Видео из серии про "Дух Матуа" .... голая правда и никакой мистики... Видимо снимал экипаж, в перерывах между ремонтом.
14 марта 1998 г. на пятой минуте после взлета с пограничной заставы на о. Матуа произошел отрыв отсека лопасти несущего винта вертолета. Командир авиаотряда майор Н. Сорокин, проявил мастерство и выдержку в сложных метеорологических условиях и сложившейся аварийной ситуации, произвел вынужденную посадку на площадке вылета, и тем самым обеспечил безопасность находящихся на борту пассажиров, экипажа и сохранность авиатехники. Самостоятельно подготовив вспомогательные средства для снятия поврежденной лопасти, экипаж с помощью ремонтной бригады перегнал вертолет на базовый аэродром.
Полет обещал быть обычным, рядовым. Погоду нельзя было назвать прекрасной, но другой на острове Матуа практически не бывает. Резкий, с порывами, ветер толкал косматые обрывки облаков вдоль берега, срывая брызги с гребней высоких волн и поднимая водяную пыль на полсотни метров вверх. Но такая погода опытного командира экипажа майора Николая Сорокина, надо признаться, не слишком волновала. Приходилось летать и в худших условиях. Максимум собранности, спокойные четкие команды экипажу, отработанные до автоматизма движения...
Отрыв от земли, контрольное висение на высоте двух-трех метров, и вертолет готов к возращению домой. Несколько минут набор высоты проходил без осложнений. Все было, как обычно. Но вдруг на высоте 400 метров раздался громкий хлопок, и огромную машину затрясло, как в ознобе. Времени для раздумий у командира не было. Внизу ревущий Тихий, а в салоне, кроме экипажа, еще двадцать человек. Впрочем, раздумий в такие критические минуты не возникает. Эмоции появляются после того, как все завершается. Нештатные ситуации требуют совсем другого. Сорокин почти мгновенно лег на обратный курс, одновременно пытаясь понять причину сильнейшей вибрации. Все наводило на мысль о лопастях.
Обратный полет затруднял сильный встречный ветер. Но теперь к нему добавилась тряска от разбалансировки лопастей. Тревожная мысль пульсировала в голове Сорокина: «Только бы их не оторвало! Тогда все -конец!». На посадке несло так, что на площадку пришлось заходить боком.
Сразу после остановки винтов бросились выяснять причину аварии. Оказалось, что прогорела секция одной из лопастей, а затем часть ее совсем оторвало. Сама лопасть продолжала гореть. Штурман, забравшись на хвостовую балку, струей из огнетушителя сбил пламя. Теперь начались эмоции. Сорокин в сердцах на выдержал: «Все, приехали!..».
Пошли докладывать на базу об аварии. Оценив ситуацию, решили ремонтироваться на месте, своими силами. Но сказать легко. А попробуй снять лопасть весом 375 килограммов и длиной десять метров. Обычно для таких операций задействуют кран, да где его отыщешь на почти необитаемом острове? В ход пошла смекалка.
Вокруг вертолета экипаж построил леса. С их помощью одну за другой сняли все лопасти. Московские специалисты несказанно удивились такому простому и эффективному инженерному решению. Если бы обо всей этой истории от начала и до конца снять фильм, получилась бы неплохая приключенческая лента. И это только один эпизод из летной биографии командира экипажа МИ-26 Николая Сорокина.
А за полет на остров Матуа и проявленные при этом максимально возможные мастерство, хладнокровие и выдержку, инициативу при восстановлении вертолета командование отдельного авиаполка представило тогда еще майора Николая Сорокина к награждению медалью «За отличие в военной службе» III степени.
Надо отметить, что это не первое летное проишествие связанное с островом. Был ещё Ан-26....