Автор Тема: Журнал BALTFORT  (Прочитано 195968 раз)

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2402
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #270 : 03 Декабрь 2009, 08:36 »
Это ,скорее всего,ощибка при составлении списков.Человек говорит :"Это медаль "За отвагу",полученная за взятие крепости Осовец".А далее при записи,редактировании и пр. получается медаль "За взятии крепости Осовец".

Оффлайн Irben

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #271 : 31 Декабрь 2009, 19:33 »
Вышел из печати девятый 4 (9) 2009 BALTFORT
Содержание BALTFORT №4(9) 2009
Минный класс


1. Ю.Ю. Мелконов. Минный класс
Рассказ о русской морской мине образца 1877 года, найденной на суше под Ригой в октябре 2009 года. Исследование раскрыло удивительную историю дезинформации, которая длилась более 130 лет – русской морской мины образца 1877 года никогда не было. Она всегда была чисто немецкой. "Сходство конструкции объясняется чистой случайностью…"
2. В.А. Тхор. Мины на Даугаве
Зимой 1916 – 1917 вся река Западная Двина в полосе обороны XII-й русской армии была заминирована. В случае попытки противника атаковать фронт путём форсирования реки, всё минное заграждение было бы взорвано. Мины выставлял на Даугаве Владивостокский крепостной минный батальон. А делали мины кустарным способом в Риге на казённом винном складе. Рижский казённый винный склад – это сегодняшнее знаменитое объединение «Латвияс Бальзамс». Так что «Бальзамка» в 1916 году делала настоящие речные мины.
3. В.И. Калинин, Р.С. Авилов. Владивостокский крепостной минный батальон. Историческая справка
Рассказ о владивостокских минёрах, которые отличились в 1916-1917 годах на рижском фронте.
4. О.В. Морозов. Русский военный инженер генерал М.М. Боресков
Рассказ выдающемся военном инженере, пионере минного дела в русской армии и начальнике инженеров в крепости Динабург.
5. Ю.Ю. Мелконов. Безопасный коридор «Северного потока»
Для прокладки газового трубопровода по дну Балтийского моря строителям предстоит нейтрализовать множество мин, которые лежат на дне в полосе строительного коридора.
6. С.А. Данилина. Конференция и открытие выставки в Военном музее Латвии
7. Ю.Ю. Мелконов. Конференция в Тарту
8. С.А. Данилина. «Руссо-Балт» (1909–2009)
В Рижском мотор-музее отметили 100 лет автомобильного завода «Руссо-балт». К юбилею единственный экземпляр пожарного автомобиля «Руссо-балт» получил новые колёса. Настоящие, оригинальные с каучуковыми шинами.


Историческая часть


1. П.А. Новиков. 2-й Сибирский армейский корпус в 1915–1918 годах
Продолжение публикаций историка из Иркутска о сибирских стрелках, сражавшихся под Ригой в Первую мировую войну.Статьи П.А. Новикова перевернули у латвийских историков всё представление о боевых действиях на фронте XII-й армии в ПМВ.
2. Д. Дидумиетис. Перезахоронение воинов, павших в Рождественских боях
Осенний лес стоял сырой и молчаливый. Ружейный залп разорвал придорожную тишину. 25 октября 2009 года латышские стрелки хоронили своих товарищей – латышских и сибирских стрелков, павших в Рождественских боях 1917 года.
3. М. Эссертс. Пушки флагмана
Рассказ о чехословацких пушках, закупленных латвийской армией в 20-е годы для подводных лодок и корабля «Вирсайтис» - флагмана латвийских ВМС
4. Р. Трейфельт. Оборонительные сооружения на северо-восточной границе Эстонской Республики в 1919–1939 годах
Впервые читатели смогут познакомиться с системой обороны Эстонии на границе с Россией до 1940 года.
5. С. Б. Булдыгин. Строительство укреплённых районов и формирование частей для них в Прибалтийском особом военном округе в 1941 году (Часть 2)
Продолжение интереснейшего исследования о формировании советских укрепрайонов в Прибалтике перед ВМВ.
6. А. Б. Широкорад. Действия советских железнодорожных установок в боях на Балтийском побережье. Ноябрь 1944 – апрель 1945 года
Из воспоминаний маршала Советского Союза Баграмяна: - Прибалтийский фронт в 1945 году считался второстепенным, не снабжался ни пополнением личного состава, ни танками, ни самолётами. Для решения задач блокирования Курляндской группировки противника основной силой стала мощная, железнодорожная морская артиллерия.
7. Т.Ю. Бажанова. Ю. Г. Перечнев. Биографическая справка
Одной из самых выдающихся фигур в историографии советской береговой артиллерии был Ю.Г. Перечнев. Биографический очерк о Юрии Георгиевиче написала его дочь Татьяна Юрьевна.

