Историческую часть номера отделяет шмуц-титул или вторая обложка, основу которой составляет портрет полковника И.Х. Шволковского в парадной форме, что соответствует гвоздю номера – публикации подробных биографических материалов об этом военном инженере, латыше по национальности, который долгое время служил во Владивостоке и принимал участие в строительстве многих объектов Владивостокского военного порта и Владивостокской крепости. Честно говоря, для нас, владивостокских любителей истории фортификации, только один этот материал оправдывает весь проект «Балтфорт» на долгие годы, поскольку без журнала «Балтфорт» мы бы никогда не смогли раскрутить этот материал сами до столь полного биографического очерка.
Поскольку я сам тоже принимал посильное участие в подготовке этих материалов, то сильно хвалить его не буду, но кратко охарактеризовать постараюсь, поскольку форма его публикации весьма необычна и интересна. Над материалами работали три автора. Во-первых – сам Юрий Юрьевич, который руководил своего рода журналистским расследованием, и который написал вводную часть и описал историю семьи Шволковскисов на материалах интервью с внуком И.Х. Шволковского – Юрисом Шволковскисом, известным музыкантом-скрипачем и профессором Музыкальной академии в Риге. Во-вторых – рижский историк, исследователь современной латвийской фортификации Виктор Анатольевич Тхор, написавший краткий биографический очерк строго по послужному списку И.Х. Шволковского, обнаруженному им в Латвийском военном архиве. Те небольшие погрешности, которые приведены в списке – это «чудодейственный» перенос И.Х. Шволковского из Владивостока в устье Амура, где он якобы строил полукапониры для обороны его устья и факт строительства Шволковским канала на Русском острове - даны в неизменном виде. Тем не менее, там приведены в квадратных скобках мои примечания, что «устье Амура» - это на самом деле побережье Амурского залива во Владивостоке, а строительство канала – это его реконструкция.
Собственный очерк о владивостокском периоде деятельности Шволковского обсуждать не буду – слепил из чего было, поскольку материалов у нас оказалось не много – просто охарактеризовал некоторые сооружения и рассказал о судьбе людей, связанных с семьей Шволковских по Седьмому форту, по материалам, предоставленным их родственниками. К моему великому сожалению вместо портрета Берты Ивановны Трумпе, бывшей кухарки семьи Шволковских, опубликован портрет совершенно другой женщины, вырезанный из той же самой групповой фотографии. Я наверно понимаю, зачем это сделали – единственное сохранившееся фотоизображение Берты Ивановны – это ее фото у гроба мужа, совершенно убитой горем несчастной вдовы, которая сама вскоре погибнет в шахте от несчастного случая, куда она была вынуждена пойти работать, чтобы прокормить сына. Публиковать это фото было не совсем удобно и место зачем-то заполнили другой фотографией. Техническую ошибку я, увы, исключаю, поскольку ко всем фото были предоставлены развернутые подписи и для остальных фото подписи даны правильные. Честно говоря, не совсем понимаю, с какой рожей я теперь буду показывать этот журнал родственникам Берты Ивановны, поскольку фотографии были предоставлены именно мне и я, соответственно, тоже несу некоторую моральную ответственность за происшедшее. Неудобно получилось ужасно. Честно говоря, лучше бы не было никакой фотографии, чем заведомо неверная.
Вспоминается похожий случай из журналисткой практики одной из немецких газет – в августе 1991 года газета вместо портрета члена ГКЧП Бакланова опубликовала портрет его однофамильца, известного писателя демократических убеждений, и потом журналисты оправдывались, что у них не было портрета политика, а они должны были хоть чем-то заполнить место. Скандал был большой, Бакланов-писатель, правда, судиться не стал, хотя мог бы газету и разорить. Честно говоря, традиции прессы подобного сорта перенимать наверно бы не стоило.
Заключительный материал цикла, написанный самим Ю. Мелконовым «Юрис – внук Яниса Шволковского» отменно хорош, в нем подробно описывается та часть истории семьи Шволковских, которая не вошла ни в какие архивные документы и потому особенно ценна для нас. Все материалы обильно иллюстрированы фотографиями из семейного архива Шволковских. Это вообще редчайшая удача, когда биографию какого-либо инженера удается раскрутить столь полно. Вообще, если бы не эта ложка дегтя с публикацией заведомо неверной фотографии, что таки является даже в какой-то степени нарушением журналистской этики, материал можно было бы считать безупречным, а форму объединения усилий трех автором – очень удачным редакторским ходом.
Продолжение следует