Автор Тема: Б.Н. Славинский - Советская оккупация Курильских островов  (Прочитано 1919647 раз)

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271
Японские аэродромы жили отдельной жизнью от авиационных полков,  зачастую строились "про запас, на развитие" :) Касивабара правда немного те тот случай. Однако в расположении авиационных капониров на значительном удалении от полосы нет ничего необычного, наоборот обычная практика. Откройте в гугле зимнюю карту Матуа, там наглядно все видно. Капониры в свою очередь различались по предназначению для истребительной,  бомбардировочной и тп авиации. К вашему вопросу необходимо подойти с линейкой. К примеру размах крыла яп. бомбардировщика GM4 Betty ок 25 м, следовательно капонир будет шириной ок 30м (у меня в данный момент нет компа под рукой, но что-то мне подсказывает, что это ваш случай, проверьте) Ki-43  имел размах крыла ок 11 м, следовательно и капонир 15-20 м

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Капониры в свою очередь различались по предназначению для истребительной,  бомбардировочной и тп авиации. К вашему вопросу необходимо подойти с линейкой. К примеру размах крыла яп. бомбардировщика GM4 Betty ок 25 м, следовательно капонир будет шириной ок 30м

Как пример, G4M Betty из состава 752 авиагруппы о.Парамушир. Есть сведения об участи подразделений в авианалетах на Алеутские острова.


Оффлайн prostodum

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1352
Как пример, G4M Betty из состава 752 авиагруппы о.Парамушир. Есть сведения об участи подразделений в авианалетах на Алеутские острова.

Врядли капаониры на ародроме Китанодай для G4M.. Капониры эти какие то необычные.
Если посмотреть на обычные, к примеру на аэродроме Миёсино или Какумабэцу, то там внутренняя площадка капонира ровная, в этих же по краям глубокие ямы как раз там где примерно закнчиваются крылья самолета.
Далее. Если заглянуть внутрь ангара на эродроме Китанодай, то там по внутренним краям ангара хорошо видна земляная отсыпка, которая должна была служить опорой для крыльев самолета при длительной стоянке, чтоб предотвратить усталость металла крепления крыльев и для удобства обслуживания.
Возможно в те ямы устанавлись крыльевые поплавки гидросамолетов с такой же целью, то есть, этот комлес из двух капониров и рулежной дорожкой, возможно был стоянкой гидросамолетов.
Здесь кстати выставлялась фотография кабины гидросамолета на Парамушире, где её разбирают наши умельцы.
Вобще в армейских ВВС японии возможно было применение флотских гидросамолетов к примеру для спасения сбитых над морем экипажей "сухопутных" истребетелей?
« Последнее редактирование: 13 Мая 2013, 13:02 от prostodum »

Оффлайн prostodum

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1352
И ещё. На других армейских аэродромах Шумшу и Парамушира подобных капониров просто нет, за исключением аэродрома Китанодай в Касивабара.

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271
Говорю с линейкой надо :) . Размер укрытий, ( хотя понятие "капонир" в авиации вполне устоявшееся, но боюсь на этом форуме за него меня скоро станут колотить :). ) Так вот, размер укрытий ок. 45-50 м, достаточно не малый. Ближайшее, что приходит в голову, это действительно гидросамлет типа Каваниси Н8К, с размахом крыла 38 м, пожалуй только он мог туда вместиться раз  и  присутствовал на Курилах с начала 40-х два. Но есть несколько НО... Во-первых гидросамолету нужен гидроаэродром, слипы всякие, лебедки и тд. Во-вторых заказчиком был имперский флот, а аэродром армейский, очень уж они между собой не дружили. А чтобы армейцы имели свою гидроавиацию? не знаю примеров.... Думаю транспортники еще нужно хорошо посмотреть. Хотя флот имел, к примеру, свою пехоту. а армия свои морские транспорты.  По поводу земляных площадок, это что-то не то. У них должно быть
 другое предназначение. А фото может какое есть?

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8510
За "капонир", как укрытие для техники, никто здесь ругаться не будет. Это вполне себе нормальное употребление данного термина, это общепринято. Никто здесь не будет такие капониры путать с огневыми сооружениями фланкирующего действия.

