Автор Тема: Де-Кастринский УР. История, Личности, Фортификация.  (Прочитано 49759 раз)

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1068
Добрый день!
Уважаемый Владимир Иванович и уважаемые специалисты-фортификаторы.
Хочу предложить Вам для обсуждения тему которую пытались неоднократно обсудить здесь на форуме, но по каким-то причинам она осталась незавершенной. В обсуждениях много неточностей, как пример - цитирование воспоминаний генерала-армии Г.И. Хетагурова. В его воспоминаниях много неточностей, дело в том, что он писал, воспоминания не пользуясь архивными документами, по крайней мере, в той части, где он описывает события до начала ВОВ. Если пожелаете, я приведу неточности в ходе обсуждения темы. В ходе написания своих мемуаров он переписывался с моим отцом и немногочисленные документы, оставшиеся в нашей семье, мой отец по простоте душевной отправил Георгию Ивановичу, не сняв копий. Хетагуров скончался до издания своей работы, и документы естественно остались в его семье, безвозвратно. Восстанавливая биографию своего деда, коменданта-военного комиссара Де-Кастринского укрепленного района комбрига РОМАНОВСКОГО Прокопия Григорьевича, я основывался на документах Архивов (РГВА, РУ ФСБ по Иркутской обл., ГА СБУ, ГАХК). Много документов любезно предоставили мне В.И. Калинин, Ю. Иванов и Л. Титова.
Я частично восстановил историю создания ДКУР, его организационно-штатную структуру, историю строительства, но многие вопросы остаются неразрешенными, особенно фортификационные. Буду благодарен, если Вы поможете решить эти вопросы. Считаю, что при строительстве Де-Кастринского УР, да и Нижнеамурского, особенно проявились все разногласия между всеми военными ведомствами НКО и ВМФ, что существенно повлияло на сроки и качество строительства.
Для начала документ, частично, который пока не был еще нигде опубликован.

(ЦАМО РФ, фонд 11 пулабр, опись 457816, дело 1).

                                                      Исторический формуляр.

«Январь – февраль 1932 г. 4-й Волочаевский Краснознаменный сп 2-й Приамурской сд совершает марш из Хабаровска в Де-Кастри для формирования укрепленного района. Подразделения прибывают в Д-К 10.02 и 3.03.1932 г.
На основании приказа ОКДВА №90/32 от 10.04. 1932 г. сформировано управление Де-Кастринского УР – дислокация п. Де-Кастри.
...
Приказом ОКДВА №0047 от 7.05.1933 г. с 10.05.1933г. 4-й стрелковый полк исключается из состава 2-й сд в включается в состав УР, дислокация - п. Ново-Волочаевка.
На основании этого же приказа с 10.05.1933 г. 3-й адн 2-го ап 2-й сд исключается из состава 2-го ап и включается в состав УР, дислокация - ключ Соколинский.
На основании приказа ОКДВА №60/125 от 27.04.1932 г. при 4-м отд. сп сформированы:
- в период с 1.06 по 20.07. 1932г. – 102-й отдельный пулеметный батальон (штат 9/113);
- в период с 10.05 по 30.08.1932 г. – 1-й отдельный взвод связи (штат 9/125).
На основании приказа РВС СССР №007 от 7.03.1933 г. Де-Кастринский УР в составе:
- управление УР, 4-й отд. сп, 3-й адн, 3-й оадн БО, 102-й опб, 1-й овс, ВГ, отд. автотракторный взвод передаются в подчинение МСДВ.
На основании приказа РВС МСДВ №0052 от 25/27.06.1933 г. 3-й отдельный дивизион БО (сформированный в Кронштадте) исключается из МСДВ и с 01.06.1933 г. включается в состав УР.
Приказом РВС МСДВ №05/3 от 2/4.12.1933 года в штат Ура введено отделение главного Владивостокского военного порта (штат 36/416-Б), которое прибыло 15.06.1934 года.  Приказом ОКДВА №902 от 13.01.1934 года передано в состав ОКДВА и стало именоваться отделением Хабаровского военного порта.
В соответствии с приказом Де-Кастринского УР №089 от 27.08.1936 прибывшая минная партия с 18.08.1936 года включена в состав Ура. В сентябре 1937 года минная партия исключена из состава Ура.
4.09.1936 года прибыл 2-й отдельный дивизион торпедных катеров, место дислокации пос. Мангал.
В соответствии с приказом ОКДВА №0133 от 14.05.1937 года Де-Кастринский укрепленный район переведен на штат 9/602-Б»...

