Автор Тема: Линия "Пантера" на территории Витебской области.  (Прочитано 17498 раз)

Оффлайн andposhyk

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
  • andposhyk
    • Победа. Витебск.
Да, ещё, может стоит по карте произвести нумерация ДОТов. И вылаживать снимки под номерами. А на карте чётко видны все линии и углы прострела, мертвые зоны и т.д. Карту сегодня.
andposhyk

Оффлайн Pawel

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1333
Часть сообщений перенесено в тему Полоцкий 153 УР (http://rufort.info/index.php?topic=1203.msg19862#msg19862)
« Последнее редактирование: 18 Июля 2011, 12:36 от Pawel »

Оффлайн andposhyk

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
  • andposhyk
    • Победа. Витебск.
Чтобы советские танки не могли воспользоваться дорогами на Смоленск, Москву, Минск, Полоцк и Ленинград, немцы перекрывали овраги и равнинные участки полосами минных полей. Противопехотные препятствия были представлены рогатками и проволокой внаброс.
3. Центром немецкой обороны был Витебск, превращенный оккупантами в «тевтонскую крепость» («Цвинбург»-«Крепость Возмездия»). Немцы использовали в основном две системы обороны — сплошную траншейную и систему опорных пунктов и узлов сопротивления. Также имели место отдельные хорошо укрепленные дома, позиции для пулеметчиков и орудий. Примером служила хорошо оборудованная огневая точка в здании Благовещенской церкви.  На окраине города находились зенитные батареи:
а) высота, расположенная на юго-запад от устья Лучёсы ;
б)  район Юрьевой горки и Старосемёновского кладбища;
в)  в районе современного дачного посёлка за Борониками и т.д….
Долговременные огневые точки(Доты) в Витебске были сконцентрированы по четырём главным направлениям шоссейных трасс: а) направление Смоленск – Москва (район Московского проспекта, в районе Гапеева ручья, ул. Смоленская, Офицерская, Московский проспект; б) Суражское направление  (Песковатики, ул. Гагарина); в) Ленинградское направление (Лужесно, Верховье, Руба, Красный Двор); г) Минское направление (ул. Черняховского, устье Лучёсы, Бороники).Кроме этого были укреплены аэродром (пр-кт Строителей) и  железнодорожный вокзал (район Юрьевой горки)
Витебск являлся важным железнодорожным узлом, поэтому охране дорожных коммуникаций уделялось большое внимание — постоянно совершали проверки патрули. Также огромное внимание придавалось охране железнодорожных и речных мостов. Во время войны на территории города было 6 шоссейных мостов и 2 железнодорожных.
Рис.2. Охранно-оборонительные сооружения у железной дороги.






Железнодорожные мост через Западную Двину в устье реки Лучёса был жизненно важной магистралью для вермахта. Немецкие войска устраивали вокруг моста сильную оборону.
Обороняемый район окружался двумя полосами колючей проволоки. Окраины участка постоянно патрулировались охранными отрядами. За рекой была отрыта траншея для боевого охранения, препятствующая атаке на железнодорожную насыпь. На юг от ж\д моста, на высоте в районе 24 сш располагались долговременные огневые точки – «эрликоновские Доты»). Дневные посты вели наблюдение за любым движением на местности. По обеим сторонам реки на возвышенностях оборудовались штабные постройки и одновременно огневые точки.
На данных рисунках представлены классические немецкие фортификационные сооружения сороковых годов. Известно, что они народ пунктуальный, аккуратный и точный во всём, поэтому фортификационные сооружения строились по уставу инженерной службы примерно одинаковыми на всех захваченных фашистами территориями с уточнением и корректировкой под ландшафт и рельеф местности. При обороне жизненно важных железнодорожных узлов немцы создали новый тип позиции — в насыпи. У основания насыпи вырывалось помещение высотой 1, 60 м и с узкой амбразурой для ствола в другом конце. Все пространство одевалось бревнами диаметром 20 см. Позиция была готова к использованию.
И все равно существенный недостаток был. Если немцы добивались абсолютной маскировки с одной стороны насыпи, то с другой — отверстие для въезда и выезда совершенно не прикрывалось. В таком случае орудие становилось легкой добычей для тех же советских танков, зашедших с тыла.
   





andposhyk

Оффлайн andposhyk

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 15
  • andposhyk
    • Победа. Витебск.

