Rufort.info - Фортификация
Форум => История фортификации. Общий раздел => Тема начата: Владимир Калинин от 12 Июня 2008, 03:38
-
В продолжение дискуссии на ветке про албанскую фортифкацию http://rufort.info/index.php?topic=411.msg3138;topicseen#msg3138 привожу здесь свой перевод статьи польского исследователя Ярослава Хоржемпы (Jaroslaw Chorzepa), касающейся этой интересной темы.
БАЛЛОН-БУНКЕР
Ярослав Хоржемпа, Forteca. 2007. Nr 1-2 (24-25). S. 101-103
13 марта 1940 г. закончилась так называемая «Зимняя война», которая проходила между Финляндией и Советским Союзом, и в ходе которой Финляндия утратила часть территории и наиболее важные сухопутные укрепления. Буквально через неделю по окончании боев Главнокомандующий финских вооруженных сил утвердил проект строительства новых долговременных укрепленных позиций между Финским заливом и озером Киви, которые получили название Линия Кламила-Луумики (Линия Луумики), а затем, в 1944 году была названа по приказу маршала Маннергейма как «Линия Сальпа», т есть «Ключем Финлядии» (Суомен Сальпа). Всеми фортификационными работами руководил генерал Ф.Е. Ханелл. Строительство начали 35000 рабочих, дополнительно усиленных 2000 женщинами-добровольцами из женской военной организации «Лота Свард». Также была получена помощь от 900 шведских добровольцев, которые прибыли во время Зимней войны, однако половина из них вернулась в апреле домой. В строительстве также принимало участие и небольшое число норвежских добровольцев, которые вернулись домой после нападения немцев на Норвегию в 1940 г.
Первая фаза строительства Линии Сальпа закончилась в апреле 1941 года в преддверии начала так называемой «Войны продолжения» (финны так называют боевые действия против СССР в 1941–1944 г.). Последняя фаза строительства настала в 1944 году в виду угрозы нового советского вторжения на территорию Финляндии.
Строительство Линии Сальпа потребовало намного больше сил и средств, чем Линия Маннергейма, на ней было построено около 700 железобетонных огневых позиций и ДОТов, построено между ними около 200 километров каменных противотанковых препятствий, 130 километров противотанковых рвов и около 3000 ДЗОТов. Кроме того, было построено также 254 убежища по уникальной оригинальной технологии, так называемые баллон-бункеры.
(http://rufort.info/cpg/albums/userpics/10004/Ballon.jpg)
Что же отличало эти сооружения от всех прочих? Главным образом то, что эти бункеры изготавливались промышленным способом из заранее заготовленных элементов опалубки и готовых, стандартных элементов закладных частей оборудования и арматуры. Идея строительства таких убежищ пришла из Соединенных Штатов, где подобная конструкция была описана в 1940 г. Этот проект был адаптирован к финским условиям полковником Х. Рамо. Первый бункер по новой технологии был построен в 1942 году в окрестностях Петсамо.
«Баллон-бункер» строили в заранее выкопанном котловане, а в качестве формы для наружных стен убежища использовали большой резиновый баллон, наполненный сжатым воздухом. После его надувания он становился внутренней опалубкой, которую обкладывали заранее заготовленными закладными частями оборудования и арматурой, а затем закрывали конструкцию металлической, сферической по форме, конструкцией, которая образовывала внешнюю опалубку. Эта сфера собиралась из готовых элементов, удобных для транспортировки и монтажа без применения каких-то дополнительных технических средств. Подготовленная таким образом конструкция заливалась сверху бетоном. Затем, через специальные ниппеля в этой конструкции (находящиеся нижней части каждого элемента внешней опалубки) с помощью насоса откачивали воду из бетонной массы, что значительно сокращало время затвердения бетона. Уже через два часа с момента заливки бетона в опалубку можно было спустить воздух из баллона и вытащить его через входной проем, затем разобрать конструкции наружной опалубки и приступить к возведению следующего убежища. Весь технологический процесс занимал 12 часов, так что в течение одного дня с использованием этой технологии можно было построить два таких объекта. Внутри бункера, очень напоминавшего иглу, можно было разместить около 10 человек с полным вооружением, помимо нар там находилась еще и маленькая печка. Вход в объект закрывался деревянными дверями. Конструкция убежища была рассчитана на одно попадание 155-мм снаряда. Поскольку объект был полностью заглублен и его было весьма трудно обнаружить, вероятность его уничтожения была невелика.