И еще один документ, который поможет уточнить некоторые неточности в биографиях.
С уважением Олег Романовский.


« Последнее редактирование: 10 Январь 2010, 02:36 by Владимир Калинин »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8021
Мдя, "исторический" формуляр составлял очень невнимательный человек.

Вот фраза, содержащая явные противоречия:

На основании приказа РВС МСДВ №0052 от 25/27.06.1933 г. 3-й отдельный дивизион БО (сформирован в Кронштадте) исключается из МСДВ и с 01.06.1933 г. включается в состав УР.
Приказом РВС МСДВ №05/3 от 2/4.12.1933 года в штат Ура введено отделение главного Владивостокского военного порта (штат 36/416-Б), которое прибыло 15.06.1934 года.


В первом предложении говорится о том, дивизион БО в июне 1933 г. выводится из состава Морских сил Дальнего Востока (МСДВ, с 1935 года ТИхоокеанский флот), но во втором предложении  говорится, что по приказу Реввоенсовета МСДВ в состав этого УРа вводится отделение военного порта. То есть сам УР по прежнему находится в составе МСДВ, но тогда введение в его состав дивизиона БО - не может быть выведением этого дивизиона из состава МСДВ.

Откровенная чепуха получается.

На самом деле было все проще - в мае-июне 1933 г. Береговая оборона Дальнего Востока (БОДВ), куда изначально входил 3-й ОАД (В Де-Кастри) была переформирована во Владивостокский УР, а все, что находилось за пределами Владивостока и его окрестностей передавалось во вновь формируемые УРы, входившие в МСДВ. Процесс этот затянулся до 1934 года.

Так что правильно - дивизион был выведен из состава БОДВ и введен в состав УРа, продолжая оставаться в составе МСДВ, вопреки тому, что сказано в формуляре.

Вообще, чем больше читаю такие формуляры, справки и т.д., все более и более убеждаюсь в очень низкой культуре штабной работы в СССР - очень много небрежностей и ошибок в документах. Поэтому надо сопоставлять разные документы, проверять все по другим источникам и т.д. Верить "на слово", штабным документам, как видно на данном примере - нельзя.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2010, 07:04 by Владимир Калинин »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2577
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
А ведь это не худший случай. Хуже - бывает.
По этому случаю, можно конечно только согласиться насчет уровня штабной службы, а вообще, это дефект принципов документооборота, наверное. Документация, на основе которой сделана справка, обычно плохо структурирована. К тому же нарыть что-то по событиям до 1938 г и после - разные вещи, после 1938г проще. Второй кампании по зачистке армии вроде как не было...

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1068
Добрый день Владимир Иванович!
Я бы удивился, если бы вы не прокомментировали этот пункт Исторического формуляра, но вы забываете о существовании еще одной структуры на Дальнем Востоке, а именно - Амурской Краснознаменной военной флотилии. Так вот 3-й оадн БО передан в АКВФ. И получалось следующее - УР в составе МСДВ, а дивизион подчинен АКВФ. В результате и МСДВ и АКВФ подчинены ОКДВА. Окончательное исключение ДКУР из состава МСДВ было произведено в соответствии с «Приказом ОКДВА №902 от 13.01.1934 года» когда даже отделение Владивостокского военного порта передано в состав ОКДВА и стало именоваться отделением Хабаровского военного порта (АКВФ). В итоге сухопутные части в подчинении ОКДВА, БО и морские части в подчинении АКВФ.
Кстати мы этот вопрос уже с вами обсуждали в переписке. Так что в записях формуляра никаких противоречий нет.
Ну а насчет штабной культуры. Вы потеряли ощущение времени. У тех кто производил записи в формуляре не было имеющегося сейчас полного среднего образования, университета и аспирантуры, а всего лишь максимум 4 класса плюс какие то курсы или двухгодичная военная школа. Они воевали и строили, а не сидели 20 лет за партой. Так что какое образование им дало государство, такую штабную культуру и получило.
Ну, еще одна выдержка из документа, которая требует комментариев специалистов.
«Ф.40442. оп.1.Д.1698. Перечень УР на 1.01.37 г.
...
Де-Кастринский УР: 3974 чел., 1325 лошадей, 37мм ПТО - 6, ручных пулеметов - 95, станковых пулеметов - 139, 76мм пушек - 22, 122мм гаубиц - 6, легковых/авто - 4, грузовых/авто - 9....

