Автор Тема: Цитадель-19  (Прочитано 26089 раз)

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8381
Re: Цитадель-19. Продолжение рецензии
« Ответ #10 : 06 Мая 2012, 09:38 »
Статья Н.А. Чебуркина, научного сотрудника Музея Мирового океана, расположенного неизвестно где, и Е.Г. Рябковой, зав. Отделом международных связей того же самого музея «Памятник архитектуры XIX века. Ворота форта Фридрихсбург» рассказывает об удачном примере сохранения, восстановления и рационального использования бывшего фортификационного сооружения в музейно-выставочных целях. Четырехугольный бастионированный форт (бастионы были в его каждом углу) представлял собой автономную часть оборонительной ограды, опоясывавшей Кенигсберг до 1910 года, когда было принято решение о ее разборке. Все земляные сооружения ограды, включая и форт были срыты, поскольку мешали развитию города, но при этом большинство кубатурных кирпичных сооружений (кавальеры, оборонительные казармы, ворота, потерны и т.д.) сохранили.

Авторы, к сожалению, совершенно неадекватно описывают фортификационные сооружения. Так, авторы пишут, что (крепче держитесь за стул, коллеги) проектировщик форта … «изобрел голландскую систему постройки крепостей, особенность которых состояла в окружении вальных укреплений широким водяным рвом». А мы-то вместе с В.В. Яковлевым думали, что голландскую систему изобрели в Голландии во время войн за ее независимость, а прусский математик и архитектор Христиан Оттер (1598–1660) ее в данном случае просто использовал из-за заболоченной местности с высоким уровнем грунтовых вод. Голландская система фортификации начала свое развитие с середины XVI века, то есть еще ДО рождения своего «автора». Авторы статьи также утверждают, что внешняя постройка, защищающая ворота крепости – это кавальер, хотя на самом деле это барбакан, а кавальером в бастионной фортификации, как правило, называют постройку, расположенную ВНУТРИ полого (пустого) бастиона и господствующую над ним, с целью развития многоярусного огня и обеспечения возможности эффективной обороны, в случае овладения неприятелем ограды бастиона.

Авторы пишут, что на топографическом плане Фридрихсбург представляет собой семилучевую звезду. Как бастионированный четырехугольник смог стать семилучевой звездой, остается только догадываться, у рецензента на это не хватило воображения. Логично предположить, что сотрудники Музея Мирового океана никогда не видели звезды, даже пятилучевой. Остается только порекомендовать Амирханову их изловить и показать им звезду!

Сам текст статьи примерно на две трети является дословной копией анонимного очерка, размещенного сайте города Калининграда: http://kaliningrad.ru/afisha/place/43

Остается непонятным – это была предварительная публикация материала этих же самых авторов в Интернете (хотя почему она тогда анонимная) или это таки примитивный плагиат. То, что авторы не дают никаких ссылок на источники информации заставляет подозревать последний вариант, в общем, здесь нужны какие-то пояснения.

Вторая статья из этой же серии принадлежит перу Е.Г. Рябковой и называется «Памятник архитектуры XIX века городские ворота «Королевские». В статье описывается история создания этих ворот, служивших одним из проездов в Кенигсберг сквозь его оборонительную ограду, срытую в 1910 году, подробнейшим образом анализируется их архитектурный облик, описывается ход их реставрации. Украшением статьи является план оборонительной ограды города Кенигсберга, к сожалению лишенный каких-либо обозначений, хотя какие-то цифирки на плане расставлены в изобилии. Так публиковать планы крепостных сооружений нельзя, это все же не только украшалки-оформляшки, а техническая информация. А о том, как нужно представлять техническую информацию если не автор, то уж редактор-то точно должен быть сведущ. Статья очень интересная и указанный огрех в ней единственный.

