Автор Тема: Б.Н. Славинский - Советская оккупация Курильских островов  (Прочитано 1522227 раз)

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
В дополнение к ранее напечатанному, обсуждение из одного из форумов; по применению японской авиации, в ходе курильской десантной операции.
По крохам собираем:
Цитировать
Собственно со стороны защитников Курил десант патылись отразить 4 B5N2 из остатков "Хокуто Кокутай" с аэродрома Катаока, пятый и последний самолет части, B6N2, остался на земле из-за неисправности и был при отступлении уничтожен. "Кейты" использовались только как горизонтальные бомбардировщики - этот Кокутай был патрульно-противолодочной частью и никогда не применял авиаторпеды. Прикрывали действия бомбардировщиков четыре армейских Ki-43 с того же аэродрома, которые одновременно пытались обстреливать силы высадки пулементным огнем - поэтому на "Кирове" были раненые стрелковыми боеприпасами.
Истребители остались неповрежденными и улетели после высадки на Хоккайдо. А из "кейтов" два самолета были сбиты зенитным огнем тральщика Т-525 (это последнее, что подтверждается японскими флотскими документами), причем один из них, вроде как уже неуправляемый, врезался в катер-тральщик КТ-152 и потопил его со всем экипажем (а вот это уже не подтверждается ничем).
Хотя наши указывают, что самолет был чистым камикадзе, японцы этого не подтверждают - не было на Курилах этих частей; хотя не исключено, что это был армейский самолет с каких-то береговых аэродромов, что вряд ли, но подтвердить или опровергнуть уже невозможно - в армейской авиации в это время боевые вылеты камикадзе уже не документировались вообще.
Здесь и начинаются непонятки.
Документы на организацию отрядов кораблей и судов, вообще не содержат упоминаний о том, что КТ-152 был включен в состав сил этой операции. Там есть КТ-151 и КТ-153.
Более того, при кросс-анализе справочников и отчетов вообще возникают сомнения в том, что катер-тральщик КТ-152, то ли мобилизованный сейнер/рыбразведчик Минрыбхоза, то ли корыто спецпостройки, когда-либо существовал. Вероятнее всего, под этим номером какое-то время ходил или КТ-151, или КТ-153, но потом номера поменяли.
Столь же туманны и обстоятельства его гибели, ибо ни КТ-151, ни КТ-153 повреждений в этой операции не получали, но советские отчеты упорно повторяют факт удара камикадзе и именно по КТ-152.
Поэтому, достоверно установить, было ли там боевое применение камикадзе (часть, тип самолета, аэродром вылета, результат), либо случайное падение сбитого самолета, и какая именно цель пострадала в результате этого удара, мне лично не удалось.
Более менее картина прорисовывается, но всё равно всё запутанно.
Цитировать
последний самолет части, B6N2, остался на земле из-за неисправности и был при отступлении уничтожен

Если ссылаться на данный факт, то в действительности возле взлётной полосы ранее были останки фюзеляжа  B6N2, но в 90-х были вывезены с острова. Я сами их лично видел.
Цитировать
катер-тральщик КТ-152, то ли мобилизованный сейнер/рыбразведчик Минрыбхоза
Данный рыболовный сейнер, в будущем переделанный тральшик и применявшийся в боевых действиях у о.Шумшу. Должен был выглядеть примерно так:

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Я еще выше в теме выкладывал документы, лист из Хроники ТОФ и организационный
приказ штаба ПВМБ ТОФ. Вот они.






Про КТ-152 там ни слова.

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Из всего прочитанного выявил следующие соответствия: в хронике ТОФ сообщается, что при разведке западного побережья тральщиком №525, он был атакован восемью японскими самолётами. Где два из них сбил собственными силами зенитной  артиллерии. Из выше добавленного получается, что восьми самолетам  были: 4 B5N2 и 4 Ki-43 из состава сил самообороны. Все-таки получается некое сходство с документом.
По следующему факту:
Цитировать
Про КТ-152 там ни слова.
Всё также туманно и не понятно с этим тральщиком; вроде как по документам, вообще данное судно не упаменается в списках.  Но по другим источникам, цитирую:
Цитировать
Вероятнее всего, под этим номером какое-то время ходил или КТ-151, или КТ-153, но потом номера поменяли.
Столь же туманны и обстоятельства его гибели, ибо ни КТ-151, ни КТ-153 повреждений в этой операции не получали, но советские отчеты упорно повторяют факт удара камикадзе и именно по КТ-152.
В прочтенных документах ТОФ я тоже не усмотрел КТ-152, но и также КТ-153. А из документа следует, что были только КТ-151 и КТ-154. А откуда взялся 153 ? Хотелось бы взглянуть на эти советские отчеты.

Оффлайн Taranov

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 500
– Во время сражения советские десантники подбили танк из противотанкового ружья. Чтобы боевая машина не досталась противнику, японцы танк подожгли, в ствол засунули гранату, – рассказал исследователь нашей военной истории, советник областного агентства по культуре Игорь Самарин. – Кроме того, на танке частично отсутствовали детали. По частям удалось собрать гусеницы. Что могли, сняли с других японских танков, оставшихся на Шумшу, в центральной его части, после сражения. Их для своих хозяйственных нужд использовали уже советские танкисты, которые стали служить на острове после войны.

