Автор Тема: Динабургская (Двинская) крепость.  (Прочитано 26065 раз)

Оффлайн О.Морозов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
  • инженеръ-подполковникъ
Собираю материалы по истории Динабургской (Двинской) крепости. Прошу делиться информацией здесь.

Оффлайн О.Морозов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
  • инженеръ-подполковникъ
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #1 : 04 Июнь 2011, 18:15 »
В начале апреля 2011 г. в Динабургской крепости состоялось открытие водоподъёмного здания, построенного в 1866-1867 гг., после его реконструкции (реановации).
Несколько фото:
Вид здания до реановации


Современный вид здания в день открытия


Памятный камень в центре арочного потолка, выложенного из кирпича, с фамилиями строителей здания


Памятный камень с фамилиями строителей. 1866 г.
« Последнее редактирование: 04 Июнь 2011, 18:18 by О.Морозов »

Оффлайн О.Морозов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
  • инженеръ-подполковникъ
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #2 : 05 Июнь 2011, 21:28 »
Два инженерных генерала, служивших в разное время в Динабургской крепости.

Инженер-генерал-майор Иван Иванович ДЕН 1-й с 1826 по 1829 гг. командовал Сводной Пионерной бригадой при строительстве Крепости. В бригаду входили 1-й, 2-й и 5-й Пионерные батальоны. В 1856-1863 гг. товарищ Генерал-инспектора по Инженерной части.


Совсем недолго, с февраля по ноябрь 1836 г. в Динабургской инженерной команде в чине инженер-прапорщика служил известный впоследствии генерал-адъютант граф Эдуард Иванович ТОТЛЕБЕН. Впоследствии один из главных руководителей обороны Севастополя во время Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. и осады Плевны во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Свою блистательную службу генерал-адъютант граф Э.И. Тотлебен закончил в должности генерал-губернатора Северо-Западного края и командующего войсками Виленского военного округа. Его биографию здесь приводить не буду. Без труда можно найти в Интернете.

 
« Последнее редактирование: 05 Июнь 2011, 22:21 by О.Морозов »

Оффлайн vladvitkam

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1254
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #3 : 05 Апрель 2012, 10:07 »
с новостной ленты: Даугавпилсская Крепость, как исторический памятник, в большой опасности!
http://www.regnum.ru/news/1517114.html?forprint

REGNUM
Опубликовано 23:31 03.04.2012
Документ: http://www.regnum.ru/news/1517114.html
Краевед Янис Кивриньш: "Даугавпилсская Крепость, как исторический памятник, в большой опасности!"

Янис Кивриньш является известным краеведом, признанным специалистом по Даугавпилсской Крепости, многие годы жизни отдавшим для ее всестороннего изучения. ИА REGNUM беседует с ним о современном состоянии этого знаменитого исторического памятника.

ИА REGNUM: Скажите, а в чем, собственно, заключается вся уникальность Динабургской Крепости? Почему она так важна?

Во-первых, это большая красота, во-вторых - труд десятков тысяч людей на протяжении десятков лет. Труд тяжелый, изматывающий, нечеловеческий - а для многих оказавшийся и смертельным. Только в самом первом году возведения Крепости - в 1810-м - умерли 1050 ее строителей. То есть, в этих стенах заключены кровь и слезы - и уже поэтому бы их следовало беречь. Ведь Крепость-то нашу строили фактически дважды. Поскольку в силу того, что для нее изначально было выбрано очень неудачное, заболоченное место, в 50-х годах XIX века там все начало разрушаться и обваливаться. В итоге, пришлось наново забивать сваи, вновь возводить стены и строения, стараясь закрепить их как можно более надежно. Динабургская Крепость действительно является уникальным объектом. Это впечатляющее сооружение с циклопическими стенами, бастионами, равелинами, выполненное в характерном для Российской Империи XIX века стиле русского ампира. Мне трудно даже сходу так сразу назвать другое, что-то подобное.

ИА REGNUM: Насколько хорошо вы оцениваете сохранность Крепости, как исторического объекта, на данный момент?

Как исторический памятник, Крепость уничтожена уже почти полностью! Горько об этом говорить, но, увы, сегодняшнее положение дел именно таково. Я не преувеличиваю. Судите сами, сейчас там погибают даже те элементы старого крепостного наследия, которые сохранились в советское время, когда там размещалось военное училище. На теперешний момент остаются одни лишь голые стены - но если так дальше пойдет дело, то не выдержат и они. Валы рухнули. В свое время, в процессе строительства Крепости, на глубине 1,5-2 метров под всеми боевыми казематами были проложены листы дорогостоящего чистого цинка, обеспечивавшие отвод воды через специальные каменные стоки, вмонтированные в стены на их внешней поверхности. Сейчас весь этот цинк подчистую раскопали и ободрали "охотники за металлом". Только недавно с одного из бастионов украли около 80 метров цинка. Наверное, целую неделю копали! В результате, вода больше не отводится с поверхности, а проникает прямо в кладку. Само собой, повырезали, повывозили все оставшиеся в Крепости металлические двери и решетки. Ну а то, что полицейский патруль заезжает в Крепость раз в сутки, объезжает ее и удаляется - так это не охрана, а одно издевательство. Наше же городское самоуправление никак не реагирует на вышеуказанные варварские проявления. А тут еще, как будто мало вышеперечисленных бед, чиновники затеяли в Крепости совершенно несерьезную "реновацию", которая добьет ее окончательно. Чего стоит одно только решение вынуть исторический полевой булыжник с девяти улиц и установить вместо него новое современное покрытие из бетонной брусчатки. А ведь речь идет об исторических камнях, которым уже полторы сотни лет! Когда-то по ним ходили четверо российских императоров, на протяжении XIX века тридцать два раза посетивших нашу Крепость, а также многие другие известные люди. Однако, с началом "реконструкции" булыжники из крепостного дорожного покрытия начали сниматься, сваливаться в кучи и увозиться за пределы Крепости. Хотя в мировой практике существует железное правило: при проведении реставрационных работ на исторических улицах используются те же камни, которые находились там до реставрации! Так поступали и в Лиепае с ее десятью историческими улицами, и в Талси (пять улиц), и в Рундальском замке! Даже на трех улицах вокруг Сейма в Риге сохранили исторический булыжник. Но, очевидно, для наших чиновников общепринятая практика реставрации подобных объектов примером не является! Не является для них указом и желание самих людей, проживающих в крепостном жилом секторе. Совсем недавно я предпринял среди них опрос - хотят ли они сохранить старое булыжное покрытие? 72 процента из пятиста опрошенных ответили: да, желают... Но кто к ним прислушался? А чего стоит одно лишь "археологическое исследование", предпринятое в Крепости по приказу чиновников? Ведь в Крепости фактически отсутствует исторический культурный слой - под землей, где копали, пролегали лишь связные и электрические кабеля! Ну не глупость ли? А непонятная судьба крепостных пушек, разошедшихся, в прямом смысле этого слова, по рукам? Правда, иначе их все равно утащили бы на металл... В общем, неудивительно, что эксперты из ЮНЕСКО, ознакомившись с состоянием дел в Крепости, отказались включать ее в список объектов всемирного наследия!

ИА REGNUM: Недавно частная фирма устроила на территории Крепости склад дизельного топлива. Что думаете по этому поводу?

Еще год назад, когда городские Теплосети отказались от принадлежавшего им участка крепостной территории, в свое время использовавшегося под хранение мазута, и встал вопрос о его продаже частной фирме, я обошел множество всевозможных чиновников! И всюду увещевал, доказывал, умолял - нельзя отдавать частникам данный кусок земли, затрагивающий, помимо всего прочего, и крепостной вал! И все в ответ, как один: "Да, разумеется! Не допустим, не отдадим!" Обманули, разумеется, продали... В связи с этим пришлось отказаться от давней моей мечты - когда-нибудь возобновить традицию крестного хода, с 1833 года ежегодно проводившегося по крепостным валам 21 мая. Не пустишь отныне круговым маршрутом по валу и туристические экскурсии или спортивные кроссы. Я уж не говорю о том, насколько чудовищен факт того, что частники, откупив эту землю, стали использовать ее под хранение дизельного топлива. Склад дизтоплива на историческом объекте - подобное вообще ни в какие рамки не укладывается!

ИА REGNUM: Почему же власти Даугавпилса не желают вмешаться и принять меры для спасения исторического памятника? Ведь недавно они даже специально учредили пост управляющего Крепостью, в обязанности которого входит следить за ее сохранностью...

Все последние годы я любыми способами пытался донести правду о Крепости до наших властей. Ездил, спорил, ругался... Доказывал - речь идет об уникальном историческом памятнике. Потомки не простят нам, если мы, по своей глупости и безалаберности, его потеряем. Причем, как я вскоре понял, убеждать наших городских чинуш - пустая трата времени. У нас создана такая система, когда ни один чиновник ни за что толком не несет ответственности. Я убедился в этом на многочисленных примерах. Помню, как-то оказался на заседании Госинспекции по охране памятников культуры - и там рижане с огромной любовью защищали от нас нашу же Крепость, убеждая семерых чиновных дам из Латгалии: "Ну какие титановые крыши могут быть на зданиях XIX века? Как можно менять историческое булыжное покрытие на новодел?" В ответ: "А мы уже подписали договора на выемку булыжника!" Однако, если честно, рижане тоже далеко не всегда проявляют заинтересованность в судьбе Крепости. Например, я направлял письма и фотографии во все фракции Сейма - ни ответа, ни привета. У чиновника ведь логика простая - зачем утруждать себя лишними заботами, если зарплата от этого все равно не прибавляется? Что же касается управляющего - а что управляющий?! Будь еще он назначен Ригой и не подчинялся бы напрямую нашему самоуправлению, то, быть может, с него и была бы какая-то польза. Но поскольку его назначила городская Дума, то не пойдет же он супротив собственных "кормильцев"?! Впрочем, не хочу валить все на одну Думу - в том, что случилось с Крепостью, виноваты все мы, весь Даугавпилс. От предков к нам досталось бесценное сокровище, а мы...

ИА REGNUM: Сейчас на территории крепостного Арсенала предполагается устроить Арт-центр имени Марка Ротко. А по вашему мнению, как нужно развивать Крепость?

Обратите внимание, что люди из даугавпилсского самоуправления, в чьих руках оказалась нынче судьба Крепости - а в большинстве своем это женщины! - сами в армии никогда не служили. Соответственно, они не могут осознать всего значения этого объекта, заключающегося в нем духа. Они решили сделать из Крепости, этого грандиозного военного сооружения какой-то пряничный домик. Там ведь изначально совершенно другая, суровая военная эстетика. А что они уже сделали с крепостным водоподъемным зданием, это ж уму непостижимо! Я в свое время всерьез задумывался о восстановлении ее внутреннего устройства в первозданном виде - а там находилась паровая машина, различные механизмы... А эти "реконструкторы" превратили внутренность здания в обыкновенный банальный офис и посадили там крепостного управляющего. Зато они так и не озаботились созданием вышки со смотровой площадкой для туристов - которая совершенно необходима в подобных исторических комплексах. И так буквально во всем... По уму, так неплохо было бы открыть в том же здании артиллерийского Арсенала военный музей с экспонатами из того времени. Все те находки, которые я насобирал - они как раз для подобного музея. Но как их отдавать, при отсутствии и фондов, и картотеки? Хорошо было бы найти применение и зданиям казарм, чтобы защитить их от разрушения. Почему бы не сделать там выставочные павильоны, вроде тех, что открыты в Риге, на Кипсале? В идеале, в помещениях бывших казарм можно было бы устроить нечто вроде московского ВДНХ - с экспозициями достижений каждой из прибалтийских республик. Понимаю, что "пробить" организацию подобной выставки было бы не так легко, но почему не попробовать? Можно было бы экспонировать там, например, и то, чем богата наша Латгалия - думаю, приезжим такое оказалось бы интересно. Еще существовала идея наладить туристические поездки из России и Европы, сделав для этого железнодорожный состав, по возможности максимально стилизованный под XIX век. Думаю, что наш Локомотиво-ремонтный завод вполне справился бы с подобной задачей. Должным образом обустроенная Крепость (наряду с Бородино) могла бы стать одним из ключевых пунктов данного маршрута. Наша Дума постоянно заявляет о том, что собирается развивать туристическую отрасль - так почему они не хотят творить, выдумывать, пробовать?!

ИА REGNUM попросило прокомментировать это интервью управляющего Даугавпилсской крепостью Яниса Дукшинского.

В интервью ИА REGNUM он отметил следующее: Янис Кивриньш - человек, несомненно, увлеченный и бескорыстный, настоящий знаток и энтузиаст Крепости. Вопросы, что он затрагивает, существуют и нуждаются в разрешении. Мы стараемся прислушиваться к его мнению - недаром, он будет привлечен к работе особого Консультационного совета по развитию и сохранению Крепости, который в ближайшее время начнет рассматривать крепостные проблемы. Однако г-н Кивриньш зачастую подходит к делу очень эмоционально и упускает из виду, что отнюдь не все из этих вопросов лежат в пределах полномочий даугавпилсского самоуправления. Взять хотя бы тот факт, что Дума Даугавпилса отнюдь не является полноправным хозяином на данном объекте. Значительной его частью по-прежнему обладает Министерство финансов, или частные собственники. Самоуправлению же принадлежит здесь лишь небольшая часть зданий; лишь в феврале 2011 года город перенял у Государственного агентства недвижимости крепостные валы. Это понадобилось для того, чтобы иметь возможность поддерживать их в порядке. В распоряжении Думы до сих пор нет даже на крепостной территории помещений, где можно было бы складировать строительные материалы, необходимые для реставрации здешних зданий. Вот, будем просить у агентства, чтоб они передали складские помещения, имеющиеся в их распоряжении. Лично я считаю, что в сложившихся обстоятельствах городской муниципалитет делает все возможное, чтобы наладить ситуацию в Крепости - другое дело, что далеко не всегда у него есть средства и возможности для этого.

