Автор Тема: Сборные ЖБ сооружения 1941 года  (Прочитано 9570 раз)

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2268
    • История с Географией
Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« : 31 Октябрь 2011, 18:06 »
Попробую начать тему сборных железобетонных сооружений, которые появились в 1941 году.

Возможно совместными усилиями получится установить причины их возникновения, разработчиков и причины по которым о них сейчас пракически не вспоминают.

Сборные ДОТы встречаются в Бородино, Москве, вероятно в районе Углича.

Свои конструкции сборных сооружений были в Ленинграде и Севастополе.

Возможно, они являются развитием идеи деревянного сруба с забутовкой, заливкой бетоном. Они должны лучше противостоять огню, быстро собираться на месте. Их можно собирать в холодное время года (зимой), когда использование бетона без устройства тепляков невозможно. Возможно их использование предполагалось в местах где было недостаточно дерева для постройки ДЗОТов.

По времени постройки. Возможно некоторые из них были построены до октября 1941 года, однако, возможно, что сборные ДОТы в Бородино относятся к зиме-весне 1942 года. На них нет следов боев.
С другой стороны, немцы изучали их конструктив, разбирая "по бревнышку", а значит сборные сооружения оказывались на оккупированной территории.

Как я понимаю, до войны были распространены идеи строительства монолитных сооружений пример тому-  линия Молотова. Те же идеи прослеживаются на Ржевско-Вяземской, хотя там видно стремление к ускорению строительства. Под Москвой возникла необходимость в быстром, зимнем возведении бетонных сооружений. Это продиктовало использование сборных элементов.
Вопрос кто и когда разработал конструкцию и набор элементов? В плане чертежей и описаний мы имеем только немецкие источники, в советских наставлениях есть только ДЗОТ?

Большинство сооружений было разобрано в 40х годах для хозяйственных нужд. Правда эти балки мне не встречались. Говорят, что из таких балок сложены причалы в районе Углича.

Где еще встречались такие (или подобные) сборные сооружения?


Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2268
    • История с Географией
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #1 : 31 Октябрь 2011, 18:35 »
Часть ответов тут же нашлось )

Комитеты обороны соседних областей оказывали друг другу помощь в решении задач оборонительного строительства. В январе 1942 г. Горьковский комитет обороны в целях оказания помощи строительству Владимирского рубежа принял решение о передаче оставшихся от строительства Горьковского рубежа обороны 350 комплектов сборных дотов [150]

В строительстве огневой системы укрепрайонов активно участвовали московские метростроевцы.

В течение трех дней они сумели организовать на строительстве Можайского УРа бетонный завод но производству блоков для сборных железобетонных огневых точек. Большую помощь в строительстве линии оказал Московский городской комитет партии (секретарь – Г.М. Попов) и Моссовет (председатель – В.П. Пронин).

С их помощью на ряде московских железобетонных заводов было налажено производство сборных дотов, мобилизовано 1300 автомашин [114].

Значительно ускорило возведение дотов и командных пунктов использование сборных железобетонных элементов и металлических бронеколпаков, которые изготавливались на сталинградских предприятиях и доставлялись в районы оборонительного строительства. В решении этих вопросов большую настойчивость и энергию проявили А.Н. Комаровский, А.М. Волынскнй, В.Г. Бублик, И.Г. Чепайкин и др.

На строительстве второй очереди рубежа «О», рубежей «К» и «С» сборные железобетонные и цельнометаллические огневые точки получили более широкое применение. В этом неоценимую помощь оказали сталинградцы.

8 декабря 1941 г. для мобилизации сил и средств города и координации деятельности военных и гражданских организаций было создано управление ростовских обводов. Ему удалось наладить выпуск сборных конструкций долговременных огневых сооружений. В течение зимы 1941–1942 гг. 18 заводов города произвели 584 комплекта ДОТ, бронеколпаков н других сооружений. В этот же период с заводов Шахт, Сальска, Новочеркасска, Краснодара, Майкопа, Грозного, Златоуста поступили 700 комплектов огневых точек [125].

