Здравствуйте!..
Есть несколько вопросов по пороховым погребам..
1) в книге про ВК подробно описано устройство туннельных пп 1914-1918 гг постройки, есть даже схема туннеля, но мало сказано (как мне показалось) о туннельных погребах на ул. Адмирала Юмашева (Погреб П3, если не ошибаюсь) - а от них какие-нибудь схемы остались?
2) на сайте АУИПИК есть статья про пп на Эгершельде. там в частности встречается такое: "...между 1905 и 1910 годами строительство фортификационных сооружений почти не велось, одно и немногих исключений – тоннельное хранилище Порохового погреба П4. Его тоже проектировал и строил военный инженер Якубовский. Согласно проекта, тоннель в начале и конце должен был иметь две вентиляционные шахты. Если его (тоннель) расположить, согласно существовавшим нормативам, вглубь высоты, то дальняя вентиляционная шахта оказывалась на противоположном склоне, обращенном в сторону моря, и попадала в зону обстрела кораблей противника. Поэтому тоннель разместили не вглубь высоты, а вдоль ее безопасного, восточного, склона. За счет этого была достигнута экономия средств: вентиляционные шахты стали короче, не потребовалось строить мощный портал и закрывать вход бетонным сквозником, предотвращающим попадание внутрь осколков вражеских снарядов. Также стало возможным устроить еще один выход из тоннеля, а отсутствие сквозника позволило механизировать подачу снарядов, выкатывая их на вагонетках, для чего смонтировали рельсы и поворотные круги
Строительство было начато в 1905 году, закончено в 1907 году. С этого момента Пороховой погреб П4, состоит из двух строений: первоначального казематированного хранилища и более позднего тоннельного хранилища."
(источник -
http://www.auipik.ru/objects?filter_by=259436&filter_in=auipik_objects.place_id&page=6&per_page=40Вопрос - описанное туннельное хранилище, действительно ли оно дореволюционное (без сквозника?? а погреба 1910-х годов обратно со сквозниками? ) , не советской постройки?