Rufort.info - Фортификация

Форум => История фортификации. Общий раздел => Тема начата: SerAnt от 07 Ноября 2010, 20:58

Название: По истории ЖБОТ
Отправлено: SerAnt от 07 Ноября 2010, 20:58
Подскажите пожалуйста:
- Когда и где впервые был изготовлен ЖБОТ?
- Кто являлся автором проекта?
- Когда появилось первое печатное (или фото, или в чертеже) упоминание о ЖБОТ?

Очень нужно. Заранее спасибо.
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: gistory от 08 Ноября 2010, 01:33
Не претендую на ответ, скорее чтобы поддержать тему

Отдел фондов, научной обработки и хранения экспонатов инженерных войск и войск связи
Мартынов Анатолий Александрович – начальник отдела
Тел.: 610-33-07 (код видимо 812)
http://www.artillery-museum.ru/contact.html

Возможный изготовитель подмосковных ЖБОТ
завод "Стандартбетон" ныне Бецема http://www.becema.info/plant/kontakty/
увы они закончили заниматься бетоном в конце войны и перешли на выпуск продукции машиностроения.

И ГМОМ http://www.gmom.su/kontakty.html

Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: Ivanoff от 08 Ноября 2010, 12:24
Тоже не ответ, в общем-то, и ссыль кажется надавно проскакивала, ну на всяк случай повторю
http://www.fortification.ru/oldforum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=94&page=1#msg60206
Думаю, этот экскурс все же вполне связан иненно с этим типом сооружений.
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: Volodarsky от 11 Января 2013, 14:52
 За прошедшее время никто случайно не раскрыл дату "рождения" ЖБОТа? Как бы всё ещё актуально.
Насколько припоминаю по фото и т.п., применяться начали с осени (поздней осени) 1941 года на московском направлении.

А какое известно наиболее раннее упоминание ЖБОТов в период ВОВ?
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: gistory от 11 Января 2013, 16:57
Цитировать
Большое распространение получил монолитный железобетонный колпак, разработанный по предложению военных инженеров Ш.С. Бузннка, Л.Н. Никольского и С.В. Барсукова.

http://rufort.info/library/malyarov/malyarov.html (http://rufort.info/library/malyarov/malyarov.html)

Вероятно фамилия Бузинок?

В тексте ссылка на книгу : Егоров Е.П., Андреев В.П., Бегунов С.Ф.и др. Инженерные войска Советской Армии 1918-1945. Под общ.ред. С.Х.Аганова/Ин-т Военной Истории МО СССР. М. Воениздат 1985г. 488с.,16л.ил.,тир.17тыс. Твердый переплет, Увелич. формат

http://rufort.info/index.php?topic=1233.msg22052#msg22052 (http://rufort.info/index.php?topic=1233.msg22052#msg22052)
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: gistory от 11 Января 2013, 17:01
По времени применения.
Есть как будто колпаки из Киева.

Точно есть колпаки на Ржевско-Вязесмкой, причем на Вяземском направлении их больше, чем на Ржевском (Ржевском УРе).  На Ржевском их кажется всего 18, а на Вязеском десятки и сотни.
Много колпаков на Можайской линии. Это дает нам крайнюю дату 1 октября. Я встречал упоминания о транспортировке колпаков по железной дороге, но дату сейчас не помню. Как только снова наткнусь (это есть на Подвиге народа) сразу отпишусь.

И кстати, сооружения из сборного (ДОТы для 45-ток и пулеметов) тоже появились до 1 октября.
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: Volodarsky от 11 Января 2013, 19:00
В книге по ссылке, увы, ничего предметного по теме не увидел.
В Киеве колпаки есть - ЖБОТы типовые и наблюдательные конусовидные колпаки. Но они найдены в бывшей промзоне, где ЖБОТы использовались как подставки, а наблюдательные - как клумбы у проходной. Т.е. там их использование вторичное - либо это бывшее их производство, либо склад.

На оборонительных рубежах КИУРа ни одного ЖБОТа пока что не выявлено, а я по этим рубежам уже под четверть века лажу.
В известных документах по строительству рубежей под Киевом ЖБОТы тоже не упоминаются.
Поскольку город располагал всеми ресурсами, чтобы быстро наладить выпуск ЖБОТов в любом количестве, а упоминаний в документах про это нет, думаю что ЖБОТ "родился" не раньше сентября 1941 года.

