Форум > Видео по фортификации

Японское кино про Порт-Артур "Высота 203"

<< < (2/4) > >>

Владимир Калинин:
Ну я могу. Гаубицы вроде как не Круппа. Прототип, насколько помню - итальянский. Сделаны были гаубицы в Японии, то есть Крупп не при делах. Гаубиц в береговой обороне Японии было не просто много, а очень много, поэтому Японцы огли разрядить береговую оборону без большого ущерба для дела.

Первые 18 гаубиц, снятых с батарей Токийского залива были погружены на транспорт "Хиттачи-Мару", который был перехвачен владивостокскими крейсерами и утоплен, что задержало падение Порт-Артура, не меньше, чем на месяц, который понадобился японцам, чтобы снять с батарей и подгот овить к отправке новую партию орудий.

В Порт-Артуре японцы подготовили закрытые позиции с бетонными основаниями, причем японцы расслабились и складировали боезапас рядом с орудиями, да еще и разместили рядом пехотный резерв. Случайным попаданием одного из пущенных почти наугад снарядов с русских броненосцев одна батарея была уничтожена - взорвался штабель со снарядами, причем зацепило и пехоту. Погибло две гаубицы и около тысячи японцев. Русские, кстати, об этомтак и не узнали. 

Strateg:

--- Цитата: Владимир Калинин от 10 Февраля 2012, 01:32 --- Гаубицы вроде как не Круппа. Прототип, насколько помню - итальянский. 
--- Конец цитаты ---

Да, это мнение высказал Норригаард (Норригаард Б. В. Великая осада (Порт-Артур и его падение). — СПб.: М. А. Леонов, 2004.)
Он пишет следующее:
"Чтобы привести в исполнение эти новые планы, необходимы были две вещи: установить на позициях гаубицы, которые начали прибывать  в середине сентября, и провести сапы настолько близко к восточным фортам, чтобы атака могла быть произведена из последней параллели. 11-дюймовые гаубицы сооружены по образцам, принятым в Специи. Они состоят из трех главных частей: ствола и станка с компрессором, которые весят 10, 6 и 7 т. Компрессор пригнан к центральной оси, вставленной в крепкие цапфы."
Но есть мнение небезызвестного Широкорада:
"31 августа в порту Дальнем был разгружен транспорт с шестью 11-дюймовыми (280-мм) гаубицами и боеприпасами к ним.
Сведения об 11-дюймовых орудиях, которые, собственно, и погубили Порт-Артур, довольно противоречивые. Одни их называют гаубицами, другие — мортирами. Дело в том, что в русской армии со времен Елизаветы Петровны и до 1904 г. гаубиц не было. Их функции первоначально выполняли гладкоствольные единороги, а с 1867 г. — нарезные мортиры. Замечу, что даже после принятия на вооружение 48-линейных (122-мм) гаубиц обр. 1904 г., 1909 г. и 1910 г. и 6-дюймовых (152-мм) гаубиц обр. 1909 г. и 1910 г. дивизион, вооруженный гаубицами, официально именовался мортирным дивизионом. Поэтому царские и даже красные артиллеристы в 1904-1941 гг. одни и те же арт-системы именовали то мортирами, то гаубицами.
Тактико-технические характеристики японских гаубиц тоже существенно разнятся у разных авторов. Так, современный польский историк Юзеф Дискант утверждает, что вес их снаряда составлял 320 кг, а дальность стрельбы — 9 км, но тут же ссылается на Макдональда («Wielkie bitwy w historii», Warszawa, 1994). «По его данным, снаряд калибра 280 мм имел вес 500 фунтов (около 227 кг)» [23. С. 247].
По моему же мнению, это были 28-см береговые гаубицы обр. 1892 г., изготовленные в арсенале города Осака. Видимо, это была глубокая модернизация крупповских мортир. Во всяком случае, в отличие от классических орудий Круппа японские гаубицы имели поршневые затворы.
Тело гаубицы чугунное, скрепленное стальными кольцами72. Длина ствола 10,2 кг, вес 10,6 кг. Вес станка составлял 5,3 т, поворотной рамы 8,4 т, итого 24,3 т без установочных частей основания. Тормоз отката гаубицы гидравлический, накат осуществлялся с помощью наклона поворотной рамы. Максимальный угол возвышения составлял +75°, угол горизонтального наведения 90°. Штатное основание бетонное, но, видимо, японцы стреляли и с суррогатных каменно-деревянных оснований. Скорострельность — один выстрел в 5 мин.
Заряжание гаубицы картузное, всего было семь зарядов. Первоначально полный заряд весил 20,32 кг крупнозернистого черного пороха, но позже он был заменен 7,78 кг японского бездымного пороха. Сначала штатными снарядами были бомбы закаленного чугуна весом 217 кг, содержавшие 9,5 кг взрывчатого вещества (первоначально черного пороха). В ходе осады Порт-Артура наряду с этими бомбами использовались фугасные стальные бомбы примерно того же веса, содержавшие до 80 кг шимозы.
При полном заряде, угле возвышения +45° и начальной скорости 315 м/с табличная дальность стрельбы составляла 7,65 км, а на шестом заряде при максимальном угле возвышения начальная скорость составляла 142 м/с, а дальность — 1,8 км. В последнем случае гаубица стреляла почти вертикально по очень крутой траектории и могла поражать практически любые цели за естественными и искусственными укрытиями.
Перевозились 11-дюймовые гаубицы только по железной дороге в разобранном на три части виде (не считая установочных элементов). Но, по версии Макдональда, японцы их тащили из Дальнего по фунтовой дороге, при этом каждую часть орудия волокло триста человек. Несколько забегая вперед, скажу, что 11-дюймовые гаубицы японцы впервые применили 18 сентября 1904 г."