8. А.Ф. Митрофанов. «Lembit» – будь достоин имени своего
Статья энтузиаста истории флота из Клайпеды о славной истории эстонской подводной лодки.
9. С. С. Кушнер. Так было (Часть 2) Продолжение
10. В.И. Манойлин. Инженер-гардемарины Советского Союза (продолжение)
11. Библиотека журнала BALTFORT
12. Авторы статей в журнале BALTFORT в 2009 году
13. Содержание журнала BALTFORT в 2009 году

« Последнее редактирование: 01 Январь 2010, 10:10 by Irben »

Оффлайн Pawel

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1333
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #272 : 01 Январь 2010, 04:09 »
Ждать пока появится журнал долго ..., а вопрос возник.

Написано:
русской морской мины образца 1877 года никогда не было. Она всегда была чисто немецкой. Сходство конструкции объясняется чистой случайностью…

Как я понял из этого - русской мины 1877 года не было, была только немецкая. Тогда сходство конструкции чего объясняется чистой случайностью? или почему случайностью (если "русская морская мина образца 1877 года" на самом деле немецкая)?

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8011
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #273 : 01 Январь 2010, 04:14 »
Да наверно немецкую мину делали в России по лицензии и называли ее миной обр. 1877 года, только и всего. А вообще - доживем - разберемся.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8011
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #274 : 09 Январь 2010, 16:35 »
Вот находка, которую сделал пользователь miall с фортоведа: http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=511&start=0&rid=0&S=091020c4bfc69c236cfb9929879be469

Без обид - но обложка немного удивила: "где-то я уже это видел..."

1973 г.:


и 36 лет спустя:


Врядли польский Воениздат выкатит претензию за сроком давности, но сделано все это зря - я не сомневаюсь, что у Сергея Юрьевича Мелконова в запасе имелась не одна фотография на "минную" тему и оригинальная обложка смотрелась бы безусловно лучше, чем заимствованная.
« Последнее редактирование: 09 Январь 2010, 17:18 by Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8011
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #275 : 09 Январь 2010, 17:50 »
На той же ветке Фортоведа от пользователя Батареец 1

А вот еще. Очень популярно, а главное востребовано. :)  Спасибо.



----------------------------------------------------------------------------------
Да, не одного Юрия Юрьевича польская картинка вдохновила - значит и правда хороша!


Оффлайн Irben

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 142
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #276 : 09 Январь 2010, 23:29 »
Хорошая картинка. Я её уже раз наверное пятый использую в разных публикациях на минную тему. В анонсе журнала BF естественно указано, что композиция на обложке из польского журнала 1973 г.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8011
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #277 : 10 Январь 2010, 07:52 »
Однако, заметьте, Юрий Юрьевич, что выпускаемый Вами журнал читатели чуть ли не под микроскопом разглядывают!

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8011
Re: Журнал BALTFORT
« Ответ #278 : 10 Январь 2010, 10:26 »
На фортоведе тема получила продолжение. Оказывается, обложкой Балтфорта служит картина известного польского художника-мариниста Адама Верки (Adam Werka, 1917-2000). Приводятся ссылки на ресурсы с его картинами, а также ссылка на интервью со знаменитым художником.

Это действительно выдающийся мастер.  На его картинах море настолько натурально, что иногда хочется стошнить от морской болезни.

Сам он родился под Львовом, достаточно далеко от моря. В его роду не было моряков или людей, хоть как-то связанных с морем. Он жил с родителями в Быдгощи, и регулярно выбирался на побережье на отдых. Он мечтал стать моряком, увидеть мир, но проблемы со зрением не дали ему этого сделать. И тогда он решил море рисовать и у него сразу же получилось. Он иллюстрировал многие десятки книг, рисуя самые разные военные и торговые корабли, хотя особенное удовольствие ему доставляло рисование польских эсминцев периода Второй мировой войны. Он сичтал, что эти корабли и их боевая джеятельность в годы Второй мировой войны в наибольшей степени соответствуют польскому национальному характеру.