В дальнейшем государственная комиссия по приемке Донского стратегического рубежа обороны дала высокую оценку работе военных строителей 23, 27 и 35-го УОС РГК. На левом берегу Дона было построено 236 батальонных района обороны и 118 ротных опорных пункта [157 ] . Это было достигнуто благодаря трудовой активности строителей и использованию на, сооружении оборонительных объектов сборных железобетонных и деревянных конструкций, готовившихся на промышленных предприятиях.

За короткие сроки были разработаны новые закрытые огневые и наблюдательные сооружения из заранее заготовленных деталей: несколько типов железобетонных колпаков, сборные железобетонные сооружения из балок и блоков. Большое распространение получил монолитный железобетонный колпак, разработанный по предложению военных инженеров Ш.С. Бузннка, Л.Н. Никольского и С.В. Барсукова, а также фортификационные сооружения, собираемые насухо или на цементном растворе из стандартных железобетонных балок массой около 100 кг. Для наблюдательных пунктов были созданы литые колпаки ЛКМ и легкие сварные стальные колпаки КАНЗ. Разработаны также сборно-разборные металлические пулеметные сооружения типа РБК, несколько типов скрывающихся пулеметных сооружений упрощенной конструкции типа УСОТ-3 с ограниченным сектором обстрела и типа БСОТ-5 с круговым обстрелом. Для укрепления местности использовалась также пулеметная броневая конструкция ТЩ, рассчитанная на буксировку танком. Кроме того, были разработаны способы использования в фортификационных сооружениях башен советских танков Т-26, БТ-5, БТ-7, Т-34 и трофейных (последние обычно применялись на наблюдательных пунктах) [29].

13 июля 1941 г. ГКО обязал наркоматы промышленности стройматериалов, по строительству, Главвоенстрой при СНК СССР, Мосгорисполком изготовить 1800 комплектов сборных железобетонных дотов. В, целях создания фортификационных заграждений предприятиям и заводам Ленинграда, Украины и Московской области ставилась задача выполнении 50 тыс. металлических ежей. К середине августа 1941 г. централизованным порядком было изготовлено 400 комплектов дотов и 18 тыс. ежей [47].

Развитие событий на советско-германском фронте поставило перед органами оборонительного строительства ряд серьезных проблем. Необходимо было перейти к широкому применению сборного строительства, организовать предварительную централизованную заготовку деталей и конструкций для последующего монтажа на рубежах. Как во всем народном хозяйстве, требовалось упростить строительство, перейти к изысканию и использованию местных материально-технических ресурсов.

Во второй половике августа 1941 г. обстановка на южном фланге советско-германского фронта вынудила военно-политическое руководство страны приступить к оборонительному строительству на широком фронте и на большую глубину. В соответствии с постановлением ГКО от 26 авгусга 1941 г.

«О мероприятиях по обеспечению строительства оборонительных сооружений Юго-Западного и Южного фронтов» на выполнение работ мобилизовывались материальные ресурсы 9 прифронтовых областей Украины.

В августе–сентябре 1941 г. ЦК компартии Украины и правительство республики приняли четыре постановления о материально-техническом обеспечении оборонительного строительства. Так, по решению от 3 сентября 1941 г., для изготовления конструкций огневых сооружений, деталей были привлечены 23 крупнейших бетонных завода и предприятия Харьковской, Ворошиловградской, Сталинской, Полтавской областей.

В начале сентября с целью организации производства сборных дотов на эти предприятия были направлены опытные инженеры-строители из Харькова [55]. Непросто решались вопросы обеспечения заводов цементом, металлом и другими строительными материалами. Сложность была не только в изготовлении конструкций, но и в их транспортировке к местам строительства оборонительных рубежей. Только за первые месяцы войны в районы оборонительного строительства Южного фронта такие строительные организации и управления, как Донмашстрой, Азовстальстрой, Макеевскстрой, Никитовский завод бетонных труб, Харьковское стройуправление, отправили по железным дорогам юга Украины около 3100 вагонов железобетонных блоков.