Кроме того, в составе ОКДВА имелись морские части укрепленных районов, т.ч.:
Де-Кастринский УР:
Управление 3-го арт. дивизиона береговой обороны, батареи 931, 932, 933, 934, зен-арт взвод 45мм орудий при батарее 934, метеорологическая станция, 672 чел., 33 лошади, 2 45мм, 4 120мм, 7 152мм, 4 180мм, 9 РП, 12 СП, 1 л/а, 7 г/а, 1 с/а, 10 тракторов, 1 мотокатер, 4 шлюпки-шестерки.
Кроме того, по расчету военного времени в составе Де-Кастринского УР имелись:
Отдельный дивизион торпедных катеров (управление, управление отряда торпедных катеров РУ, управление отряда торпедных катеров ВУ, 3 звена ТК РУ, 3 звена ТК ВУ, береговая база ТК, контрольно-регулировочная станция), минная партия, минный заградитель, отделение военного порта, 2 тральщика (из Сов.торг.флота), 2 сторожевых корабля, дом Красной Армии и Флота 2 разряда, военный госпиталь на 100 коек, пожарная охрана, отделение СНИС (управление, р/с 2 класса, телеграфно-телефонная станция 2 класса, линейно-ремонтная станция, 8 сигнально-наблюдательных станций, подвижная радиостанция, хоз. команда, мотокатер), минный склад. 884 человека, 8 лошадей, 6 ТК РУ, 6 ТК ВУ, 2 ТЩ, 2 СКР, 1 минзаг, 2 катера, 3 шлюпки гребные, 3 РП, 2 ЗП, 1 л/а, 6 г/а, 5 с/а, 1 трактор».
Хотелось бы получить комментарии специалистов по штатному распределению всего перечисленного.
С уважение Олег.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2010, 12:38 by Олег Романовский »

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8021
Видывали мы штабные "бамаги" всякие, иногда просто феерические, с невероятными грамматическими ошибками. Насчет причин низкой штабной культуры - там я их вроде как и не анализировал, просто отмечаю этот медицинский факт, важный в первую очередь для тех, кто пытается по этим бумагам реконструировать реальную историю.

И дело не только в отсутствии образования, но и в определенной безответственности, недооценки важности штабной работы. Видел я сводную карту расположения оборонительных сооружений (флотских) от Владивостока до Советской гавани. Вроде как вещь ценнейшая, но там ДОТы обозначены, как ДЗОТы и наоборот, номера и местоположения объектов перепутаны, ряд реально существующих объектов вообще не показан, для некоторых  объектов номера не приведены. Важнейший оперативный документ, составленный на невоюющем флоте, и такая вот колбасня! Для Хасанского, Владивостокского и Шкотовского сектора мы смогли получить данные из формулярных карточек сооружений, составленных более ответственными людьми, и выяснить как все было на самом деле, а вот для Сучанского сектора у нас таких данных нет и нам остается только поминать того "строившего и воевавшего" майора-оператора из штаба ТОФ добрым и ласковым словом. И таких примеров из нашей практики известно множество.

Еще из штабных "приколюшечек" подобного сорта - это наименование номера какого-нибудь УНР номером соответствующего УРа, особенно этим грешили кадровики.  В общем, я трачу время на перечисление подобных несуразиц только для того, чтобы все участвующие в обсуждении поняли, что нельзя реконструировать события только по какому-нибудь одному штабному документу, а нужно анализировать максимально возможное число источников, оценивать их надежность, достоверность и т.д.

