Автор Тема: Финский "Баллон-бункер". Статья из Фортецы  (Прочитано 10919 раз)

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
В продолжение дискуссии на ветке про албанскую фортифкацию http://rufort.info/index.php?topic=411.msg3138;topicseen#msg3138 привожу здесь свой перевод статьи польского исследователя Ярослава Хоржемпы (Jaroslaw Chorzepa), касающейся этой интересной темы.

БАЛЛОН-БУНКЕР

Ярослав Хоржемпа, Forteca. 2007. Nr 1-2 (24-25). S. 101-103

13 марта 1940 г. закончилась так называемая «Зимняя война», которая проходила между Финляндией и Советским Союзом, и в ходе которой Финляндия утратила часть территории и наиболее важные сухопутные укрепления. Буквально через неделю по окончании боев Главнокомандующий финских вооруженных сил утвердил проект строительства новых долговременных укрепленных позиций между Финским заливом и озером Киви, которые получили название Линия Кламила-Луумики (Линия Луумики), а затем, в 1944 году была названа по приказу маршала Маннергейма как «Линия Сальпа», т есть «Ключем Финлядии» (Суомен Сальпа). Всеми фортификационными работами руководил генерал Ф.Е. Ханелл. Строительство начали 35000 рабочих, дополнительно усиленных 2000 женщинами-добровольцами из женской военной организации «Лота Свард». Также была получена помощь от 900 шведских добровольцев, которые прибыли во время Зимней войны, однако половина из них вернулась в апреле домой. В строительстве также принимало участие и небольшое число норвежских добровольцев, которые вернулись домой после нападения немцев на Норвегию в 1940 г.

Первая фаза строительства Линии Сальпа закончилась в апреле 1941 года в преддверии начала так называемой «Войны продолжения» (финны так называют боевые действия против СССР в 1941–1944 г.). Последняя фаза строительства настала в 1944 году в виду угрозы нового советского вторжения на территорию Финляндии.

Строительство Линии Сальпа потребовало намного больше сил и средств, чем Линия Маннергейма, на ней было построено около 700 железобетонных огневых позиций и ДОТов, построено между ними около 200 километров каменных противотанковых препятствий, 130 километров противотанковых рвов и около 3000 ДЗОТов. Кроме того, было построено также 254 убежища по уникальной оригинальной технологии, так называемые баллон-бункеры.



Что же отличало эти сооружения от всех прочих? Главным образом то, что эти бункеры изготавливались промышленным способом из заранее заготовленных элементов опалубки и готовых, стандартных элементов закладных частей оборудования и арматуры. Идея строительства таких убежищ пришла из Соединенных Штатов, где подобная конструкция была описана в 1940 г. Этот проект был адаптирован к финским условиям полковником Х. Рамо. Первый бункер по новой технологии был построен в 1942 году в окрестностях Петсамо.

«Баллон-бункер» строили в заранее выкопанном котловане, а в качестве формы для наружных стен убежища использовали большой резиновый баллон, наполненный сжатым воздухом. После его надувания он становился внутренней опалубкой, которую обкладывали заранее заготовленными закладными частями оборудования и арматурой, а затем закрывали конструкцию металлической, сферической по форме, конструкцией, которая образовывала внешнюю опалубку. Эта сфера собиралась из готовых элементов, удобных для транспортировки и монтажа без применения каких-то дополнительных технических средств. Подготовленная таким образом конструкция заливалась сверху бетоном. Затем, через специальные ниппеля в этой конструкции (находящиеся нижней части каждого элемента внешней опалубки) с помощью насоса откачивали воду из бетонной массы, что значительно сокращало время затвердения бетона. Уже через два часа с момента заливки бетона в опалубку можно было спустить воздух из баллона и вытащить его через входной проем, затем разобрать конструкции наружной опалубки и приступить к возведению следующего убежища. Весь технологический процесс занимал 12 часов, так что в течение одного дня с использованием этой технологии можно было построить два таких объекта. Внутри бункера, очень напоминавшего иглу, можно было разместить около 10 человек с полным вооружением, помимо нар там находилась еще и маленькая печка. Вход в объект закрывался деревянными дверями. Конструкция убежища была рассчитана на одно попадание 155-мм снаряда. Поскольку объект был полностью заглублен и его было весьма трудно обнаружить, вероятность его уничтожения была невелика.

Такую конструкцию можно считать одним их примеров новаторского подхода к полевой фортификации, при котором в нужное время и в нужном месте можно было построить большое количество убежищ, позволявших переждать массированную артподготовку, в то время как ближний бой уже можно было бы вести с открытых позиций. Такой подход был характерен для всей финской фортификационной школы, где как Линия Маннергейма, так и Линия Сальпа были в сущности полевыми позициями, усиленными лишь на наиболее важных участках объектами долговременной фортификации.