Оффлайн prostodum

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1352
Цитировать
...Ближайшее, что приходит в голову, это действительно гидросамлет типа Каваниси Н8К, с размахом крыла 38 м, пожалуй только он мог туда вместиться раз  и  присутствовал на Курилах с начала 40-х два. Но есть несколько НО... Во-первых гидросамолету нужен гидроаэродром, слипы всякие, лебедки и тд.
Предполагаю, что там стояли H6K, задачей которых было спасение экипажей скорее всего. Возможно и в транспортных целях использовались. К стати на аэродроме в Кататаока подобных капониров тоже нет ( я говорю о размерах) а он был фолтский аэродром.
Я не знаю, имел ли Н6К возможность садиться на обычный аэродром?...
А гидроаэродромом в летнее время мог служить залив Касивабара ван. Там достаточно пологий берег и на рыбных предприях хватало лебедок.
 

Цитировать
  Во-вторых заказчиком был имперский флот, а аэродром армейский, очень уж они между собой не дружили.
На аэродроме Китанодай много находок флотского происхождения... Флотские части там точно стояли на ровне с армейскими.

 
Цитировать
  По поводу земляных площадок, это что-то не то. У них должно быть
 другое предназначение. А фото может какое есть?
Обычная утрамбованая земляная площадка... Возможно в свое время была покрыта аэродромным железом. Но по краям вырыты ямывнутри капонира,не знаю для чего, но явно не для сбора воды, потому что сами капониры имеют по внешнему периметру канаву для отвода воды. Из тех ям тоже отводы сделаны для воды.
Нет. фото нет. Капониры заросли кустами внутри.

Оффлайн prostodum

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1352
Цитата: Stran-Nick link=topic=641.
Во-вторых заказчиком был имперский флот, а аэродром армейский, очень уж они между собой не дружили. А чтобы армейцы имели свою гидроавиацию? не знаю примеров.... Думаю транспортники еще нужно хорошо посмотреть. Хотя флот имел, к примеру, свою пехоту. а армия свои морские транспорты.  По поводу земляных площадок, это что-то не то.

Ещё как бы аргумент. Аэродром Китанодай закончен строительством в 1942-43 годах.
И как вы пишите что летающие лодки Н8К появились на Курилах в начале сороковых годов. На японских схемах аэродромы Сурибачи (флот), Курабу (флот), Катаока ( флот), введены в строй в 1944г, аэродром Какумабэцу (армия) считался незаконченный строительсвом и на нём базировались торпедоносцы(!) это подтверждает допрос Цуцуми Фусаки, аэродром Миёсино о.Шумшу (армия) использовался флотом так же, введен в стой 1944г, числился недостоенным.
Выходит, что аэродром Китанодай был до 1944г единственным хорошо оборудованым аэродромом на северных Курилах, с хоршей ремонтной базой.
Предвижу вопрос об аэродроме Сиоми на озере Беттобу. Данных по нему у меня почти нет. Построен предположительно в 1943 году. Имеются там капониры со слипами, но ни одной лебедки там не сохранилось. В районе грунтовой ВПП была развитая инфраструктура аэродрома, казармы, водосборники для питьевой воды, дизельная электростанция, дрезины KATO WORKS, но подобных больших капонров тоже нет.
« Последнее редактирование: 14 Мая 2013, 10:33 от prostodum »

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Ближайшее, что приходит в голову, это действительно гидросамлет типа Каваниси Н8К
Предполагаю, что там стояли H6K

Но есть одно но, и оно существенное,  у Каваниси Н8К в прочем как и у Каваниси Н6К небыло колесного шасси которое убиралось бы в фюзеляж самолета. Колеса были всего лишь как транспортировочный аксессуар, т.е. прицеплялись непосредственно перед выходом на сушу и так же в обратном порядке, летать они с ними просто не могли.

А на счет совместного использования аэродрома флотом и армией; это есть сей факт. На Катаоке, как пример до 90-х напомню валялись останки нескольких флотских A6M зеро, одного торпедоносца B5N кейт и нескольких армейских Ki-43.

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271
Согласнен, кроме того, есть материалы послевоенного допроса офицера флота Кричи Шимада, с показаниями, что 6 разведывательных лодок Каваниси Н8К Сейку базировались на Бетобу.
Другой самолет или другое предназначение капонира, к примеру позиция для хранения и подвески авиационных? глубинных? бомб, но это уже гадание на кофейной гуще, не научно, нужны факты и артефакты.
« Последнее редактирование: 14 Мая 2013, 14:45 от Stran-Nick »