Взять, например, указываемую г-ном Кивриньшем проблему с подземными водами. Она и вправду очень актуальна. Ранее существовавшая система собирания грунтовых вод начала разрушаться еще в советское время - а в последние годы эта беда усугубилась. Однако же, грунтовые воды есть далеко не везде под Крепостью. В некоторых местах их уровень, действительно, составляет до трех метров, а в некоторых - можно прокопать землю на четыре метра вглубь и обнаружить лишь желтый песок. Сейчас идеально было бы наладить мелиорацию таким образом, чтобы полностью обеспечить отвод воды с территории Крепости. Но это стоило бы очень серьезных денег, которых у города, к сожалению, нет. В настоящее время большая часть финансирования на крепостные работы выделяется из фондов ЕС - а они дают средства лишь под очень конкретные, четко прописанные цели. Отвод воды среди них не значится. Государство тоже не готово дать на это денег. Но мы постараемся решить вопрос, оперируя теми силами и средствами, что есть в нашем распоряжении. Так, в разработанном плане реконструкции Николаевских ворот и Николаевской улицы предусмотрено создание сооружений для отвода вод - ливневых и грунтовых. Предполагаем подготовить проекты "точечного" осушения, рассчитанные под какие-то конкретные здания. Например, серьезно решается вопрос отвода вод под бывшим комендантским зданием, куда в скором времени переберется Латгальское управление полиции - с применением самых современных технологий, типа инъекций и укрепления фундамента. Но, кроме того, наводились справки и о способах укрепления фундамента, применяемых в Крепости раньше, в царское время. Того же г-на Кивриньша, насколько мне известно, посылали за этим в московские архивы.

По поводу указанной краеведом ситуации со складом дизельного топлива, то его соседство с историческими объектами не внушает нам, понятное дело, особого оптимизма. К тому же, нельзя забывать, что рядом находится жилой микрорайон. Мы узнали об этом постфактум и направили письмо в городскую Думу с просьбой найти какое-то компромиссное решение. Заодно встречались с представителями фирмы, владеющей складом - они уверяют, что примут всевозможные меры безопасности. Но полного спокойствия это все равно не внушает... И самоуправление, в целом, с нами согласно - но сейчас уже мало что можно сделать, после того, как факт купли фирмой участка в Крепости стал свершившимся фактом. Тут необходимо вмешательство вышестоящих инстанций - вплоть до Кабинета Министров. Впрочем, и представители Думы, при случае, пообещали повлиять на ситуацию.

Теперь по поводу булыжников. Здесь нужно принять во внимание, что первоначальное булыжное покрытие уцелело, мягко говоря, не идеально. Ведь территорию Крепости неоднократно в прошлом перекапывали - под теплотрассы и т.д. При этом много булыжников пропало. Поэтому и сохранить старинное покрытие в первоначальном виде представлялось, мягко говоря, не очень возможным. И все равно, мы не выбрасываем старый булыжник, а аккуратно его складируем. Там где возможно, мы будем использовать его при реставрации - например, той же Николаевской улицы. Скоро будем встречаться с главным городским архитектором и оговаривать вопрос, где еще можно применить старый булыжник. И то, один из приезжавших к нам экспертов, архитектор-реставратор Петерис Блумс, рекомендовал хорошенько над этим подумать. Он сообщил, что у них Вентспилсе и в Рундале, при реставрации улиц, тоже захотели сохранить булыжное покрытие - а потом оказалось, что по булыжнику очень неудобно ходить. А поскольку у нас в Крепости, среди прочего, предусматриваются и велодорожки, то, по крайней мере, там уж точно сохранить старое покрытие не представляется возможным. Но все равно, где возможно, мы станем стремиться к сохранению максимальной аутентичности.

