... островная Константиновская батарея... иная история... - расскажите о ней, если знаете.
Знаю, но не много. Вот выдержка из исторической записки, составленной мной еще в 2008 г.:
Необходимость в строительстве четвертой (Константиновской) батареи возникла чуть позднее, осенью 1855 г., о чем в инструкции Муравьева Н.Н. Завойко В.С. было сказано следующее: «Усматривая из всех полученных мной здесь сведений, что война продолжается с большим и большим упорством, и что с открытием будущей навигации должно непременно ожидать в здешних морях скопления значительных неприятельских сил, конечно и с мелкосидящими пароходами, я нахожу необходимым более и более усиливать оборону входа в реку Амур, а потому в дополнение к прежним моим предписаниям предлагаю Вашему превосходительству: 1) Непременно приготовить в течение зимы все необходимое для битья свай Константиновской батареи и при первой возможности заложить эту батарею и со всей деятельностью производить работу оной, но между тем изготовить несколько плавучих батарей, к чему можно употребить плашкоуты, находящиеся как в Николаевском, так и в Мариинском постах».
Решение о совмещении подвижных и неподвижных форм обороны в виде плавучих батарей во многом не обычно для того времени и относится к редким подвижным средствам фортификации: «Батареи эти должны иметь по одной мачте и паруса для движения вверх по течению реки и якоря на длинных канатах, чтоб становиться для действия против неприятеля на мелких местах реки» . Однако, в силу нехватки средств оно осталось не реализованным «Построить же столько плавучих батарей, чтобы они были равносильны 44-х пушечному фрегату мы не имеем в настоящее время никакой возможности, ибо для постройки батареи потребно 17300 рабочих в один день, кроме заготовки и доставки леса, и потребных материалов не имеется» .
Константиновская батарея была построена позже остальных, к маю 1856 г. и представляла собой форт-батарею многоугольной в плане формы на 24 крупнокалиберных орудия, возведенный в массиве искусственного насыпного острова. Основанием для строительных работ явилась отмель Константиновского полуострова , идущая вдоль фарватера реки к м. Куегда. Вбитые в илистое дно реки сваи образовывали шпунтовые стены , ограждающие земляной массив от размывания. В отличие от других береговых батарей, Константиновская обладала возможностью организовать оборону со всех сторон. Кроме этого в случае прорыва неприятельскими судами первой позиции, предполагалось «…фрегат «Аврору» и корвет «Оливуца», зимовавшие тогда в Амуре, поставить на фарватер под защитою батарей Константиновской и Николаевской. Для обеспечения же тыла Михайловской батареи и для занятия правого берега, назначалось иметь здесь на высотах роту стрелков» .
С потерей Николаевском-на-Амуре статуса «Главный порт Восточного океана» в середине 1870 гг. средства обороны Нижнего Амура и вовсе были свернуты. Береговые батареи «Александровская», «Михайловская» и «Николаевская» вероятно, так и не были достроены. «Константиновская» в 1859-1860 гг. была усложнена 30-ти метровой башней портового маяка с домом смотрителя. К 1874 г. это уникальное фортификационное сооружение утратило свое значение, и было разоружено, а к 1950 гг. под действием течения р. Амур и вовсе исчезло.