В мои руки попала интереснейшая книга Самуила Владимировича Тиркельтауба Аланды в войнах и мире. Або-Аланды и их ненарушаемый нейтралитет в войнах 18-20 столетий по документам российских архивов и историческим изданиям. СПб.: Ореос, 2008.
Здесь нет ни одной фотографии, ни олдного чертежа, а только очень плотно упакованный на 567 страницах текст, исключая список архивных дел в хронологическом порядке на 28 страницах.
Этот толстенный "кирпич" состоит из цитат архивных документов, имеющих лишь небольшие авторские логические связки, что обеспечивает последовательность и логичность изложения, несмотря на минимальное количество авторского текста. Впрочем, автор скромно именует себя "составителем", хотя составление такой великолепной подборки документов, это безусловно огромная и творческая работа.
Эта книга представляет собой большой интерес не только для любителей военной истории Балтийского региона, но также и для всех "фортечников" - там довольно много материала о русской крепости Бомарзунд и, что самое главное, наверно не менее половины книги посвящено истории создания и боевой службе Або-Оландской минно-артиллерийской позиции Морской крепости Императора Петра Великого. Этот материал очень хорошо дополняет известную книгу Л.И. Амирханова и все, кто интересуется историей береговой обороны Балтики обязательно должны эту книгу прочесть.
Особоый интерес представляет подборка документов по событиям 1917-1918 гг. - агонии минно-артиллерийской позиции в условиях революционного развала, гражданской войны в Финляндии и германского вторжения. Наиболее любопытна невероятная история спасения и эвакуации имущества Балтийского завода с острова Эре, где силами специалистов завода проводился монтаж оборудования 12-дюймовой батареи. Представитель завода инженер Власьев вооружил своих 16 рабочих (благо бесхозного оружия имелось в изобилии), объявил себя главой Красной Гвардии Балтийского завода на Оландских островах и в этом качестве, опираясь на своих людей, смог в условиях полнейшей неразберихи вывести большую часть имущества своего завода. Как представитель частного завода он проявил намного больше предприимчивости и инициативы, чем руководители строительства военные инженеры Иванов и Шелавин (бывшие производители работ по постройке сооружений Владивостокской крепости) и смог прихватить с собой еще и кое какую "чужую" технику, относящуюся к строительству.
Вывезя наиболее ценное имущество, Власьев вернулся на Эрэ, но по пути его ледокол был обстрелян германской эскадрой, находящиеся на ледоколе финские красногвардейцы сбежали на лед и по ним был открыт огонь шрапнелью. По ледоколу немцы не стреляли, поскольку он им был нужен самим. Было разбирательство, поскольку на Власьева, как на "главаря Красной Гвардии" указал кто-то из местных, но он сумел объяснить немецкому генералу, что он никакой не большевик, а всего-лишь занимался спасением имущества частного предприятия, к чему генерал отнесся сочувственно. Однако после того, как, утративший связь с реальностью, Власьев попросил разрешение продолжить вывоз техники, тот приказал его арестовать и поместить в психолечебницу в Або. Когда разбежавшиеся в суматохе рабочие смогли кое-как добраться до Петрограда, они рассказали директору Балтийского завода, знаменитому инженеру Долголенко о том, в какую неприятную историю попал его сотрудник, то тот просто написал личное письмо Маннергейму с просьбой отпустить его сотрудника, честно выполнявшего профессиональный долг, и Маннергейм, который видимо знал Долголенко еще по дореволюционному Петербургу, распорядился выгнать Власьева из Финляндии вон. Все это изложено в виде отчетов самого Власьева и его переписки с Долголенко.
Материалы о последующей военной истории архипелага намного слабее. Практическинет никакой информации о восстановлении финнами русских объектов береговой обороны, события Зимней войны 1939-1940 гг. освещаются достаточно скупо, а события 1941-1945 гг. не затрагиваются вообще, хотя в 1944 г. шхерными фарватерами архипелага пользовались советские подводные лодки, получившие выход в открытую Балтику. И тем не менее, предъявлять претензии автору не следует - должен же он был хоть что-то оставить и для других исследователей, а за сделанное им - огромное спасибо!
Есть там и кое-какие мелкие опечатки, поскольку книга была выпущена автором на свои средства и в авторской редакции, особенно неприятной является расшифровка фамилии начальника знаменитой Службы Связи Балтийского Флота капитана 1-го рана Непенина, который почему-то назван Ненюковым. Впрочем, все эти мелочи несущественны, их и очень немного и они нисколько не умаляют исключительной ценности данной книги.
Книгу можно заказать в Питере через компанию Силвер-ринг. Информация имеется на сайте компании:
http://www.silver-ring.ru/index/0-96Цена книги 500 рублей, но для столь насыщенного информацией "кирпича" это, поверьте, недорого. Очень рекомендую покупать. Тираж маленький и она скоро станет билиографической редкостью. И не факт, что мы сможем достать ее оригинальную электронную версию для размещения в Сети, но после распродажи автором тиража мы будем пытаться это сделать.
Вот обложка книги:

Интересна и личность самого автора. Самуил Владимирович Тиркельтауб коренной питерец, родился в 1920 г. Был участником Зимней войны (1939-1940 гг.), а также участником героической обороны Ханко в 1941 г. При эвакуации на печально знаменитом турбоэлектроходе "Иосиф Сталин" попал в плен и был передан финнам, был в финском плену до 1944 г., а затем был в фильтрационном лагере при угольной шахте на северном Урале. После освобождения выучился на инженера-электротехника, работал на производстве и в НИИ, стал автором более полутора десятков изобретений, в области источников света и масс-спектрометрии. Выйдя в 1994 г. на пенсию стал независимым историком и публицистом в области проблематики взаимоотношений Финляндии, России и Швеции. Несмотряна преклонный возраст, он активный пользователь Интернета, в том числе пользуется библиотекой нашего сайта.
Он дал лишь очень маленький скромный портрет на задней сторонке обложки своей книги:

Так что есть в Питере и нормальные авторы-историки и вот перед вами - скромный портрет одного из них. Коллеги, вам есть с кого брать пример!