Цитата
"По крайней мере они на бывшей росийской территории и, скорее всего, их строили еще в дореволюционные и довоенные времена. Получается, что это новая страничка в истории русской фортифкации, поскольку блокгаузы аналогичного назначения и российского происхождения известны только на КВЖД. Теперь выясняется, что и на Западе империи они были."
Смотрел дореволюционные альбомы по строительству жд. Закавказья. Каменные блокгаузы были около мостов на линии Тифлис-Джульфа и, возможно, на ветке к Карсу. Их строили одновременно с самой ж.д. Видимо, и в 1900-х гг. там было неспокойно, "абреки" всякие...
Подход к строительству ж.д. в России был до революции единым - от привислинской Польши до Порт-Артура. Широко использовались и типовые проекты на гражданское строительство.
Кстати, как мне кажется, не все блокгаузы на КВЖД русские - были и японские периода 1935-1945 гг.(например, около моста через Сунгари на главной линии КВЖД)