Пока известно одно эпизодичное упоминание немцами про что-то маленькое и бетонное, в большом числе на одном участке обороны у русских под Киевом. Проверить малореально, там плотная застройка.
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: gistory от 11 Января 2013, 19:54
Т.е. в Егоров Е.П., Андреев В.П., Бегунов С.Ф.и др. Инженерные войска Советской Армии 1918-1945. ничего про ЖБОТы нет?

Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: ava_dn от 11 Января 2013, 22:30
За прошедшее время никто случайно не раскрыл дату "рождения" ЖБОТа? Как бы всё ещё актуально.
Насколько припоминаю по фото и т.п., применяться начали с осени (поздней осени) 1941 года на московском направлении.

А какое известно наиболее раннее упоминание ЖБОТов в период ВОВ?

Вай-вай, таки надо было тебе в компании с Акаем съездить, уж штук 3-5-10 разных я бы тебе показал... СОР в качестве примера приведу. Из воспоминаний Хренова А. Ф. (http://militera.lib.ru/memo/russian/hrenov_af/12.html), заместителя командующего СОР по инженерной обороне:
 
Цитировать
Всей технической стороной работ руководил начальник инженерного отдела флота Виктор Григорьевич Парамонов, отменный морской фортификатор с большим организаторским опытом. Среди находившихся в его распоряжении сил были 178-й отдельный инженерный [177] батальон, насчитывавший 350 бойцов и командиров; местный Севастопольский отдельный саперный батальон береговой обороны в составе 600 человек; Строительство № 1 численностью около тысячи рабочих; еще столько же людей имелось в 95-м отдельном строительном батальоне, сформированном в начале войны. Кроме того, как уже говорилось, на оборонительные работы ежедневно выделялось по две тысячи моряков и по тысяче горожан. Нужды строительства обеспечивали два предприятия: мехстройзавод № 54 и завод бетонных изделий.

Первым, к 15 октября, был закончен тыловой рубеж, имевший наименьшую протяженность по фронту (19 км). Здесь поставили 25 артиллерийских и 23 пулеметных дота, частью из монолитного железобетона, частью — из сборного (конструктивные элементы сборных сооружений разработал военинженер 3 ранга Я. К. Палицкий из инжотдела флота). Кроме того, рубеж включал в себя 51 пулеметный дзот, 5 командных пунктов, противотанковые рвы по всему периметру, стрелковые окопы общей протяженностью 90 километров и 40 километров проволочных заграждений. Достоинства этой оборонительной полосы снижала малая ее глубина — всего от 300 до 600 метров.

Пулемётный дот из сборного железобетона в качестве ЖБОТа прокатит?
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: gistory от 11 Января 2013, 23:05
Цитировать
Пулемётный дот из сборного железобетона в качестве ЖБОТа прокатит?

Увы нет. Сборный это сборный. Он совсем другой. ЖБОТ он "целиковый" и звался противоосколочным гнездом.
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: A_Kuziak от 12 Января 2013, 00:04
Речь идет о железобетонных пулеметных колпаках, т.ч. сооружения из балок не подходят.
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: RDX от 12 Января 2013, 09:46
Не претендую на ответ, скорее чтобы поддержать тему

Возможный изготовитель подмосковных ЖБОТ
завод "Стандартбетон" ныне Бецема http://www.becema.info/plant/kontakty/ (http://www.becema.info/plant/kontakty/)
увы они закончили заниматься бетоном в конце войны и перешли на выпуск продукции машиностроения.

По словам сотрудников Бецемы (Павшинский машиностроительные завод) они в ВОВ действительно изготавливали ЖБОТы но никакой документации или документов в их архивах не сохранилось. Перед заводоуправлением стоит ЖБОТ но привезенный туда  с полей ВОВ.
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: gistory от 12 Января 2013, 11:32
Бецема была перепрофилирована еще во время войны, кажется в 1944 году. Потому и следов нет. К сожалению еще пара потенциальных производителей закрылись в 90х.
Но мне кажется у производителей была только документация по изготовлению (чертежи) а истории создания колпака они врядли обладали.
Название: Re: По истории ЖБОТ
Отправлено: RDX от 12 Января 2013, 18:01
Но мне кажется у производителей была только документация по изготовлению (чертежи) а истории создания колпака они врядли обладали.
На Бецеме нет точно