Сегодня приобщился к процессу "военно-патриотического воспитания". Сопротивлялся долго, но уговорили. Владивостокское кадетское президентское училище - Филиал Нахимовского училища во Владивостоке. Там состоялось торжественное подведение итогов курсового проекта 4-й роты "Старая крепость". Как я понял, детишкам дали задание просмотреть литературу, свозили их на форт Суворова, форт "Поспелова" и форт № 12, попросили сделать рисунки фортсооружений и на Новосильцевскую батарею. Детишки попались творческие и с инициативой и нарисовали довольно неплохие акварели разных фортов, включая форт № 4 и даже погреб на м. Экипажном. Однако, подписи там ляпнули строго соответствующие тематике, вне зависимости, что изображено на рисунке. Тоннельный погреб на Экипажном стал фортом Суворова, а замечательный ступенчатый бруствер на форту № 4 - береговой батареей. Из всего этого сделали выставку картин и напечатали альбомчики в большом и малом формате. Дети подошли действительно творчески так, что ввели в заблуждение даже меня. Кадет-афророссиянин - Забе Тимоти - нарисовал вид с бруствера форта Поспелова на кофр, а на заднем плане дорисовал блок казарма-убежище для артиллерии-погреб. И я сперва подумал, что это нарисовано укрепление № 2 с передовым открытым капониром. А потом уже дома, в очках, разглядел подробности. И это правда оказалось укрепление № 2, а не форт Поспелова.
Само мероприятие было оформлено в виде спектакля - детишки представляли как они получили задание - изучить крепость - и как они его выполняют. Самая сильная часть мероприятия - художественная читка технических описаний фортсооружений. Настоящий монтаж - дети по-очереди на голоса читали куски технического текста, не предназначенного для чего-то подобного. Я был несколько в шоке, но потом решил, что дети хоть что-то запомнят, хотя это примерно тоже, что декламировать паспорт стиральной машины или кофемолки.
Действие было недолгим, примерно полчаса, потом меня попросили, как автора первоисточника высказать свое мнение о проекте - само собой, что оно было положительным - в ходе этой игры дети уж точно запомнят какие-нибудь ругательные слова типа кофр, капонир, потерна или бруствер. А потом они довольно много увидели на природе, подержали в руках книжки и если им потом это будет интересно - знают куда идти и где искать информацию.
От этого мероприятия несомненно больше пользы, чем от игрищ типа "Детская неожиданность на форту Поспелова", где детям предлагали, образно говоря, чуть ли не гениталии пририсовывать к головам на портретах военных инженеров, которых родственники прислали для увековечивания их памяти. Разница в подходах у нормальных педагогов и креативных формалистов очевидна.
Потом все разбежались, а примерно человек пять кадетов подошли ко мне сами пожать руку. Такая обратная связь с читателями была приятна. Хорошее впечатление произвели педагоги, как вольнонаемный состав, так и офицеры - видно, что они энтузиасты своего дела, это чувствуется и это не скроешь.
Слава Богу, не было никакой политики-малитики. В президентском училище нет ни одного портрета президента (видимо есть только в кабинетах руководства), ни одного плаката про СВО или Z-символики. Военные педагоги почему-то понимают, что калечить души детей нельзя, а вот гражданские, увы, не всегда!