Лучше бы Самарин рассказал, что он вытворял на Кузьминовском.
В общей сложности досталось четырем Ха-Го из пяти. Два было перевернуто, причем от сей процедуры одному танку сломали каретку и окончательно погнули корпус. Танку у озерка отрезали ленивцы вместе с осями, с другого танка оторвали каретку и ведущие катки. Гусениц, судя по следам, вытащили более чем два комплекта.

Цитировать
Сама транспортировка танка с далекого острова в областной центр была процессом не менее сложным, чем идущая сейчас реставрация. Ведь на Шумшу нет причалов для судов, которые могли бы взять на борт этот исторический экспонат.

Ложь. Несмотря на то, что Сахалин давно положил соответствующий орган на пирс в Байково, он все еще функционирует. Есть и корабли, способные забрать танк, причем не в одном экземпляре. Я уже молчу о том, что 3 тонны, которые весит Ха-Го, без проблем перевозятся в кузове Урала. По тем самым дорогам, которых, по словам Самарина, там нет. Следы ГТТ, который катался по Кузьминовскому и дербанил танки, идут с севера, как раз мимо антенн ВРМ. Сам ГТТ взяли с Чибуйного. То есть есть минимум два пути до Кузьминовского.

Цитировать
Еще несколько танков, как уже упоминалось, стоят вдали от места сражения, в центральной части острова в урочище Кузьминовка. Там располагалась танковая часть японцев, там потом стояли и наши танкисты. Они, как уже говорилось, использовали эти бронемашины для разных хозяйственных нужд, а потому они основательно разобраны. Понятное дело, музеефикация таких остатков невозможна.

Уже смешно. Самарин уже забыл, что эти танки выделены для Поклонной Горы для установки на отдельной экспозиции? И до его деяний машины были в состоянии "купи три шаурмы - собери котенка", а теперь проблем еще больше. Ну ничего, мы люди не гордые, мы и копать умеем, причем там же, где танки дербанили. Нам щедро оставили на две машины меньше комплекта гусянок, уже накопали на 2,5. Башни никто ниуда не вывозил, по крайней мере с Ха-го, их просто порвали на кучу маленьких медвежат. Вот Чи-ха досталось, те две башни, что сейчас на Камчатке, взяты с Байково, а до того, в 80-х, их вывезли с Кузьминовского. 

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Однако. После прочитанного нормальных слов нет, остались только маты.
Все хочу приехать в те места, но чувствую что к этому времени выгребут все подчистую
с острова такими темпами... а что не выгребут, то переломают окончательно.

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Пара фото. Транспортировка и результат.







Ствол у него, смотрю,  так и остался отломанным... да и камуфляж малость смущает.
Ярко-желтая полоса однозначно лишняя, все танки 11-го танкового полка имеют
стандартную трехцветную раскраску. Полковая эмблема наносилась гораздо большего
размера, японский флаг на лобовом листе тоже лишний...  мдя-с.

Оффлайн Taranov

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 500
Я бы лучше подумал не о "вывезут - не вывезут", а о том, что официальный праздник окончания войны с Японией отметили установкой японского танка. В то время как о погибших бойцах и памяти о них никто из ответственных товарищей и думать не хотел.
Вот так сейчас выглядит монумент на высоте. Без комментариев...

Подробности через приват.
« Последнее редактирование: 04 Сентября 2010, 16:01 от Taranov »

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Нет слов.

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Мда! после вседозволенности 90-х, пришла новая волна. Также поступали с самолетами, что надо срезали и выворачивали. в результате остался только хлам. >:(

В сентябре буду там, заеду на курбатово, посмотрю воочию.
« Последнее редактирование: 04 Сентября 2010, 20:30 от kokutai »

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Вот, попалось не так давно. С сайта РИА "Сахалин-Курилы"

Пишет вроде как ветеран.


... Я , Корбут Юрий Антонович, был участником первой группы десанта с майором Петром Шутовым. Действительно многие прыгали в холодную воду и вплавь добирались до берега. Некоторые капитаны десантных барж под пистолетом заставляли прыгать с барж вдали от берега на глубине более двух метров, опасаясь посадить судно на мель. Многие утонули не доплыв до берега. Мой друг старшина первой статьи Виктор Стенин не умел плавать, но прыгнул со всеми и сразу утонул. Мне как водолазу, через неделю после десанта пришлось доставать тела утонувших. Я поднял 117 тел утонувших солдат, сержантов, офицеров. Хоронили там же на Шумшу в братской могиле. Мы были молоды. Военного опыта никакого. Война вещь страшная. НЕльзя допустить подобное. Корбут, Чернега...


Я ОЧЕНЬ сомневаюсь, что неделю спустя в том море можно было поднять тела утонувших. Да
в первом броске потерь не было, кроме нескольких раненых.