Такую конструкцию можно считать одним их примеров новаторского подхода к полевой фортификации, при котором в нужное время и в нужном месте можно было построить большое количество убежищ, позволявших переждать массированную артподготовку, в то время как ближний бой уже можно было бы вести с открытых позиций. Такой подход был характерен для всей финской фортификационной школы, где как Линия Маннергейма, так и Линия Сальпа были в сущности полевыми позициями, усиленными лишь на наиболее важных участках объектами долговременной фортификации.
Литература:
R. Arimo. Suomen linnoittamisen historia 1918-1944. Helsinki, 1981.
I. Lansivaara, A Tolmunen. Salpa Asena – Sodan Monumenti. Salo, 1994.
T. Setina. Finske opevneni – Salpa linie, w “Novodobe Fortifikace” 1/1999.
Перевел с польского Владимир Калинин
-
Внутри бункера, очень напоминавшего иглу...
Вот это немного не понятно (как это иглу?).
А вообще огромное спасибо!!!
И еще про Линию Сальпа в инете почти ничего не нашел :'(
Где можно посмотреть?
-
Да, надо было сделать коментарий. "Иглу", это эскимосское жилище, сделанное из льда, неужели не слышали? Что-то было на фортифкэйшн, одна из экскурсий Гудошникова. А вообще, Линия Сальпа полностью музеефицирована и является популярным туристическим маршрутом. от вас, кстати, не так и далеко. Попробуйте поискать на английском Salpa Line, может чего и в сети найдете.
-
Вопросы конечно остаются. Для того чтобы бетон схватился через 2-3 часа после заливки, необходимо либо применять специальные виды цементов либо какие-то добавки.
Скорее всего необходимо использование глиноземного цемента.
Процесс схватывания глиноземных цементов обеих типов начинается уже в течении первых 45 минут после их использования в строительстве. Конечное состояние прочности и завершение схватывания глиноземных цементов происходит в течении 10 часов. Важным свойством глиноземных цементов является возможность их использования в условиях высокой влажности, так как они имеют очень высокий уровень водостойкости. Поэтому очень распространенным является использование глиноземного цемента как добавки к бетону. В результате такой комбинации бетон становится водоотпорным и его можно эффективно использовать в тех случаях, когда сооружаемая поверхность имеет контакт с водой или же когда возможны гидравлические влияния внешней среды. Также благодаря добавлению глиноземного цемента бетон становится морозостойким, защищенным от коррозии. Поэтому глиноземный цемент незаменим в процессе изготовления бетонных сооружений, плит или блоков, включающих металлическую арматуру
Кроме того, благодаря морозостойкости, которую придает бетону глиноземный цемент, такой бетон можно использовать при проведении строительных работ в условиях низких температур, например в зимнее время. Допустимым температурным уровнем бетона, включающего глиноземный цемент, является температура до – 10 градусов Цельсия. Это позволяет использовать такой строительный материал в зимнее время даже без дополнительного подогрева, ведь благодаря своему химическому составу такой бетон в процессе схватывания и твердения сам выделяет достаточное количество тепла. Высокая прочность и быстрота схватывания бетоннно-глиноземных смесей, которая происходит в течении около 18 часов, позволяет в очень короткое время вводить сооружения, возводимые с помощью этого материала, в эксплуатацию.
-
Да, наверно и с бетонной смесью что-то сделали, в смысле добавок или специальные сорта цемента использовали, но вот об этом почему-то финны хранят гордое молчанье, видать ноу-хау.
-
Да, вот и ссылка на эту самую Линию Сальпа (или Салпа): http://www.nortfort.ru/salpa/
Наверно если еще поискать, то можно найти и еще.
-
Вот, кстати, ссылка на сайт турбюро, организующее экскурсии на эту самую линию Сальпа. Если есть Шенгенская виза, то все остальное не составит никаких проблем.
http://www.silver-ring.ru/Excursions/Salpa_Full.html
-
Спасибо за информацию ((и про иглу тоже!(как то сразу не сообразил)).
И экскурсия очень даже не дорого. Жаль нет Шенгенской визы...
-
статья добавлена в библиотеку
http://rufort.info/library/horzhempa/horzhempa.html
-
Из текста статьи остается непонятным один момент:
"через специальные ниппеля в этой конструкции (находящиеся в нижней части каждого элемента внешней опалубки) с помощью насоса откачивали воду из бетонной массы"
По законам физики вода из бетонной смеси должна отделяться сверху. Как можно откачивать воду из нижней части опалубки, где бетон как раз самый густой?.. ноу-хау? :-\
-
Вообще-то, если есть на нипеле фильтр, то качать можно и снизу, хотя это будет не быстро. Но финики ведь и не торопились, откачивая воду в течение двух часов.