Бог его знает, кто прав. Но я тоже склоняюсь к "итальянским корням" орудий.

Strateg:

--- Цитата: Владимир Калинин от 10 Февраля 2012, 01:32 ---
В Порт-Артуре японцы подготовили закрытые позиции с бетонными основаниями
--- Конец цитаты ---

Конечно, нельзя по фильму судить, но тем не менее, если бетон там и был, то он трудно различим. Мало того, при выстреле из-под станин вырывались клубы пыли (02:45:27), т.е. при выстреле станина как бы "прихлопывала" пыль под ней.

Владимир Калинин:
За Бога отвечать не берусь, но я уж точно знаю, кто прав!

 Широкорад, уж точно не прав. Наш любитель фантастики в области истории и политики, увы, столь же смело фантазирует и в области истории японской артиллерии, ссылаясь на родственных по духу писателей-фантастов, вместо того, чтобы изучить работы специалистов.

Имеются довольно неплохие работы Дэйва Керчнера - отставного американского офицера, который занимается изучением японской береговой артиллерии не один десяток лет. Кроме того, один наш коллега, живущий и работающий в Японии и изредка появляющийся в Сети, довольно внимательно проштудировал японскую специальную литературу и кое-что мне рассказывал.

В общем, на Широкорада просто не обращайте внимания.

Что показано в художественном фильме я не знаю, но японцы работали именно с бетонных оснований.

Так что информация Норригарда - непосредственного свидетеля происшествия и очень хорошо информированного о японских делах человека, правильная.

Можно было бы взвесить и оценить значимость информации от Норригарда и Широкорада даже и без моего участия, а тем более каких-то Высших сил!

Strateg:

--- Цитата: Владимир Калинин от 10 Февраля 2012, 14:00 ---Можно было бы взвесить и оценить значимость информации от Норригарда и Широкорада даже и без моего участия, а тем более каких-то Высших сил!

--- Конец цитаты ---

 :) Однозначно. Но хотелось послушать и мнение тех, кто уже "взвесил и оценил".
Я-то хотел сказать то, что иногда и художественный фильм стимулирует на познание...

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии