Автор Тема: Ржевско-Вяземский рубеж  (Прочитано 570383 раз)

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #610 : 16 Мая 2013, 17:08 »
Фотография этого ДОТа с НПС-3 уже была, но маленького размера. Объект расположен в бывшей деревне Устинка.



Интерсно, что он расположен довольно далеко от ПТР но перед заболоченной низинкой. В настоящее время противоположный берег низинки порос березняком изза чего кажется, что противоположный берег даже выше.



Но наибольший интерес вызывали у меня "рельсы" под амбразурным коробом. Кажется подобное встречалось где то в Малоярославецком УР.





Армирование над амбразурой



по углам.




Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #611 : 16 Мая 2013, 23:30 »

Но наибольший интерес вызывали у меня "рельсы" под амбразурным коробом. Кажется подобное встречалось где то в Малоярославецком УР.


Поддерживаю этот интерес. Действительно, видел такие "рельсы" у ДОТ под Ильинским.
Приспособа для монтажа короба амбразуры????????
« Последнее редактирование: 16 Мая 2013, 23:32 от SerAnt »

Оффлайн Шарашка

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 498
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #612 : 16 Мая 2013, 23:44 »
Поддерживаю этот интерес. Действительно, видел такие "рельсы" у ДОТ под Ильинским.
Приспособа для монтажа короба амбразуры????????
Такие "рельсы", вероятно, оставлялись в ДОТах в которых, в связи с отстствием короба, после заливки оставляли амбразурный проём- для втаскивания короба.
Это можно подтвердить если есть фото короба изнутри ДОТа- если его лили в 2 приёма стало быть это самый вероятный вариант.
« Последнее редактирование: 16 Мая 2013, 23:46 от Шарашка »

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #613 : 17 Мая 2013, 00:17 »
Кратко отчитаюсь. Конец апреля начало мая провели в районе Оленино.
Планов было много, но увы по техническим причинам несколько дней было потеряно вчистую.

Однако, локализовано еще 3 ДОТ с установками ДОТ-4. Радует, что все они оказались примерно там, где и ожидались. Теперь в общем списке 17 ДОТ-4 из 20 плюс еще один "лишний". В "лишнем" изза воды не удалось осмотреть наличие либо отсутствие короба (сам он взорван).



Три остающихся ДОТ-4 - до предполагаемого местоположения двух не добрались, еще один пока не можем найти, но думаю в итоге отыщем.

Также был обнаружен новый подтип сооружений - бетонированный ДЗОТ "с клыками". Помимо обваловки это сооружение имеет трехметровые клыки - орильоны с углом раскрытия в примерно в 120 градусов каждый. Видно не очень хорошо, надо их откапывать.



Еще из любопытного порядка 60 тетраэдров, которые в две нитки перегораживают ручей.









БДЗОТ, который простреливал этот участок вдоль




Заметно, что на разных участках работали разные бригады, разное качество и другие мелочи.

Предприняли две попытки прорваться в район условного ДОТа Ваньки-ротного, но без успеха: в лесу еще много воды, а в болотистых местах тем более.

Обнаружено много сборных ДОТов, как ОДОТ под 45 мм, так и пулеметный. Датировка этих сооружений под вопросом - есть данные, что их могли установить в 1943 году в качестве усиления линии.

По мере обработки информации буду добавлять фотографии. Если есть вопросы пишите в том числе на gistorydotru *gmail.com

PS Среди планов посетить самые южные батальонные районы Ржевского УР, которые находятся у истоков Днепра. Как только позволит техническая часть мы это сделаем, там есть что посмотреть.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #614 : 26 Мая 2013, 22:51 »
Прикинул примерную протяженность противотанковых препятствий Ржевского УРа.
Получилось 478 км. Думаю, что окончательная цифра будет более 500 км. Это для 130 км фронта.


Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #615 : 19 Июня 2013, 19:34 »
Краткий отчет.
Побывал на южной оконечности Ржевского УРа, в районе истока Днепра, деревни Дудкино и Аксёнино. 
Планы были большие, но по ряду причин они остались планами.
Однако, повезло найти два ДЗОТа в Аксёнино один из который (амбразура на юг) может пока считаться самым юго-западным сооружением Ржевского УРа. Южнее его ров и болото, по которому проходит линия разграничения с Вяземским УРом.
Еще один ДЗОТ был ранее вычислен в ходе "камеральных работ" и его координаты подтверждены на местности.
ДЗОТы представляют собой очень большие холмы высотой до 4-5 метров и диаметром более 10-12 метров. Высокая трава и крапива (порядка 2 метров) добавляют объемности и скрывают особенности.


Вид на ДЗОТ "со спины"

Дудкино и Аксенино интересны еще тем, что там были четырехдневные бои, о которых напоминает монумент на месте братской могилы бойцов 119 сд.



И конечно по дороге от Сычевки были видны группы ДОТов, осмотр которых был оставлен "на потом"

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #616 : 08 Августа 2013, 12:48 »
не помню, чтобы это было (хотя информация не уникальная)

В самом начале войны отряд вяземских железнодорожников был направлен в Оршу восстанавливать разбомбленные железнодорожные пути, о чём рассказала Иванова В.Л.. А в район Смоленска из Москвы 2 июля 1941 г. отправилась первая группа специалистов (строителей дворца Советов) на строительство оборонительных рубежей. Выгрузились они на станции Издешково и незамедлительно приступили к строительству рубежа обороны, который тянулся на десятки километров с севера на юг, седлал железную магистраль и автостраду между городами Вязьма и Смоленск. Ещё один рубеж обороны строился восточнее станции Алфёрово. Московские студенты были расквартированы по деревенским домам в деревнях Бекасово и Реброво. Иногда, в основном ночью, немецкие самолеты сбрасывали на деревни пропагандистские листовки на русском языке. Старожилам запомнилось содержание двух листовок: «Советские дамочки не ройте ямочки. Поедут наши таночки, зароют ваши ямочки». На второй листовке было написано: «Слева молот, справа серп - государственный ваш герб. Хочешь, жни, а хочешь, куй, за работу платят...».

