Привожу полный текст Предисловия:
Предисловие
История создания и применения железнодорожных артиллерийских установок в береговой обороне известна достаточно широко. В качестве примеров можно вспомнить организацию немцами береговой обороны Фландрского побережья Северного моря, захваченного ими во время Первой мировой войны, где железнодорожная артиллерия играла весьма существенную роль, итальянское побережье Адриатики, которое в 1915–1918 гг. также защищалось железнодорожными артиллерийскими установками, и, наконец, США, где железнодорожная артиллерия применялась в береговой обороне Лос-Анджелеса, о. Оаху (Гавайские острова), зоны Панамского канала и ряде других мест. Железнодорожная артиллерия использовалась немцами на так называемом Атлантическом Вале, применяли ее и финны для защиты своего побережья. Особое место занимает история создания и боевого применения железнодорожных артиллерийских установок в Береговой обороне Военно-морского флота Советского Союза, главным образом при обороне военно-морской базы «Ханко», Ленинграда и Кронштадта в 1941–1944 гг., а также в наступательных операциях в Прибалтике и Восточной Пруссии в 1944–1945 гг. Однако лишь немногие любители военной истории знают, что железнодорожные артиллерийские батареи, объединенные в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду, были также одним из наиболее важных компонентов весьма сложной интегрированной оборонительной системы, каковой являлась Береговая оборона Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Владивосток». А вот о существовании 3121-го отдельного железнодорожного артиллерийского полка Порт-Артурской ВМБ не подозревали даже сами авторы. В настоящей книге мы попытаемся восполнить этот пробел.
Железнодорожная артиллерия ТОФ включала весь широкий диапазон калибров морской артиллерии. Платформы ПВО с двумя 37-мм зенитными автоматами или 45-мм пушками, двухорудийные транспортеры с 76-мм универсальными пушками, способными выполнять задачи ПВО, действовать против танков и бороться с быстроходными катерами, железнодорожные установки среднего калибра со 130-мм и 152-мм орудиями, тяжелые 203-мм артиллерийские установки и самые большие ЖДАУ калибром 305–356-мм – этот набор артиллерийских систем, обладавших подвижностью, сделал бы честь любой хорошо сбалансированной по разным классам корабельной эскадре. В конкретных условиях Тихоокеанского флота СССР 1930-х–1940-х гг. 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада превосходила по своей огневой мощи любое соединение его кораблей и являлась своеобразной железнодорожной эскадрой флота, способной решать разнообразные задачи как на море, так и на суше.
Первым тему железнодорожной артиллерии в системе береговой обороны Владивостока затронул начальник Кафедры военно-морской тактики и истории Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О. Макарова кандидат исторических наук капитан 1-го ранга Юрий Михайлович Зайцев, обнаруживший в фондах Военно-исторического музея Тихоокеанского флота рукописные истории частей железнодорожной артиллерии, ллюстрированные фотографиями. Результаты предварительного изучения этих источников он изложил в статье, опубликованной в Записках Общества изучения Амурского края. За этим последовали более или менее систематические исследования, выполненные авторами в Российском государственном военном архиве, Российском государственном архиве Военно-морского флота, Центральном военно-морском архиве, касающиеся документов по строительству железнодорожной инфраструктуры, истории самих железнодорожных артиллерийских установок и их службы на Дальнем Востоке. Эти исследования выполнялись также Ю.М. Зайцевым, с которым велся активный обмен информацией об их результатах. Мы предполагали написать эту книгу совместно с ним, но его безвременная кончина после тяжелой и продолжительной болезни перечеркнула наши планы. Светлой памяти первого исследователя темы железнодорожной артиллерии Владивостока Юрия Михайловича Зайцева авторы посвящают эту книгу.
Очень полезными для раскрытия темы были работы по истории советских тяжелых морских железнодорожных артиллерийских установок, выполненные Леонидом Ильясовичем Амирхановым – инженером-конструктором Ленинградского металлического завода, историком, краеведом и издателем военно-исторической литературы. В его книгах были приведены достаточно подробно данные об истории проектирования тяжелых артиллерийских установок, в том числе и попавших на вооружение Тихоокеанского флота. Леонид Ильясович оказал нам существенную помощь – предоставил архивные данные, включая иллюстративный материал, – за что авторы выражают ему признательность.
Много информации мы получили от ветеранов Тихоокеанского флота, служивших в железнодорожной артиллерии, которых, увы, уже нет в живых. Это контр-адмирал Николай Васильевич Страхов, полковник Федор Ефимович Беляев, подполковник Арнольд Диомидович Клименков, краснофлотец Степан Алексеевич Жилин. Много информации об оперативных ветках Владивостокского сектора Береговой обороны мы получили от капитана железнодорожных войск Якова Мироновича Зильберга, специалиста Службы пути Дальневосточной железной дороги Ивана Васильевича Завгороднева, сына одного из последних командиров 12-й морской железнодорожной артиллерийской бригады Николая Викторовича Зиновьева – Аркадия Николаевича Зиновьева (г. Москва). Всем этим людям мы благодарны за помощь и отзывчивость.