Производство инженерных заграждений для 4-го и 5-го УОБР Юго-Западного направления было организовано на 28 предприятиях Днепропетровской, Ворошиловградской, Полтавской, Сталинской, Харьковской, Запорожской областей. Например, в соответствии с постановлениями СНК и ЦК КП(б)У в короткие сроки было налажено производство железобетонных деталей и металлических конструкций на предприятиях Полтавской области. 8 сентября 1941 г. облисполком и бюро обкома партии, рассмотрев на заседании этот вопрос, приняли совместное постановление «Об изготовления специальных железобетонных деталей и металлических изделий для нужд оборонительного строительства». Это решение обязало руководителей 12 заводов и предприятий города и области передать облместпрому необходимые строительные материалы для изготовления конструкций [56]. Подобного рода решения принимались партийными и советскими органами других областей, городов и районов Украины.

Со второго квартала 1942 г. до конца войны выпуск сборных железобетонных и металлических конструкций, инструмента осуществлялся централизованно. В июне 1942 г. на заседании ГКО было принято решение о составлении годовых и квартальных планов выпуска инженерных средств. Планировалась также поставка необходимых для этого материалов. В аппарате СНК по просьбе генерала М. Воробьева была создана специальная группа инженерного вооружения, осуществлявшая строгий контроль за выполнением планов промышленностью. Фонды на цемент, лес, металл через материально-заготовительные конторы ГУ ОС в Москве, Горьком, Ярославле, Саратове, Казани, Сталинграде, Свердловске получали заводы-изготовители. Совместными решениями представителей головных организаций от наркоматов и ГУОС намечались конкретные меры по выполнению заказов, назначались ответственные исполнители [69].

Во втором квартале 1943 г., в связи с изменением стратегической обстановки, правительство в два раза уменьшило план поставок ГУОС сборных огневых сооружений. В 1944 г. за счет сокращения работ по необоронительному и оборонительному строительству уменьшился объем капитальных работ в целом по стране [71].



http://rufort.info/library/malyarov/malyarov.html
« Последнее редактирование: 31 Октябрь 2011, 18:39 by gistory »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 7712
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #2 : 01 Ноябрь 2011, 01:13 »
Посмотрите еще мемуары Комаровского и Корнева - они есть в библиотеке руфорта.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2268
    • История с Географией
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #3 : 01 Ноябрь 2011, 10:51 »
Спасибо! То что надо!
Есть за что уцепиться.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 7712
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #4 : 01 Ноябрь 2011, 12:58 »
Мы еще одну книжную информационную "бомбочку" касательно мобилизационных УРов нашли - как только отсканим, так сразу и  выложим! И обсудим потом, само собой разумеется.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2268
    • История с Географией
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #5 : 01 Ноябрь 2011, 14:18 »
Из Комаровского:

Цитировать
Вместе нам пришлось решать и возникший тогда серьезный технический конфликт с руководством Главного управления оборонительного строительства НКО. Дело в том, что с помощью сталинградских заводов мы организовали массовое изготовление транспортабельных сборных железобетонных деталей и начали по собствен­ному проекту сооружать из них доты и командные пункты. Эти конструкции предварительно испытали на поражаемость артиллерийским оружием и были уверены в достаточной надежности этих долговременных огневых точек, а также сборных железобетонных командных пунктов. Однако из Москвы поступило телеграфное категорическое требование прекратить «самовольство» и строить эти сооружения только из монолитного железобетона. В условиях жестоких морозов, когда не было ни леса для опалубки, ни каких-либо средств для обогрева тепляков, ни передвижных бетономешалок, применять монолитный бетон было практически невозможно. Посоветовавшись в бюро обкома ВКП(б), мы решили настаивать на осуществлении наших проектов. В конечном счете эти предложения были приняты. Кстати, вся дальнейшая практика строительства не только полевых, но и более капитальных сооружений оборонительного характера показала безусловную целесообразность применения сборных железобетонных элементов, в том числе и крупноразмерных.