Очень интересна статья председателя историко-краеведческого общества «Карелия» Е.А. Балашова и его соавтора И.И. Шереметьева «Династия Фабрициусов на службе России и Финляндии». Я сам, например, долго ломал голову, какое отношение имеет русский военный инженер Фабрициус, изобретавший разнообразные скрывающиеся башенные установки и финский инженер Фабрициус, внесший весомы вклад в развитие финской национальной школы фортификации. Все оказалось просто: военный инженер генерал-майор Иван Иванович Фабрициус, умерший в 1914 году, был отцом Сергея Ивановича (Йохана Кристиана) Фабрициуса, закончившего Николаевское инженерное училище, подпоручиком, но отказавшегося от военной карьеры – он продолжил образование в Германии и получил диплом инженера-механика. В Первую мировую войну он был призван в русскую армию и закончил там военную карьеру в чине капитана, командуя саперным батальоном. Далее его судьба, как военного и как гражданского инженера была связана со строительством фортификационных сооружений в Финляндии, где он дослужился до подполковника. Судьба Фабрициуса-младшего закончилась трагически. Он не принял Мирный договор 1944 года, установил контакты с немецкой разведкой (для чего совершил поездку на подводной лодке в Германию), стал оборудовать тайники с оружием на случай советской оккупации и т.д. Однако в 1946 году его арестовала финская контрразведка, и ему предъявили обвинение в государственной измене. Во время судебного процесса он умер в камере от инфаркта, не дожив до оглашения обвинительного приговора. В статье приводиться подробное описание инженерной деятельности обоих Фабрициусов.

Авторы пишут, что «суд вынес обвинение» Фабрициусу, хотя, как это мог сделать суд – понять сложно, тем более, что выносят приговор, а обвинение предъявляют. Вообще-то, обвинение по результатам предварительного следствия предъявляет прокуратура, затем проводится дополнительное судебное следствие, а суд, с учетом всех обстоятельств, выносит либо приговор (он может быть обвинительным, либо оправдательным), либо решение о прекращении дела (если прокурор в ходе судебного следствия откажется от обвинения). За столь очевидную юридическую неосведомленность авторов и редактора обидно.

Продолжение следует
« Последнее редактирование: 06 Мая 2012, 14:36 от Владимир Калинин »

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8381
Цитадель-19. Продолжение рецензии
« Ответ #11 : 06 Мая 2012, 15:47 »
Еще в Цитадели-14 печаталась совершенно позорная заметка о военно-морской базе Ручьи. По этому поводу нами было сказано, что материал такого сорта не должен был появляться на бумаге ни при каких условиях и вот, наконец, издатель воспринял критику и во искупление греха опубликовал очень серьезную работу по этой теме – статью кандидата исторических наук П.В. Петрова «Расширение системы базирования КБФ в 1935–1939 гг.»

В статье, на основании серьезных архивных материалов, описывается строительство инфраструктуры КБФ в Лужской губе, которое велось в период с 1933 по 1939 гг., когда его законсервировали в связи с расширением зоны базирования флота на Прибалтику. Описывается проектирование и строительство причалов и гаваней, военных городков, железнодорожных веток и позиций для железнодорожной артиллерии. Отмечается, что батареи 211 и 212 были первоначально вооружены 152-мм пушками Канэ и перевооружены 130-мм пушками Б-13 лишь после 1937 года (скорее всего в 1938 году), когда и были перестроены в долговременные. Автор упоминает о проекте размещения у деревни Кургалово шестиорудийной 305-мм башенной батареи (две трехорудийные башни), что несомненно предполагало использование двух оставшихся башен «Полтавы», правда от этой идеи вскоре отказались. К сожалению, этот проект использования башни мы в своей книге о Ворошиловской батарее и башнях «Полтавы» упустили. В статье также упоминается начальник УНР-5, выполнявшего строительные работы до передачи стройки в систему НКВД военинженер 1-го ранга М.Я. Гмира, бывший строитель Ворошиловской батареи, биографию которого мы опубликовали в упомянутой выше книге. Гмира был расстрелян, как "враг народа". Единственным недостатком работы является отсутствие хоть какой-то схематической карты.

