Автор Тема: Север, Мурманск, Кольский, Рыбачий, Средний, Лиинахамари и пр.  (Прочитано 92137 раз)

Оффлайн Tor

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 207
  • От ненужных побед остается усталость...
Мыс Романов,опорный пункт батареи M.K.B. 1./517 Cap Romanov

















 




Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8131
Рингштандты роскошные.

Оффлайн Любитель

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 950
Отличные фото! Спасибо!

Оффлайн Tor

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 207
  • От ненужных побед остается усталость...
Отличные фото! Спасибо!

Очень сильно потел объектив,поэтому резкость не везде на уровне

Оффлайн Tor

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 207
  • От ненужных побед остается усталость...
Мыс Романова интересен еще и тем,что это бывшие ОП немецких орудиЙ 15 cm SK C/28,адаптированные под установку советских 130 мм Б-13 IIc из состава 140-й батареи 113 ОАД .Ныряющий снаряд-их наследство.Немецкий бункер М. 197 (с бронированными куполами) и остальные постройки,использовались после освобождения Лиинахамари штабом дивизиона.Произвел сверку помещений бункера с немецкими чертежами,заодно.
« Последнее редактирование: 16 Июль 2020, 10:28 by Tor »

Оффлайн ReiT

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 20
... Умудрившись проворонить при этом заблаговременный отход немецких частей с линии опорных пунктов К1-K9(противостоящих 2УР) ...

К слову о линии опорных пунктов. Слепил зимнюю панораму вида с фронта, с направления высоты 169.4, оборонявшуюся 2УР, на опорные пункты K7b, K8, K9. До ближайшего к точке съёмки ОП К9 расстояние около 1.3 км.



Так как на фотографии день облачный, а свет расеяный, что если бы не гравитация, то сложно было бы понять, где небо, а где земля, то обработал поднял рельеф и подсветил местность.





Оффлайн ReiT

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 20
Разбирая фотографии получилось определить ещё один  на местности ДОТ на участке 2 УРа. Поэтому решил сделать небольшой каталог фотографий, какие есть у меня, ДОТов с указанием их на карте. Номер фотографии соответствует цифре на схеме.

Общая схема

1. Артиллерийский. На одну полковую или горную 3х-дюймовку. Фланкирует подступы к высоте 169.4

2.

3

4

5

6

7

8

9 и 10

Оффлайн Georg G-L

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Хорошая тема...
Для диссертации.
Ну как минимум для объемной публикации.
Пока эти данные не опубликованы. Единственное, что встречал - на каком-то из сайтов, посвященных о.Кильдин, давались даты вступления в строй 10-й и 11-й башенных. Но мне те данные не понравились. Уж и не помню, что зацепило, но я посчитал их неточными.

И какие даты там указаны?

В Хронике говорится, что 23 июня 1941 года командующий СФ поставил командиру Беломорского укрепленного сектора (т.е. полковнику Ю. Ф. Трушину) основную задачу - привести батареи в боеспособное состояние. Вот и интересно, когда их в таковое привели?

1 февраля 1942 года батарея №12 на о. Моржовец произвела отстрел 4-х орудий израсходовав 10 чугунных "ядер" и полузарядов. Означает ли это первую стрельбу данной батареи?

И по о. Великий

По Хронике 22 июля 1941 года нарком ВМФ приказал выставить минное заграждение в кандалакшском заливе в районе островов Большой Седловатый - Наумха, а также установить на острове Великий двухорудийную 130-мм батарею.
Вот интересно, когда же ее установили? Учитывая, что в следующий раз в Хронике она упомянута 10 ноября 1941 года (когда ее командир донес о наблюдаемом взрыве в Кандалакшком заливе)

Оффлайн ReiT

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 20
Дело о высоте 169.4.
На kolamap.ru в разделе советских оперативных карт (http://kolamap.ru/img/war2/sov_military_map.html) есть карта боёв при отражении немецкого наступления в сентябре 1941 года в районе губы Большая Западная Лица на участке 52 стрелковой дивизии:

http://kolamap.ru/img/war2/rus_lica_guba/rus_lica_guba.jpg

Смею утверждать, что карта сия была составлена значительно после событий, которые она иллюстрирует и для её составления автор честно и добросовестно использовал только журнал боевых действий 14 армии. И карта эта ошибочна.
Дело в том, что в ЖБД 14 армии упоминаются упорные бои в районе высоты 169.4, которую немцы в конце концов заняли с расположенной рядом с ней же высотой 102.0.
Но загадочная загадка этого события происходит из того, что в том же ЖБД 14 армии была просто допущена ошибка при его ведении. Это можно понять - ситуация была напряжённая, бои тяжёлые, а вёлся этот самый журнал боевых действий армии за много десятков километров от мест боёв - в Мурманске. Поэтому то, что передавалось по связи, с неизбежными искажениями информации при передаче и понимании, привело к тому, что, скорее всего, при заполнении ночью журнала по итогам боёв за 8 сентября 1941 года, уставшим за день офицером, не знакомым с особенностями описываемого им участка фронта, и привело к тому, что он на одном и том же листе перепутал в записях две реально существующие географические точки:
- высота 169.4
- озера с отметкой 169.4 и 102.0.
При этом из описания событий и указания квадратов следует, что речь идёт об одном и том же месте.



При этом у непосредственных участников боёв никакой путаницы не было и они точно знали о чём идёт речь. Это понятно и из немецких оперативных карт с kolamap.ru  (http://kolamap.ru/img/war2/war2.html)- точки расположены рядом с опорным пунктом K6b

http://kolamap.ru/img/war2/dezember.jpg
http://kolamap.ru/img/war2/1941_44_lica1.jpg

так и со схем, ставших доступными на  сайте "Память народа", составленных после того, как фронт на участке стабилизировался:

Схема связи Артиллерии 52 СД от 20.11.41


Схема дорог участка 52 СД на 25.11.41


Схема организации прикрытия боевого порядка арт.52 СД на 25.11.41.



Ниже на фотографиях показано, что из себя представляют участки местности озёр с отметками 169.4 и как выглядит высота 169.4.:


169.4 и 102.0 в правой части панорамы


Высота 169.4




Высота 169.4 никогда не была занята противником. Перед ней были укрепления высоты Sattel-Hohe, а распадок между высотами фланкировался из артиллерийского ДОТа на высоте, которая на немецких картах названа Langberg. А путаница этих двух точек привносит большие сложности в понимании и описании боёв происходивших на этом участке фронта.
Из любопытных фактов про высоту 169.4 можно сказать, что одно время на ней занимали позицию подразделения вооружённые стрелковым оружием под патрон .45ACP.
« Последнее редактирование: 17 Август 2020, 01:16 by ReiT »

Оффлайн Любитель

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 950
Из любопытных фактов про высоту 169.4 можно сказать, что одно время на ней занимали позицию подразделения вооружённые стрелковым оружием под патрон .45ACP.

 Вряд ли это было целое подразделение. Американцы по ленд-лизу поставили в СССР около 13000 пистолетов "Кольт М1911", патрон .45 АСР под него.