Если коллега немного знаком с химической лабораторной практикой, то наверно он в курсе, как откачивают надосадочную жидкость на воронке (фильтр Шотта или фарфоровая воронка с бумажным фильтром) на водоструйном или масляном вуккумном насосе из осадка - вакуум присоединяется через специальную насадку Бунзена к приемной колбе СНИЗУ и жидкость из воронки стекает вниз, а не выпирается наверх. Никакого противоречия с законами физики здесь нет, а это "ноу-хау" описано в любом лабораторном практикуме. А осадочки иногда по густоте попадаются, не слабее того бетона. Гидроокись алюминия, высаженная, например, щелочью из сульфата алюминия и т.д.
Кстати, то, что вода, которая должна была идти вверх, насосом прокачивалась через всю массу бетона и вытягивалась снизу - наверно это тоже было полезно для всей бетонной массы.
Ноу-хау, само собой разумеется, не здесь, а в составе этой самой бетонной смеси - чего за цемент, наверно с какой-от особинкой он был.
-
Немного разные масштабы - или воронка высотой несколько сантиметров, или трехметровое убежище. И соотношение обьем / площадь фильтра. Во вторых компоненты жидкого бетонного теста седиментируются намного быстрее, чем склонный к образованию гелей гидроксид алюминия и это самым критическим образом сказывается на прочности бетона. Да и осадки на фильтрах частенько растрескиваются.. Кроме того, прокачивание воды сверху вниз через всю толщу бетона только увеличит стратификацию.
В общем, вопросов больше, чем ответов. Смоделировать этот бункер, что ли? 8)
-
Просачивание бетона сверху вниз приведет реально к задержке в нем этой самой воды, поскольку она иначе бы вытеснялась в верхние слои и, соответстенно, к более равномерному затвердеванию.
А смоделировать - какие проблемы? В музее на Линии Сальпа демонстрируется весь комплект оборудования, включая насос, опалубку (баллон и стальные лепестки), а также элементы арматурных решеток. Еще бы цемент с песком достать "те самые" и вперед! Ну и Шенгенской визой надо озаботиться...
-
Странная конечно технология. Но мгоу сказать лишь одно. Откачка из бетонной смеси лишней воды никак не повлияет на скорость схватываемости бетона. Киньте лопату бетона в бочку с водой, бетон и под водой схватится. Скорее всего, "собака", зарыта именно в применявшемся в составе бетона специальном цементе, и не более. Современные строители тоже не все дураки, и если бы откачка воды что то реально бы давала, эту технологию присеняли и сейчас. в тоже время на ЗЖБИ, для ускоренного твердения бетона, консрукции "пропаривают" в автоклавах, при ВЫСОКОМ давлении и высокой температуре.
-
Мурзик
Позвольте не согласиться.
При большом водоцементном отношении схватывание значительно замедляется, к тому же вода, самопроизвольно отделяющаяся от бетона в объеме, образует в нем пустоты и микропустоты, уменьшающие прочность, а на поверхности - приводит к тому, что верхний слой состоит не из нормального бетона, а преимущественно из песка.
Откачка воды реально ускоряет затвердевание жидких смесей, уменьшает их расслоение и увеличивает прочность, поэтому ее применяют и в настоящее время, но только для полов (горизонтальных поверхностей) и только в специальных случаях (дорогущая получается отливка).
На современных ЗЖБИ прогрев бетона имеет в принципе те же цели, но там по крайней мере понятно зачем торопиться - когда счет изделий идет на десятки тысяч, несколько часов уже играют роль.
-
Вот фотографии технической остнастки для возведения финского баллон-бункера в музее на Линии Сальпа, стянутые с Фортоведа: http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=101&start=0&rid=0&S=5bda6b1c9c470c74d26a0c03339028b8
(http://rufort.info/cpg/albums/userpics/10004/Salpa_1.jpg)
(http://rufort.info/cpg/albums/userpics/10004/Salpa_2.jpg)
(http://rufort.info/cpg/albums/userpics/10004/Salpa_3.jpg)
Видно, что ниппеля для откачки воды из бетонной смеси имеются не только в нижней части металлической наружной опалубки, но и в средней ее части. Также видно, что изнутри этот ниппель защищен какой-то сеткой или чем-то вроде этого, на которой бетонная масса задерживалась, а вода при откачке уходила.