Сам он на море был лишь несколько раз, пассажиром, но ему вполне хватило этих наблюдений, чтобы понять характер морской стихии.

Он удивительно точен в технических подробностях, прорисовывая даже детали цейсовских биноклей офицеров на мостиках подводных лодок и такая точность - это не результат художественного воображения, а последствия очень кропотливой работы с документальными источниками. Он изучал многи тысячи разного рода фотографий кораблей, их чертежи, собирал альбомы и книги по морской тематике, собрав уникальную библиотеку. Приступая к работе над каким-нибудь рисунком он очень тщательно собирал все доступные иллюстративные материалы, касающиеся его предмета, тщательно осмысливал их и систематизировал. И все это, чтобы не допустить какой-нибудь мелкой технической ошибки!

Такой подход - стремление к достижению максимальной точности, достоверности, вместо самолюбования своим "ходожественным видением" и пренебрежением к "потребителям" результатов его труда - заслуживает всемерного подражания, причем не только для художников.

"Хорошие картинки" просто так не получаются!

Он в полной мере реализовал свою мечту о море, хотя и не стал моряком. А вот его сын тоже увлекается морем и морской тематикой, но только в качестве хобби, по основной профессии он врач-нейрофизиолог.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2010, 10:35 by Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8011
Журнал BALTFORT № 4 (09) за 2009 г. Начало рецензии
« Ответ #279 : 09 Февраль 2010, 17:05 »
Итак, передо мной лежит четвертый и последний номер Балтфорта за 2009 год, девятый от сотворения журнала.

Обложка журнала посвящена главной его теме, начало которой положила случайная находка фугаса, сделанного из корпуса старой мины, под Ригой – теме минного оружия в Балтийском регионе. Обложка основана на композиции из одного старого польского журнала, о чем честно указано в выходных данных. Картинка и правда хороша, хотя повторение чужой обложки наверно все же не совсем удачных ход издателей – надо было придумать что-то новое.

Почти вся информационная часть номера (назовем ее условно «доисторической») посвящена истории с миной. Статья-отчет «Минный класс», открывающая номер, авторства самого Юрия Юрьевича Мелконова посвящена описанию разоружения фугаса времен Первой мировой войны, сделанного на базе корпуса старой морской мины обр. 1877 г. Мина была немецкого производства, что и неудивительно – Россия закупила изрядное количества этих мин – мин Герца – в Германии готовясь к войне с Турцией. После того, как турки возмутились фактом продажи, то по настоянию немцев, желающих избежать скандала, была пущена в ход дезинформация – в открытой печати опубликовали материалы по несуществующей русской сферо-конической мине обр. 1877 г. и турки успокоились. Правда это дало потом повод недобросовестным историкам-конъюнктурщикам периода «борьбы с космополитизмом» повод утверждать о русском приоритете и т.д. Мина, кстати, послужила образцом для создания многих уже действительно русских образцов морского минного оружия.

Продолжает тему статья Виктора Анатольевича Тхора, уже известного нам рижского историка «Мины на Даугаве» посвящена описанию любопытного эпизода Первой мировой войны – минированию Даугавы в зиму 1916–1917 гг. импровизированными донными минами на протяжении около 70 верст, подрыв которых осуществлялся путем подачи электропитания с берега по специальным проводникам. Виктору Анатольевичу буквально везет на открытие тем, открывающих перекличку Балтики и Дальнего Востока, а точнее Риги с Владивостоком – минные заграждения обслуживали 1-я Кронштадтская крепостная минная рота и 4-я рота Владивостокского крепостного минного батальона, переведенные на зимнее время из крепости Свеаборг. Заграждения выставлялись на случай наступления немцев по льду реки, предполагалось взломать лед донными взрывами. Несмотря на импровизированный характер мин, а также регулярные повреждения проводников от неприятельских обстрелов пробный подрыв заграждения, произведенный в самом начала ледохода весной 1917 г. показал, что взорвалось около 90 % мин, что во фронтовых условиях следует признать отличным результатом – кронштадтские и владивостокские минеры мерзли на льду не зря.