Рис. 4.. Немецкий железобетонный блокгауз (план и разрез)
Кроме ДОТов, строились блокгаузы. Сооружения подобного рода были предназначены для борьбы с партизанами и диверсионными подразделениями Красной Армии. А также часто устанавливались немцами около специально охраняемых, стратегических объектах. Возводились они в глубине обороны, преимущественно в лесистой местности. В отличие от других железобетонных сооружений, блокгауз почти не выделялся среди общего ландшафта. Он тщательно маскировался ветвями, кустарником и камуфляжной окраской. Основанием блокгауза служил окоп, в котором последовательно укладывалось шесть железобетонных элементов. То, что большая часть основных конструкций изготавливалась инженерными частями вермахта заранее, существенно облегчало возведение этого сооружения, а главное — экономило время. В блокгаузе размещалось 4—5 человек. Наличие 7 амбразур позволяло вести контроль за всей близлежащей местностью. Огонь велся из пулеметов и из другого стрелкового оружия. Сооружение такого типа жители Витебска могут наблюдать в настоящее время в районе 1-го Роддома, 6-йДЮСШОР, гостиницы «Ветразь». Наличие его в данном месте возможно объяснить тем, что во время войны это была окраина Витебска, и буквально в 80-100 метрах от блокгауза начиналась взлётная полоса военного аэродрома построенного перед войной и активно использовавшегося немцами для штурмовой, бомбардировочной авиации.
 




Рис.5. Универсальная долговременная огневая точка.
ДОТ представленный вашему вниманию на рисунке №5 наиболее распространен на территории Витебска. Эти огневые точки использовались также как наблюдательные. При исследовании данных объектов было установлено, что все они как правило сдвоены и соединены между собой подземным переходом-сообщения. На данный момент автору работы известны, и отсняты 6 таких железобетонных укреплений:
•   Улица Офицерская (в районе детского сада)
•   На пересечении улиц Воинов-интернационалистов и проспекта Победы (2)



•    На высоте, юго-запад берег Лучёсы, за водоканалом.
•   Во дворах 9-ти этажных домов по ул. Черняховского, около церкви Андрея Первозванного(2)
Все огневые точки «прибиты» на GPRS-навигаторе, и нанесены на карту города. Современный вид и состояние всех огневых точек обнаруженных на территории Витебска можно просмотреть в приложении к данной работе.
Все внутренние помещения подобного ДОТа — казематы, убежища — находились под землей. Огневые площадки представляли собой бронированные турели — закрытые колпаки с одним или двумя пулеметами — по типу авиационных («эрликоновские» ДОТы расбросаны по всей территории Витебска). Но они могли вести огонь только в радиусе 180°. Это существенно снижало их боевые качества. Для наблюдения за местностью в ДОТе находились перископ и прозрачный бронированный колпак. Немцы пытались превращать железобетонные сооружения в мини-крепости, но они не учитывали, что у советских войск имелись специальные самоходные орудия — морские пушки, которые прекрасно справлялись со своей задачей по уничтожению ДОТов.

andposhyk

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2572
"но они не учитывали, что у советских войск имелись специальные самоходные орудия — морские пушки, которые прекрасно справлялись со своей задачей по уничтожению ДОТов".
Вот сей абзац нужно поправить. За отсутствием в тот момент САУ с морскими пушками в данной области.
И вообще существующие на это время САУ с морскими пушками для борьбы с дотами не годятся.
Ежели Вы имели в виду Су-100,то она еще не производится,а Д-10С -не морская пушка.