Статья Ю.М. Зайцева «Крепостной режим во Владивостоке (1930–1950-е гг.)» описывает как, начиная с 1937 года, вводились режимные ограничения во Владивостоке, просуществовавшие в какой-то степени вплоть до 1991 года. Описывается, как менялась система пропусков, где располагались контрольно-пропускные пункты, как строгость режима увеличивалась с расширением базирования кораблей ТОФ во Владивостоке и, соответственно, уменьшалась с выводом большей части корабельного состава флота в залив Стрелок.

Статья Н.И. Слесаревского « Ленинградская военно-морская база в годы Великой Отечественной войне» рассказывает, какую роль данная ВМБ играла в обеспечении обороны Ленинграда со стороны морских и озерных подступов и со стороны Невы, а также в обеспечении базирования основного корабельного состава КБФ в дельте Невы.

Статья О.Б. Балашова, Н.В. Гарилкина и П.С. Сапунова «К вопросу о «гибели» двух железнодорожных артиллерийских транспортеров на Карельском перешейке в 1941 году» затрагивает, пожалуй, один из самых интересных и самых запутанных вопросов истории советской береговой артиллерии. Два транспортера 180-мм железнодорожной батареи № 12, как известно, попали в руки финнов и были ими активно использованы в боевых действиях. Об использовании финнами этих могущественных артиллерийских систем подробно говорится в книге Брагина «Пушки на рельсах», которая имеется в библиотеке нашего сайта http://rufort.info/library/bragin/bragin.html и на которую, к сожалению, авторы не дали ссылки.

А вот вопрос, как и почему транспортеры попали к финнам, до обсуждаемой публикации был совершенно неясен. Оказывается, командование Балтийского флота в вопросе использования этих орудий действовало без учета складывающейся обстановки и реальных потребностей обороны. Дело в том, что с начала войны на северном берегу Финского залива готовились позиции для 180-мм ЖДАУ, причем к ним протянули шестикилометровую железнодорожную ветку. Два транспортера из состава 12-й батареи были отправлены на позицию в тот момент, когда финны уже опрокинули войска 23-й армии и прорывались к побережью. Само собой разумеется, что комендант Выборгского сектора Береговой обороны полковник Румянцев сообщил командиру полубатареи старшему лейтенанту Щукину, что морских задач для транспортеров нет. Вместе с тем Щукин, желая принять участие в боевых действиях, приказал развернуть транспортеры в боевое положение и отправился устанавливать связь с командованием 23-й армии. Там распорядились готовиться к стрельбе, но, когда Щукин вернулся, Румянцев приказал уводить батарею в тыл как можно скорее, но также распорядился вывести с батареей и железнодорожную роту, обслуживающую позиции. Это вызвало задержку с отправлением эшелона. Оказавшееся промедление оказалось роковым – финны успели перерезать железную дорогу и прорвать окружение уже не удалось. Более того, Щукин, желая спасти материальную часть и попытаться прорваться с орудиями к своим, с запозданием отдал приказ о выводе матчасти из строя и сделать это уже не удалось. В плен попала большая часть прислуги и командного состава. Впоследствии Щукин вернулся из плена и был осужден, поскольку стало известно, что он помогал финнам осваивать материальную часть, хотя несомненно делал это по принуждению. К сожалению, авторы обошли вниманием судьбу военкома батареи политрука И.В. Сидоровича. Как сообщал Ове Энквист, в освоении матчасти финнам помогал не только командир полубатареи, но и некий политработник, фотографию которого он прислал. Комиссар был без конвоя и со споротыми знаками различия. В отличие от другого пленного командира, изображенного на одной из финских фотографий 180-мм транспортеров, вид у него был вполне удовлетворенным. Судя по всему, комиссар из плена не возвращался, почему и осужден не был. Было бы крайне интересно сравнить фото комиссара, сделанное финнами, с фотографией из личного дела Сидоровича. В целом, авторов можно лишь поблагодарить за интересное расследование этого весьма любопытного эпизода нашей военно-морской истории.