А проблема с охраной - да, она тоже существует. Но тут беда опять же в том, что далеко не вся Крепость находится в введении муниципалитета. Те здания, которые относятся к самоуправлению, мы охраняем - поставили их под видеонаблюдение и сигнализацию. А вот та охрана, которую Госагентство недвижимости держит на входе в Крепость - она не слишком-то эффективна, на мой взгляд. Мы неоднократно писали им письма с просьбой законсервировать то или иное, находящееся в их ведении здание - поскольку там идут хищения. Неоднократно приходилось и вызывать полицию, задерживать злоумышленников-расхитителей. Но до конца года в различных пунктах Крепости будут развешаны дополнительные видеокамеры. Расставим таблички на трех языках - с указанием, что можно здесь делать, а что нельзя. В апреле у нас пройдет заседание рабочей группы по развитию данного исторического объекта (с участием представителей Минфина и самоуправления) - и на нем, среди прочего, станет обсуждаться вопрос более эффективной охраны Крепости. До конца этого года, в рамках продолжающейся реконструкции Крепости, предполагается окончательно закончить труд по обновлению инфраструктуры здешних улиц, установлению нового покрытия, созданию всей необходимой сети подземных коммуникаций и т.д. Собственно, это предполагалось завершить еще до марта - но фирма-подрядчик попросила о продлении срока. Далее, под конец года предполагается окончить реновацию здания артиллерийского Арсенала - а в следующем году здесь откроется Арт-центр Марка Ротко. Заодно, проведем консервацию некоторых объектов, плюс будем продолжать работу по подготовке помещений для Латгальского управления полиции - впрочем, это лишь первый этап многоступенчатого проекта. Ну и нельзя не упомянуть план приграничного сотрудничества с Литвой и Белоруссией - в рамках которого мы проведем реконструкцию первого крепостного куртен-люнета. Будем фактически с нуля создавать туристическую инфраструктуру: автостоянки, кафе, рестораны, туалеты и т.д. Обдумываем идеи учреждения особых Фестивалей Крепости, которые будут регулярно проводиться. В их рамках могут быть развернуты разные туристические аттракционы: с переодеванием в военную форму царских времен, театрализованными представлениями с участием актеров городского театра и т.д. Да тут в каждом каземате, в каждом бастионе, по идее, можно создать что-либо интересное для посетителей! Главное, найти инвесторов. В прошлом году, по очень неточным прикидкам, Крепость посетили тысячи четыре туристов. Это, конечно, минимальное количество для такого объекта. После реконструкции мы хотим увеличить этот показатель как минимум в несколько раз. Например, крепость в Хельсинки (которая меньше нашей по размерам) за год посещает около 700 тысяч в год. Вот что значит налаженная инфраструктура! Так что, мы тоже будем стремиться к как можно более амбициозным результатам.
© 1999-2012 REGNUM

Оффлайн О.Морозов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
  • инженеръ-подполковникъ
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #4 : 26 Апрель 2012, 10:50 »
12 апреля с.г. в Москве сдал для редактирования рукопись книги "Крепость на Западной Двине". Работал над книгой почти 3,5 г. Книга должна выйти к 6 октября 2011 г. Предполагаемый тираж - 1500 экз.

Оффлайн a_live

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1365
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #5 : 26 Апрель 2012, 11:30 »
Мои поздравления!  ;)

Надеюсь, в РБ поступит несколько экземпляров.

Оффлайн О.Морозов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
  • инженеръ-подполковникъ
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #6 : 12 Май 2012, 10:25 »
В конце апреля в одном из книжных магазинов сети «Полярис» в Риге состоялась презентация книги рижского историка Олега Пухляка «Динабургская крепость в вихре 1812 года». Издание приурочено к 200-летию Отечественной войны 1812 г.
Кое-какие подробности здесь:
http://www.chas-daily.com/win/2012/04/25/g_020.html?r=32&


Онлайн Любитель

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 905
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #7 : 20 Май 2012, 12:24 »
12 апреля с.г. в Москве сдал для редактирования рукопись книги "Крепость на Западной Двине". Работал над книгой почти 3,5 г. Книга должна выйти к 6 октября 2011 г. Предполагаемый тираж - 1500 экз.

   Очепятка! Исправьте дату выхода книги на правильную (2012?).

Оффлайн О.Морозов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
  • инженеръ-подполковникъ
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #8 : 20 Май 2012, 20:03 »
Очепятка! Исправьте дату выхода книги на правильную (2012?).

Исправил, исправьте свою "очепятку".
Кстати, сегодня получил из Москвы перый вариант эл. макета книги (452 стр. с ил.).

Оффлайн О.Морозов

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
  • инженеръ-подполковникъ
Re: Динабургская (Двинская) крепость.
« Ответ #9 : 20 Май 2012, 20:04 »
12 апреля с.г. в Москве сдал для редактирования рукопись книги "Крепость на Западной Двине". Работал над книгой почти 3,5 г. Книга должна выйти к 6 октября 2012 г. Предполагаемый тираж - 1500 экз.