Добрый день, коллеги!
Спасибо за отзывы по поводу книги.
Первое, что я сделал, прочитав посты уважаемого Владимира Калинина, связался с издателем и показал ему это замечание.
Вот его ответ:
"Засечками - называют выступающие относительно концов основных штрихов букв элементы. Классический типографский шрифт всегда имеет засечки. Засечки бывают треугольные, эллиптические, овальные, прямоугольные, более или менее тонкие. Они облегчают чтение, как бы соединяя буквы между собой. Принято считать, что полноценными шрифтами с засечками являются гарнитуры антиквенных групп. Яркий пример серифного шрифта — гарнитуры тип Таймс, Бодони, Гарамон.
Шрифтам с засечками противостоят гротески. Эти шрифты начали распространяться в начале 20-ого столетия – в конце эпохи модерна, их появление положило конец господству антиквенных шрифтов. Проект шрифта был быстро развивающийся, назван sans serif – в переводе с французского — "без засечек").
Первые шрифты без засечек появились еще в 19 веке, но считались экзотикой. Новым шрифтам дали название «гротеск» и из-за их необычных свойств использовали редко, в основном в акцидентном наборе. Такое положение вещей оставалось до тех пор, пока немецкая группа Баухауз не стала использовать и разрабатывать такие шрифты. Девизом нашествия гротесковых шрифтов стала прагматичность, рациональность, стремление избежать «лишнего». Наиболее известным образцом гротескового шрифта того времени является Футура, шрифт, созданный в Германии в 1928, в нем отразились основные идеи идеологии Баухауз.
Первые гротески проигрывали серифным шрифтам в удобочитаемости. Футуре не удалось занять ведущих позиций, предпочтение было отдано Хельветике, типичному "офисному" шрифту. Примером дальнейшего развития гротесков является Фрутигер (он же Freeset, созданный в 1976); на первый взгляд он напоминает Хельветику, в нем прослеживается тенденция к некоторым "анти-геометрическим" особенностям, типа неравной ширины элементов (особенно в шрифте жирного начертания), непрямоугольность конечных линий, их закругленность (например в основании вертикальной линии в букве "b"). Все эти тонкости нужны были, чтобы сгладить слишком резкие линии гротеска, повысить четкость знаков, их узнаваемость, в результате получился гораздо более удобочитаемый шрифт — особенно по сравнению с Хельветикой или Футурой.
Тенденции, которые проявились в шрифте Фрутигер, были позднее развиты в семействе шрифтов, чрезвычайно популярных теперь как в вебе, так и в полиграфии. Первый шрифт этого семейства, названного Meta, был разработан в 1984 дизайнерами Эриком Шпикерманом и Лукасом де Гротом . В Meta элементы слегка различаются по ширине (в маленьких кеглях, более тонкие элементы должны не сойти на нет, но, напротив, быть неотличимым от более толстых) и, как компенсация отсутствия засечек, согнутые окончания вертикальных линий в буквах "b" или "n". И прописные и строчные буквы гораздо уже, чем у других гротесков (буквы зрительно вписываются в прямоугольники, а не в квадраты).
Задача состояла в том, чтобы, сохравнив экономичность шрифта, повысить его удобочитаемость, и чтобы он выглядел при наборе мелким кеглем хорошо и на экране и на дешевой бумаге. Мета был провозглашен "шрифтом девяностых"."
"...Куда более современный и авторитетный Рудер как раз таки такими шрифтами и рекомендует пользоваться. "
Эмиль Рудер. "Типографика. Руководство по оформлению." перевод и переиздание 2002 год
Кстати книга по издательскому делу отпечатана именно таким же шрифтом, что и наша книга.
Это ответ нашего издателя.
Кстати он напечатает несколько страниц для сравнения, тогда будет наглядно всё видно, а то я думаю многие и не понимают, о чём речь( и я в их числе)
Теперь по существу.
Экземпляр книги Вам, Владимир, уже должен был выслать Сергей Аркадьевич.
Книги действительно две, вернее два варианта. Когда в 2011 году Литовские коллеги, начавшие серию книг о Российских крепостях, узнали, что у нас есть готовый материал по Гродненской крепости, предложил издать книгу у них. Но так как в это время была уже издана первая книга из серии, Ковенская крепость, то они "зажали" нас в общих рамках книг. Т.е. весь материал им был не нужен, и они включили в книгу только то, что по их мнению будет интересно массовому читателю. Т.к. к тому времени спонсоров, желающих издать нашу книгу у нас не было, мы согласились.
Был разработан макет, подготовлен к печати и...началась "обещаловка". Три года нам говорили, что книга вот-вот выйдет. Кончилось тем, что издатель сказал, что денег на издательство книги нет. Тогда мы и попросили, что бы наш труд не пропал зря, отдать нам готовый макет, и мы поищем издательство в Гродно. Спонсоров мы так и не нашли. А так как 21 ноября в Гродненском университете должна была состояться Международная конференция по ПМВ, мы решили к этой дате издать книгу минимальным тиражом за свои деньги. Книгу издать успели, но на конференцию приехал и издатель из Литвы и привёз долгожданную книгу, в твёрдой обложке, изданную, по его словам, то же полукустарно минимальным тиражём. Я видел всего 5 экземпляров. Сколько их есть в Литве, мы до сих пор не знаем.
Наш вариант книги отличается от Литовского. За эти три года мы были несколько раз в РГВИА, и у нас появились некоторые изменения и замечания. Мы сделали небольшие изменения в тексте и заменили некоторые фотографии, которые вставили в текст без нашего ведома.
Вот вкратце и всё о книге.
Т.к. у нас осталось очень много материала, который не вошёл в книгу, сейчас мы готовим новую книгу, которую постараемся сделать ещё более полной. Осталось дело "за малым" - найти реального спонсора. На словах вроде есть, но как будет на деле - пока и сами не знаем. Деньги имеют свойства неожиданно заканчиваться. Как бы нам и вторую книгу не пришлось издавать за личные средства...
Будут вопросы - задавайте.