Да, в качестве положительного момента, особо хочу отметить наличие схематической карты железнодорожных веток, на которых и происходили описываемые события, включая ветку к позициям "Сейвястэ" и "Сортовала", и где отмечен район захвата батареи финнами в районе станции Ино.

Материал В.Е. Лукина «Моонзунд 1941 года – кровавая драма на Балтике» является популярным введением к серии воспоминаний участников боевых действий. Пока приводятся лишь воспоминания командиров и солдат 3-й отдельной стрелковой бригады, но, вообще, подобным материалам цены нет и радует то, что автор-составитель собирается эту публикацию продолжить. А вообще – было бы крайне интересно опубликовать целиком отчет А.Б. Елисеева об обороне Моонзунда, это ведь тоже своего рода воспоминания.

Окончание следует
« Последнее редактирование: 07 Мая 2012, 10:31 от Владимир Калинин »

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8381
Цитадель-19. Окончание рецензии
« Ответ #12 : 07 Мая 2012, 07:07 »
Статья С.В. Тиркельтауба и А.А. Никитина «Военно-морская база Ханко. 1940–1941 годы» рассказывает о том, как проходила передача «арендованной» территории от финнов советскому командованию. Описывается прибытие советской делегации на ледовый аэродром, переговоры и подписание соответствующих документов, описание в каком состоянии был передан город, промышленные объекты и портовые сооружения. Город оказался нашпигован разного рода минами и фугасами, однако саперы смогли все это обезвредить. Столь подробного описания процесса передачи этой территории в литературе еще не было. Данная статья является лишь первой частью большого материала и публикацию предполагается продолжить.

Статья «Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии» написана людьми серьезными: начальником научно-ислледовательского отдела НИИ (военной истории) Военной академии ГШ ВС РФ Э.Л. Коршуновым, научным сотрудником научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-западного региона РФ) НИИ (военной истории) Военной академии ГШ РФ, доктором исторических наук, доцентом А.А. Михайловым и ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН, доктором исторических наук А.И. Рупасовым.

К сожалению, название отдела, в котором работает Эдуард Львович Коршунов, приведено не полностью и может сложиться впечатление, что два первых автора работают в разных отделах одного института, но это не так – они работают в одном и том же отделе. Это результат небрежной работы редактора, увы, не единственный в этой статье.

Статья сама по себе очень интересная и информативная. Описана история создания этой линии в 1940–1944 годах, подробно описаны все участки линии, охарактеризована система огня и заграждений, инженерные сооружения, включая огневые сооружения и убежища. Приводятся характеристики использованных финнами бронеколпаков. В качестве иллюстраций даны немногочисленные фотографии из финских источников, а также схемы участков линии «Салпа», скопированные с какой-то советской схемы. Кроме того, в статье имеются хорошие современные фотографии, сделанные Алексом Госсом, но их все же маловато. К великому сожалению, к схемам нет каких-либо пояснений и читателю остается только догадываться, что означают вытянутые треугольники, кружочки со стрелочками и без, квадратики с усиками, кружочки залитые темным и кружочки пустые. В статье нет ни одного чертежа, хотя их можно было бы набрать даже из туристических буклетов. Самая неприятная ошибка – это заголовок к таблице 3 на стр. 166 – «Размеры перекрытий ДОТ». В число «перекрытий» попали (коллеги, вы не поверите!) – стены, включая напольные, амбразурные, боковые, тыльные, тупиковые, внутренние опорные, а также фундаменты. Вряд ли авторы отнесли стены и фундаменты к перекрытиям сами, скорее всего это ошибка документа, послужившего основной для написания статьи, но ведь авторы должны были думать, а не повторять все "косяки" источника!

Заменили бы «размеры перекрытий» на «толщины конструкций» и все было бы нормально и не вводило бы в ступор читателя.