В настоящей книге, помимо архивных материалов, собранных самими авторами, а также Юрием Михайловичем Зайцевым, мы использовали архивные материалы, предоставленные Александром Владимировичем Стеховым (г. Владивосток) и Юрием Витальевичем Королевым (г. Торжок Калининской области), Денисом Николаевичем Никифоровым, Артуром Ильсуровичем Романенко и Дмитрием Алексеевичем Анчой (г. Владивосток), кандидатом исторических наук старшим научным сотрудником Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Романом Сергеевичем Авиловым, а также Николаем Владимировичем Гущенским (г. Санкт-Петербург) и Владимиром Борисовичем Щербаковым (г. Петропавловск-Камчатский), за что также выражаем им благодарность. Мы признательны участникам полевых исследований позиций железнодорожной артиллерии: Владимиру Петровичу Ипатову (г. Владивосток), Станиславу Александровичу Воробьеву (г. Санкт-Петербург) и Сергею Викторовичу Кирееву (г. Хабаровск). Во время работы над книгой мы получали полезные консультации от ряда любителей истории бронепоездов и железнодорожных артиллерийских установок, таких как Александр Плахов (г. Славянск, Украина) и ныне покойный Сергей Владимирович Ромадин (г. Краматорск, Украина), за что выражаем им особую признательность. Мы признательны Александру Владимировичу Кузьмину за предоставленные сведения о награждениях владивостокских артиллеристов-железнодорожников по итогам войны с Японией в августе–сентябре 1945 г. Мы благодарны Игорю Константиновичу Тимофееву (г. Санкт-Петербург) за предоставленную информацию о динамике состава паровозного парка, используемого 12-й морской артиллерийской железнодорожной бригадой, и консультации. Мы выражаем искреннюю признательность Глебу Евгеньевичу Ильинскому (г. Владивосток) за помощь в подготовке иллюстраций.
Среди источников информации, положенной в основу этой книги, следует особо отметить рукописные истории 5-го Отдельного железнодорожного артиллерийского дивизиона, а также 6-й и 8-й отдельных тяжелых батарей. История 5-го дивизиона авторская. Ее автором был майор Василий Гаврилович Арбузов, помощник командира дивизиона по технической части. В своей рукописи он сделал акцент на историю транспортеров, а также на историю их боевой службы с упором на описание наиболее интересных стрельб, походов, учений и т.д., отдавая должное и советской политической обрядности, но без фанатизма. Большинство изложенных событий полностью соответствовали тому, что мы узнали из архивных документов, и лишь ряд эпизодов по истории Гражданской войны был изложен совершенно фантастическим, как тогда было принято, образом. Однако технические и человеческие подробности, которые не найти ни в одном другом материале, сделали из рукописи майора-железнодорожника уникальный исторический источник. То же самое можно
сказать и об истории 356-мм/52 кал. отдельной тяжелой железнодорожной артиллерийской батареи № 6. Там на технические и исторические вопросы упор сделан еще больший, а артиллерийские стрельбы и техника описываются с такими подробностями, что совершенно понятно: над этим материалом работал очень грамотный артиллерист, опросивший многих участников событий, рассеявшихся к моменту написания этой истории по другим частям Береговой обороны ТОФ, но находящихся в доступности. Политико-пропагандистских «плясок» там ровно столько, сколько нужно для соблюдения коммунистической обрядности, и не более того. Материал уникальный, и мы с большим удовлетворением вводим его в научный оборот. По-видимому, автором рукописи был старший лейтенант Лев Нусимович Фабрикант, начавший службу на батарее еще в 1932 г. рядовым краснофлотцем и прослуживший на ней до 1943 г. С историей 305-мм/40 кал. отдельной железнодорожной артиллерийской батареи № 8, к сожалению, ситуация противоположная. Толстенная рукопись, заполненная политикопропагандистским мусором про величие дела Ленина – Сталина и прочей подобной ерундой, содержит лишь единичные вкрапления ценной информации. Труд выдает авторство какого-либо не слишком умного политработника, формально выполнившего задачу. Вместе с тем даже такая «История части» все же позволяет выявить кое-какую историческую канву, на которую потом можно навесить какие-то подробности из архивных документов, что гораздо удобнее, чем если бы ее не было совсем. Мы выражаем особую признательность заведующей библиотекой и архивными фондами Военно-исторического музея Тихоокеанского флота Галине Васильевне Рассказовой за сохранение и обеспечение возможности использования этих уникальных материалов.
При написании соответствующих разделов этой книги мы воспользовались конспектами Историй частей 5-го дивизиона и 6-й батареи как основой. Мы сделали их литературную переработку, добавили туда информацию, полученную из других источников, сделали необходимые комментарии и выводы, в чем, во избежание упреков читателей, здесь и признаемся. Но, надеюсь, они правильно поймут, что мы сделали это для их пользы.
Авторы будут признательны за все критические замечания, касающиеся книги. Их можно отправлять по адресу: Калинину В.И., ТИБОХ ДВО РАН, Пр. 100-летия Владивостока, 159, Владивосток, 690022; по телефону +7-(423)-2-75-08-45, а также по электронной почте: kalininv1957@mail.ru или kalininv@hotmail.com.
Авторы:
Калинин В.И., д.б.н., член Русского географического общества
Иванов Ю.В., член Русского географического общества
Гаврилкин Н.В., полковник запаса