Продолжает тему статья Р.С. Авилова и автора этой рецензии «Владивостокский крепостной минный батальон. Историческая справка». Честно говоря, я долго не знал, зачем Юрий Юрьевич попросил нас с Романом Сергеевичем подготовить эту справку, но только узнав об содержании этого номера после его выхода понял, зачем это понадобилось. Тем не менее, мы старались отразить не только историю, но и уровень боевой подготовки батальона к периоду Первой мировой войны и угадали.

Статья рижского историка Олега Васильевича Морозова «Русский военный инженер генерал М.М. Боресков» является добротным биографическим очерком о генерале, который прославился успешным применением минного оружия, и именно он и руководил минированием Дуная немецкими минами Герца в кампанию 1877 года, сделавшим невозможным какие-либо действия турецких кораблей против русских переправ, а затем и вообще заблокировавшее эти корабли в базах.

Немного «улыбнула» корявая фраза – «Как самый известный специалист по саперным батальонам полковник Боресков получил назначение заведовать всей минной частью действующей армии…» Само собой разумеется, что правильно надо было писать «специалист по саперному делу», но вот что интересно – это творчество редактора или сам автор прохлопал? Последнее непохоже, поскольку статья написана хорошим научным литературным языком.

Завершает минную тему опять же статья самого Юрия Юрьевича Мелконова «Безопасный коридор для «Северного потока», посвященная проблемам разминирования на трассе будущего газопровода. В статье приводится краткий очерк минных и тральных работ на Балтике в Первую и Вторую мировые войны и послевоенный период, а также методам обезвреживания взрывоопасных предметов на будущей трассе. Насколько я понял предполагается подрывать их прям на дне накладными зарядами. Обсуждается оптимальная ширина взрывобезопасного коридора по обе сторону нитки газопровода.

Небольшое лирическое отступление. Тема послевоенного траления в Рижском заливе мне близка лично, поскольку в 1949 г. в нем участвовал мой покойный отец. Он рассказывал, о необыкновенно сердечном отношении рижан к военным морякам. Тогда, в обстановке развязанной советским режимом войны с сопротивляющимися коллективизации и советизации населением в Риге, после наступления темноты было смертельно опасно показываться в армейской военной форме. В то же время, моряки ходили по вечерам и даже по ночам по городу совершенно свободно, отдыхали в ресторанах, где вместе распевали русские песни с латышами, иногда засыпали на лавочках в скверах и никто и никогда их не обижал – в войне флот не участвовал, а мины мешали всем. В 1991 году я обсуждал эту тему в пожилой смотрительницей Музея военной истории Латвии и она подтвердила, что к флоту, в том числе и советскому, в Риге отношение было вполне благожелательное, несмотря на происходящие ужасы советизации. Рижане умели «отделять мух от котлет».

Информационная часть номера продолжается отчетом о конференции в только что упомянутом Военном музее Латвии, посвященной знаменитой Бермондтиаде – интереснейшему эпизоду Гражданской войны, когда т.н. Западная русская добровольческая армия, сформированная авантюристом Бермондтом-Аваловым из наемников-немцев, завербованных в берлинских пивных в 1919 г. воевала одновременно с Латвийской армией (поддерживаемой эстонскими и литовским частями, а также англичанами) и с большевиками, которые тоже воевали с латышами. Такой одновременной «трехсторонней» войны, насколько я знаю, история больше не знает.

Интересно также сообщение о конференции, прошедшей в Эстонии, в Тарту, а точнее о рабочей встрече военных историков, преимущественно из стран Северо-западного региона и рядав других стран. Было предложено сформировать Комиссию по военной истории стран Балтийского региона. Надеюсь, что эта комиссия будет отличаться в лучшую сторону от российской комиссии по борьбе с фальсификацией истории Второй мировой войны. Что-то нет у меня доверия к подобным комиссиям, как российским, так и зарубежным.

Заключает информационную часть номера материалд об автомобилях Руссо-Балт, выпускавшихся когда-то на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге.

Разбор собственно исторической части номера продолжим позднее.

Продолжение рецензии следует