За производство железобетонных деталей горячо взялись сталинградские предприятия, в частности сталинградский силикатный завод № 5, руководство и ряд рабочих которого мы поблагодарили и поощрили приказом по армии.

Конструкцию сборных дотов нам удалось, по мере их изготовления и применения, усовершенствовать, сократив число отдельных элементов с 202 до 152 и объем железобетона с 15,2 до 11,5 куб. м. Это сократило стоимость всех сборных дотов на 1,5 млн. руб. и позволило за счет экономии бетона дополнительно сделать около 200 новых дотов.

Наряду со сборными железобетонными дотами, сравнительно громоздкими и тяжелыми, мы организовали из­готовление металлических бронеколпаков, вес отдельных деталей которых составлял всего 300—350 кг вместо 1130 кг для железобетонных дотов.

Если я правильно составил уравнение ))) то при плане 620 комплектов сделали 820.
Непонятно как трактовать 1,5 млн руб удешевления. Может быть это стоимость 200 комплектов? Т.е. один ДОТ - 7500 руб. Это похоже на правду в масштабах цен 1941 года?

Это относится к событиям зимы 1941-1942 годов.
Получается, что к этому времени строительство сборных сооружений считалось "вредным". Отсюда возникают опять вопросы - откуда появились сборные сооружения в Бородино и Москве.
Предположим в Бородино и Филях были построены огневые точки из малоразмерных блоков осенью 1941 г.

В таком случае ДОТы из балок относятся к более позднему периоду? Например, в Москве был использован "сталинградский проект"?

Или так. На можайской линии лета-осени 1941 года строились только монолитные сооружения. Потом, в 1942 году они были дополнены сборными на Смоленском направлении (Бородино), а под Яропольцем и Ильинском линия обороны не восстанавливалась.
« Последнее редактирование: 01 Ноябрь 2011, 18:12 by gistory »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2268
    • История с Географией
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #6 : 01 Ноябрь 2011, 15:40 »
Попался мне вот такой странный текст про сборные сооружения
http://udarnik.ucoz.ru/index/0-18
там еще 5 страниц
похоже что это какое то современное наставление по строительству сборных ДОТ. Сам текст изрядно попорчен лишними словами, видимо для нужд "продвижения".
Такого же текста не нашел

Оффлайн vvv

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 203
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #7 : 02 Ноябрь 2011, 12:35 »
Оригинальное фото строительства сборного дота, авсё вместе это воспроизведение фотоальбома "Москва 1941", 1942 год издания
http://moscow-1941.livejournal.com/4341.html
+ давнишнее обсуждение на старом фортификейшн
http://fortification.ru/oldforum/index.php?action=vthread&forum=3&topic=159

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2268
    • История с Географией
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #8 : 02 Ноябрь 2011, 14:49 »
Так, значит сборные ДОТы строили в 1941м.
Значит либо существовал еще и "московский" проект, либо вообще тема была настолько очевидная и популярная, что "изобретение" произошло сразу в нескольких местах.

Замечу, что идея сборного строительства - изготовление комплектов в заводских условиях очень похоже на идею гражданских инженеров.

Оффлайн sezin

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2363
Re: Сборные ЖБ сооружения 1941 года
« Ответ #9 : 02 Ноябрь 2011, 15:54 »
Сборные точки строились еще в Севастополе.
Возможно,существовали варианты из Наставления и других докуметов,а были и местные разработки. В "Военно-инж.журнале" рассказывалось про модификацию сборного дота из железобетонных "шпал" весом в 105 кг и сказано,что он получен видоизменением типового проекта.
Нуа вмешательство Москвы в стал.проект может вызвано тем,что сборные точки сначала разрешались только на второстепенных направлениях,а Сталинградское не считалось второстепенным. Например.