Я надеюсь, что Вы-то сами понимаете, что от того, насколько качестенно ведутся все бумажные дела в штабах, определяющие кто, кому и в каком отношении подчиняется, как в мирное время, так и в боевой обставновке, во многом зависит, как результат строительства, так и боя, а также какую цену за все это придется платить, причем кровью.

Что касается обсуждаемой цитаты из формуляра, то я продолжаю утверждать, что по невнимательности штабного работника там записана совершеннейшая ерунда и ввывести дивизион из состава МСДВ, включив его в УР, который тогда в состав этого самого МСДВ входил  НЕВОЗМОЖНО.

Фрагмент касается событий именно 1933 года, а не 1934, когда УР передали в состав ОКДВА, а его сугубо морские части, включая 3-й ОАД Береговой обороны передали Амурской Краснознаменной военной флотилии - соединения, входящего в состав Морских сил РККА и подчиненного ОКДВА лишь в оперативном отношении, равно как и МСДВ.

Не понимаю, зачем Вы Амурскую флотилию вспомнили в контексте событий 1933, а не 1934 года.

Чтобы покончить с этой "автономией" после 1937 года морские части были непосредственно влиты в состав ОКДВА, а точнее 2-й Краснознаменной армии Краснознаменного  Дальневосточного фронта, а затем 2-й отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. Это недоразумение - включение морских частей в состав армии проджолжалось недолго и после формирования в составе Северо-Тихоокеанской флотилии Тихоокеанского флота двух военно-морских баз 2-го разряда в Николаевске на Амуре и Де-Кастри это безобрабразие было, наконец ликвидировано, и морские части, включая береговую артиллерию вернулись на флот, а укрепрайон, так и остался в армии, точнее в составе Особого стрелковго корпуса, переименованного в 1945 году (еслине ошибаюсь) в 16 армию (второго формирования).
« Последнее редактирование: 10 Январь 2010, 15:47 by Владимир Калинин »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2577
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Интересно, а когда сделана запись в формуляре? То что не в год отдания соответствующего приказа, практически факт, думаю, послевоенное творчество, либо в период формирования 11 пулабр, либо даже в период её расформирования. Иначе было бы точнее.

По сути: подборка приказов по ДКУРу как бы и полезная, но где там передача УРа из состава МСДВ в ОКДВА? Или одно лишь только отделение военного порта передавали в январе 1934г? Забавно так, ни с того ни с сего «вдруг» оказывается, что приказ, касающийся структуры УРа, отдает ОКДВА, и УР подчиняется, не выйдя из подчинения Морским силам Дальнего Востока.

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1068
Добрый вечер, а у вас утро!
Интересно, а когда сделана запись в формуляре? То что не в год отдания соответствующего приказа, практически факт, думаю, послевоенное творчество, либо в период формирования 11 пулабр, либо даже в период её расформирования. Иначе было бы точнее.

По сути: подборка приказов по ДКУРу как бы и полезная, но где там передача УРа из состава МСДВ в ОКДВА? Или одно лишь только отделение военного порта передавали в январе 1934г? Забавно так, ни с того ни с сего «вдруг» оказывается, что приказ, касающийся структуры УРа, отдает ОКДВА, и УР подчиняется, не выйдя из подчинения Морским силам Дальнего Востока.
Судя по почерку заполнения формуляра записи сделаны в 36-37 годах, так как далее почерк другой.
Приказ о переподчинении ДКУра в формуляр не вписан, но есть вот такой документ.
В январе 1934г. приказом РВС МСДВ №04 от 8 января 1934г. ДКУР передан в подчинение РВС ОКДВА.
(РГА ВМФ, фонд р-1090, оп.6,д.16,л.4).
Т.е. существует цепочка приказов о переподчинении.
По поводу переподчинения 3-го оадн БО - формуляр документ, а дивизион просто переподчинили. А о включении дивизиона в состав ДКУР есть отдельный приказ - Приказ РВС МСДВ №0310 от 28 апреля 1933 года. (РГА ВМФ фонд р-1090, оп.6, д.10, л.123.)
Олег.