Литература:

R. Arimo. Suomen linnoittamisen historia 1918-1944. Helsinki, 1981.
I. Lansivaara, A Tolmunen. Salpa Asena – Sodan Monumenti. Salo, 1994.
T. Setina. Finske opevneni – Salpa linie, w “Novodobe Fortifikace” 1/1999.

Перевел с польского Владимир Калинин

 
« Последнее редактирование: 12 Июня 2008, 03:42 от Владимир Калинин »

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Внутри бункера, очень напоминавшего иглу...
Вот это немного не понятно (как это иглу?).
А вообще огромное спасибо!!!
И еще про Линию Сальпа в инете почти ничего не нашел :'(
Где можно посмотреть?

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Да, надо было сделать коментарий. "Иглу", это эскимосское жилище, сделанное из льда, неужели не слышали? Что-то было на фортифкэйшн, одна из экскурсий Гудошникова. А вообще, Линия Сальпа полностью музеефицирована и является популярным туристическим маршрутом. от вас, кстати, не так и далеко. Попробуйте поискать на английском Salpa Line, может чего и в сети найдете.
« Последнее редактирование: 12 Июня 2008, 11:47 от Владимир Калинин »

Оффлайн Мурзик

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
Вопросы конечно остаются. Для того чтобы бетон схватился через 2-3 часа после заливки, необходимо либо применять специальные виды цементов либо какие-то добавки.
Скорее всего необходимо использование глиноземного цемента.

Процесс схватывания глиноземных цементов обеих типов начинается уже в течении первых 45 минут после их использования в строительстве. Конечное состояние прочности и завершение схватывания глиноземных цементов происходит в течении 10 часов. Важным свойством глиноземных цементов является возможность их использования в условиях высокой влажности, так как они имеют очень высокий уровень водостойкости. Поэтому очень распространенным является использование глиноземного цемента как добавки к бетону. В результате такой комбинации бетон становится водоотпорным и его можно эффективно использовать в тех случаях, когда сооружаемая поверхность имеет контакт с водой или же когда возможны гидравлические влияния внешней среды. Также благодаря добавлению глиноземного цемента бетон становится морозостойким, защищенным от коррозии. Поэтому глиноземный цемент незаменим в процессе изготовления бетонных сооружений, плит или блоков, включающих металлическую арматуру

Кроме того, благодаря морозостойкости, которую придает бетону глиноземный цемент, такой бетон можно использовать при проведении строительных работ в условиях низких температур, например в зимнее время. Допустимым температурным уровнем бетона, включающего глиноземный цемент, является температура до – 10 градусов Цельсия. Это позволяет использовать такой строительный материал в зимнее время даже без дополнительного подогрева, ведь благодаря своему химическому составу такой бетон в процессе схватывания и твердения сам выделяет достаточное количество тепла. Высокая прочность и быстрота схватывания бетоннно-глиноземных смесей, которая происходит в течении около 18 часов, позволяет в очень короткое время вводить сооружения, возводимые с помощью этого материала, в эксплуатацию.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Да, наверно и с бетонной смесью что-то сделали, в смысле добавок или специальные сорта цемента использовали, но вот об этом почему-то финны хранят гордое молчанье, видать ноу-хау.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Да, вот и ссылка на эту самую Линию Сальпа (или Салпа): http://www.nortfort.ru/salpa/

Наверно если еще поискать, то можно найти и еще.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8386
Вот, кстати, ссылка на сайт турбюро, организующее экскурсии на эту самую линию Сальпа. Если есть Шенгенская виза, то все остальное не составит никаких проблем.

http://www.silver-ring.ru/Excursions/Salpa_Full.html

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Спасибо за информацию ((и про иглу тоже!(как то сразу не сообразил)).
И экскурсия очень даже не дорого. Жаль нет Шенгенской визы...

Оффлайн Вадим С.

  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1466
статья добавлена в библиотеку
http://rufort.info/library/horzhempa/horzhempa.html

Оффлайн Iskander

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 159
Из текста статьи остается непонятным один момент:
"через специальные ниппеля в этой конструкции (находящиеся в нижней части каждого элемента внешней опалубки) с помощью насоса откачивали воду из бетонной массы"
По законам физики вода из бетонной смеси должна отделяться сверху. Как можно откачивать воду из нижней части опалубки, где бетон как раз самый густой?.. ноу-хау?   :-\
Отход НТОТ не предусмотрен!