На стр. 167 на подписи к фотографии указано, что это сооружение, обвалованное камнем. Но на самом деле, это сооружение усиленное каменной кладкой, то есть камни прилеплены к бетону на цементном растворе. Это вовсе не обваловка, а усиление и маскировка. Обваловка – это каменная насыпь без какого-либо связующего материала. Интересно, что из текста статьи совершенно непонятно, откуда авторы взяли всю ту информацию, по которой они описывают линию «Салпа». Они отмечают, что ее сооружения тщательно исследовались советскими офицерами, прикомандированными к Союзной контрольной комиссии в 1944–1945 гг. Скорее всего, авторы пользовались именно их отчетами, но почему-то не сделали на них ссылки. Вообще-то в научных статьях принято давать ссылки на источники наиболее значимой информации и совершенно непонятно, почему этого не сделали авторы здесь.

Впрочем, статья, несмотря на технические недоработки, очень интересная, содержит много ценной информации, а отмеченные выше недостатки скорее всего являются болезнями роста начинающих (в области истории современной фортификации) исследователей.

Завершают номер два «крепостных» рассказа В.Ф. Ткаченко – ««Дуэль» 1911 г.» и «Тотлебенские самогонщики. 1990 г.». В первом рассказывается о несостоявшейся дуэли офицера крепостной артиллерии и гвардейского поручика, а во втором – о том, как из карамелек гнали самогонку во время ремонтных работ на форту Тотлебен в 1990 г. Оба рассказа читаются буквально на одном дыхании, как и все произведения В.Ф. Ткаченко в этом жанре. Единственное замечание ко второму рассказу – зачем автор называет карамельки «конфеКтами». Это архаичный синоним слова «конфеты» совершен неуместен, поскольку речь идет о конце XX столетия, а не XIX.

Общая оценка номера очень высокая. Бессодержательных материалов нет вообще, а подавляющее их большинство исключительно интересно. Авторов, редактора и читателей можно только поздравить с выходом исключительно ценного военно-исторического издания.

Само собой разумеется, что Цитадели есть еще куда развиваться. Есть некоторые очевидные недоработки редактора и издателя, такие, как, например, растворение подписей в картинках над заголовками, абсолютный разнобой в представлении информации об авторах, от полного ее отсутствия до информации неполной и т.д. За все это отвечает именно редактор и никто больше. Что же касается недостатков чисто авторских, то, естественно, никакой редактор не может знать все и не сможет выявить и исправить все авторские «косяки». Но вот для того, чтобы эти самые косяки хотя бы уменьшить – способ давно известен – это привлечение к работе над рукописями грамотных рецензентов, то есть сведущих людей, которых редактор обязан уметь найти. И тогда хотя бы явные смысловые огрехи будут отсеяны.
« Последнее редактирование: 08 Мая 2012, 01:28 от Владимир Калинин »

Оффлайн stas-vorobiev

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 269
Re: Цитадель-19
« Ответ #13 : 07 Мая 2012, 14:06 »
На стр. 167 на подписи к фотографии указано, что это сооружение, обвалованное камнем. Но на самом деле, это сооружение усиленное каменной кладкой, то есть камни прилеплены к бетону на цементном растворе.

К какому бетону? Это же наблюдательный броневой колпак - там же три щели четко читаются... И камнями его замаскировали, а не усилили.

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8381
Re: Цитадель-19
« Ответ #14 : 07 Мая 2012, 14:36 »
Спасибо за уточнение. Значит к броне прилепили для маскировки, но это ни в коем случае нельзя назвать каменной обваловкой. Надеюсь с этим-то спорить никто не будет?

