством здесь должна была стать именно обложка - лицо издания, которое в данной ситуации должно было просто криком кричать - ЭТО НЕ ПОВТОР! ЭТО НОВОЕ ИЗДАНИЕ!

Это мое сугубо личное мнение, которое я, естественно, никому не навязываю, но на м. в. приведенная здесь обложка - абсолютно провальная.
Надеюсь этого нельзя будет сказать о книге вообще. Благо основания для таких надежд имеются.
__________________

А что до разного рода мелких ошибок, то это дело, увы, неизбежное. Главное, что авторы отнюдь не считают их пустяковыми и прилагают все силы для минимизации их количества.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8372
"Ворошиловку" в твердой обложке у меня очень долго просили все распространители, включая работников музея. Несмотря на "затертость" темы книга уходит влет, я просто прибаливаю сейчас немного и не могу развернуться, но то, что я наблюдаю - весьма впечатляет.

Стас, конечно прав, что желательно было бы акцентировать "новизну", как это уже было и БУДЕТ сделано с разными вариантами книги о Владивостокской крепости. Варианты для Ворошиловки искали - не нашли, а поэтому я выбрал путь акцентирования на преемственности.

Сам кадр делает акцент на башню - главную тему книги, тем более, что башню покрасили. Башни на обложке "много", травка осенняя, а не ядовитая майская зелень. Пусть кто-нибудь попробует найти вариант, чтобы башни было столь же много, причем в "вертикальной" композиции. Поэтому небо и земля  здесь неизбежны, но зато их наличие дает возможность разместить надписи, не калеча значимые части фотографии.

А общее впечатление (обложка глянцевая, с золотым тиснение) очень хорошее, покупателям нравится. Я разошлю эту книгу зарубежным экспертам - пусть тоже выскажут впечатление.

Так что пусть таких "провалов" будет больше - хороших и разных!   

Оффлайн stas-vorobiev

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 269
А, ну раз башню покрасили, то это конечно меняет все дело!  ;D

Эх, Владимир Иванович, Владимир Иванович...