В районе Издешкова в качестве рабочей силы были студенты Московского института инженеров транспорта (МИИТ), Сельскохозяйственной академии им. К.А.Тимирязева, Института животноводства и учащихся старших классов московских школ. Основными элементами оборонительного рубежа были противотанковые препятствия – рвы, эскарпы, лесные завалы и огневые артиллерийские позиции.

Работала молодёжь по 10 и более часов ежедневно, без выходных. Рвы имели форму трапеции со значительными размерами: глубина 2,5-3,0 метра, ширина по верху 5,5-6,0 метров, и потому были довольно трудоёмки в исполнении. Чтобы создать один погонный метр рва, необходимо отрыть 10-12 куб. метров тяжелого грунта, выбросить его с большой глубины на бровку, затем разбросать и спланировать на большой площади землю весом до 20 тонн, замаскировать под фон местности. Этот объём считался дневной нормой студента. В августе подключили в помощь взрывников НКВД. К концу августа отрядам ребят стали давать аккордные задания: кто свой участок закончит, может уезжать домой. Положение на фронте ухудшилось. Участились налёты вражеских самолётов на железнодорожные станции, мосты, дороги, населённые пункты. Много раз, правда, безрезультатно, гитлеровцы сбрасывали бомбы на железнодорожный мост через р.Днепр в районе ст.Митино. На смену школьникам прибыли московские полки народного ополчения. Среди них было много немолодых с высшим образованием людей, в том числе профессоров, артистов, бухгалтеров.

Жители деревень Алфёрово, Малое Алфёрово, Уварово, Бекасово, Бессоново и других – в основном женщины и дети 12-16 лет - тоже посылались на строительство оборонительных сооружений. Работа была очень тяжёлой, деревенские не обеспечивались питанием, кормиться должны были за свой счёт. Копали противотанковые рвы, оборонительные сооружения вдоль Днепра и строили аэродромы в Лукино и Берёзках. Но немцы эти противотанковые рвы даже не заметили.

В сентябре начались занятия в школах, но их пришлось прекратить из-за постоянных авианалётов немцев. Школьников распустили по домам. Военные части стояли за деревней Плешково и у Бессоново, да и остальные деревни были полны военных, по дорогам всё время шли отступающие советские части. Их бомбила и обстреливала немецкая авиация.

http://www.alferovo.ru/alfhistory1313summer1941.html

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #617 : 23 Августа 2013, 14:06 »
От VVA

Козеренко, Василий, 26 лет, киномеханик в Москве:
Я был выпущен из тюрьмы в июле 1941г. и призван в 55 рабочую бригаду для оборудования позиций западнее Вязьмы. 2.10.41г. охранявшие нас сотрудники НКВД сбежали. Мы в составе ок.1000 человек отправились пешком в Можайск, где мы явились в немецкий штаб. Сначала нас отправили дальше. Поскольку довольствия у нас не было, мы снова явились в штаб и как военнопленные были отправлены через Рославль в Смоленск. Там нас снова отпустили. Мы ушли в деревни в районе Вязьмы. Я остался в деревне Красная, где я работал в колхозе. 6.2.42г. я был призван там в 136 кав.полк.
http://www.ugra.alexandrovi.ru/forum/index.php?topic=2305.0

****
Если, предположить, что НКВД их бросило именно 2 октября (в самом начале прорыва) то бригада должна была располагаться сильно западнее Вязьмы. До Можайска там путь неблизкий и более того, был "котел" со всеми вытекающими.

Если предположить, что они уже были восточнее Вязьмы, на Можайской линии обороны, то получается НКВД их бросило до того, как кому-то что-то стало понятно

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #618 : 23 Августа 2013, 14:12 »
там же

Рамахин, Алекс, 41 год. Техник-строитель из Москвы:
Я был призван 2.7.41г. в 6 гидротехнический батальон НКВД для оборудования позиций восточнее Вязьмы. Там 5.10. мы были окружены, однако поскольку мы не были военнослужащими, то нас отпустили. Я пошел в Высокое под Вязьмой, где я работал в колхозе. В период 12.-15.2.42г. туда прибыл 136 кав.полк, в который я был призван.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2277
    • История с Географией
Re: Ржевско-Вяземский рубеж
« Ответ #619 : 03 Сентября 2013, 22:46 »
Провел небольшой анализ типов сооружений по узлам обороны.
Наложил карту 3го рубежа на Google Earth.  Совпадение планом мая 1941 и того, что есть сейчас на местности очень большое.
Результат получился банальным. УО 1го типа 4 штуки и 3 из них они по центру УРа. Они держат железную дорогу, и несколько старых дорог на Ржев. Еще один УО 1 го типа прикрывает Селижаровское направление - там тоже железная дорога.
Остальные УО первой линии УРа 2го типа.
Вполне очевидно, что именно в трех центральных УО 1 типа сосредоточены все 20 ДОТ-4  (4+8+8). Возможно, что Селижаровский УО усилен тумбовыми установками.


крупно

Из любопытного.
Есть у меня один "подгулявший" ОПК 45, который находится перед основной линией, на берегу оз Волго, деревня Занепречье. По схеме 3го рубежа это территория полевого узла обороны. Возможно он там не один.