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8381
Re: Цитадель-19
« Ответ #15 : 07 Мая 2012, 14:43 »
Дабы собрать все яйца в одну корзину, перетаскиваю сюда с Фортоведа замечания Стаса Воробьева по работе Алекса Госса про форт Обручев Кронштадтской крепости:

http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=2134&start=0&rid=0&S=804fc5c6e87b7874fcfc2b2886b437e4

Re: Цитадель-19 [сообщение #36933 ответ на 36542 ]    пн, 07 мая 2012 14:39 Переход к предыдущему сообщения
Stas-Vorobiev
      
Сейчас читаю этот номер. Очень объемный, содержательный, интересный. Не уверен, что есть большая необходимость раскладывать по полочкам его материалы, но хочу коснуться одного из них, дабы исправить ряд неточностей:

А. Госс. Форт "Обручев". Есть ли будущее?

> В 1895 году по инициативе начальника Генерального штаба Н. Н. Обручева была создана комиссия по модернизации укреплений Кронштадтской позиции.

На самом деле Комиссия была создана в 1893 г. и по инициативе военного министра Ванновского. А начальник Главного штаба Обручев ее возглявлял.

> Строительство начали в начале 1897 года установкой ряжей под причальную стенку и волнолом.

Это не совсем так. Строительство началось с установки ряжей, ограждающих остров. Эти линии волноломами не являются, а причальными стенками могли служить исключительно временно.

> До конца 1910-х годов велись бетонные работы, после чего начали установку орудий и оборудования.

На самом деле к установке орудий (6 пушек Канэ и 2 57-мм) приступили в 1903 г. - то есть задолго до окончания бетонных работ. А к концу 1910-х г. на Обручеве было установлено почти все положенное по проекту 1896 г. вооружение за исключением лишь небольшой части 9-дм. мортир (и возможно 6-дм. пушек, но за это зуб не дам)

> Массив форта содержал более 30 казематов для нижних чинов, четыре - для офицеров ... [и т. д.] ... общей площадью 8,5 км2.

Тут просто ошибка, порядок которой мне сложно представить навскидку.
Для сравнения: 8,5 кв. км - это половина площади острова Котлин...

Оффлайн Добрый

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 334
Re: Цитадель-19
« Ответ #16 : 07 Мая 2012, 19:15 »
Дык, Ткаченко как раз на дальнобойные снаряды обр. 1928 года и возводил напраслину. Перечитайте его книгу, если не противно.

Автор подробно причины аварии не анализировал, только привел вывод комиссии, статья все же посвящена замене орудий.

А к ответам на вопросы Амирханова про взрыв на "Павле" у Вас каких-то дополнительных соображений нет?

По книге Ткаченко, по 305/52,  на Фортоведе уже навоевались: и по матчасти, и по персоналиям. Меня больше интересовала статья Николая Вадимовича, которая и была навеяна этими дебатами, надеюсь, что даст почитать. А по последнему, тема, про ф.Павел, точнее про события на нём, интересна с другого конца. То, что произошло, скорее следствие. А причина....в общем, занимаюсь, и, надеюсь к осени выдать дополнительные соображения.

Оффлайн RDX

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 326
Re: Цитадель-19. Продолжение рецензии
« Ответ #17 : 07 Мая 2012, 21:01 »
Немного прокоментирую. До снятия с вооружения 305/52 в СССР, согласно альбому б/п ВМФ, у нас снаряды всех типов были образца 1911г, исключая дальнобойные (ДС-17) обр.1928г.
С уважением.

Жаль коментарий не полный - а шрапнель? то же обр. 1911 г?

Оффлайн Добрый

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 334
Re: Цитадель-19
« Ответ #18 : 07 Мая 2012, 22:40 »
А Вы не придирайтесь! Речь шла о изделиях обр.11г, ко времени снятия с вооружения установок 305/52. Кстати, а на Ваш взгляд, когда ушла в могилу последняя 305 шрапнель?

Оффлайн RDX

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 326
Re: Цитадель-19
« Ответ #19 : 08 Мая 2012, 06:17 »
Речь шла о изделиях обр.11г, ко времени снятия с вооружения установок 305/52. Кстати, а на

Точно? вроде обсуждали статью? Время в статье - конец 1941, а не 1960.

Шрапнель умерла вместе с установками.