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1068
В продолжение еще кусочек Исторического формуляра, который подтверждает моий прошлые предположения.
"В соответствии с приказом Де-Кастринского УР №00123 от 16.08.1937 года прибывшая
19.06.1937 года 50-я артиллерийская батарея включена в состав 3-го оадн БО, а 933-я батарея исключена из состава УРа в связи с убытием в состав Усть-Сунгарийского Ура.
В соответствии с Директивой НШ ОКДВА №15/1/003044 и приказа УР №0255 от 2.12.1937 года прибывшая 17 октября 1937 года 22-я отдельная танковая рота включена в состав Ура.
В соответствии с приказом Де-Кастринского Ура № 071 от 25.05.1938 года расформирован 102-й опб и сформированы: 3-я отдельная пулеметная рота (пос. Круглый); 5-я отдельная пулеметная рота (пос. Де-Кастри); южный сектор УР (пос. Де-Кастри).
В соответствии с приказом 2-й ОКА №00442 от 10.10.1939 года, приказом 2-й ОКА №00552 от 26.12.1939 года из состава Ура переданы в состав вновь формируемой Де-Кастринской военно-морской базы: 3-й оадн БО, 8-й отдельный дивизион ТК, отделение военного порта, СНИС, 68-й, 69-й военно-строительные батальоны.
В соответствии с приказом 2-й ОКА №00233 от 22.06.1940г., приказа Де-Кастринского УР №070 сформированы:
- 369-я отдельная рота связи на базе 1-го отдельного взвода связи, штат 0/937 (пос. Де-Кастри);
- 298-я отдельная саперная рота, штат 9/989 (пос. Де-Кастри);
- отдельный автотранспортный взвод переформирован в 4-й отд.а/т взвод, штат 9/809;
В соответствии с приказом 2-й ОКА №00233 от 22.06.1940 года 4-й отдельный Краснознаменный Волочаевский сп, именовавшийся 86-м сп, переименован в 432-й осп".
Олег.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8021
Ну а вот к этому кусочку формуляра уже претензий никаких, там все более или менее нормально и история УРа и его частей описана правдоподобно и вполне соответствует тому, что мы знаем из других источников. Так что нельзя верить на слово вторичному источнику, пусть это будет даже официальный исторический формуляр, а надо проверять историю по цепочке реальных приказов.

Впрочем, и в реальных приказах "пенки" могут быть еще те, как  например с Приморским УРом, который Ворошилов назвал в одном из своих приказов Владивостокским, причем уже в то время, когда существовал настоящий Владивостокский УР. Особую пикантность ситуации придает то, что оба эти УРа входили в состав МСДВ. Так это приказ наркома - документ, официальнее которого быть не может, а что взять с нижестоящих штабов и управлений!
« Последнее редактирование: 11 Январь 2010, 01:35 by Владимир Калинин »

Оффлайн Олег Романовский

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1068
Добрый день!
Ну если претензий нет,  тогда один момент о дивизионе БО, которого нет ни в одном перечне дивизионов и батарей БО.
Усть-Сунгарийский УР (на 1.01.1937г).
...
Кроме того, в составе укрепленного района морские части БО а именно – 81-й отдельный артиллерийский дивизион БО, штат 41/602-О в составе:
- 50-я артиллерийская батарея 152мм пушек (4-х орудийного состава);
- 60-я артиллерийская батарея 152мм пушек (4-х орудийного состава).
Личного состава 310 чел., 10 лошадей, 3 ручных пулемета, 8 станковых пулемета, 3г/а, 2 трактора, 1 мотокатер, 3 шлюпки-шестерки".
В июне 1937 года 50-я стационарная артиллерийская батарея 152мм пушек Канне (командир батареи капитан Резников П.С.) была передислоцирована в Де-Кастринский УР, включена в состав Де-Кастринского УР 19.06.1937г. Вместо неё в состав 81-го оадн БО была включена 933-я подвижная артиллерийская батарея 152мм пушек Шнейдера (командир батареи ст. л-нт Стрижак).
В соответствии с этим изменился количественный состсав орудий ДКУРа
т.к. 933-я батарея 3-х орудийная, а 50-я 4-х орудийная. До перемещения этих батарей в составе ДКУРа семь 152-мм орудий - после восемь. Этого ни в одном исследовании не отражено.
Олег.