Автор Тема: Правильная терминология, где искать.  (Прочитано 118963 раз)

Оффлайн Добрый

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 334
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #180 : 13 Июня 2013, 19:34 »
Добрый вечер, коллеги!
В статье Владимира Каминского, про герметизирующие приспособления в ДОТах, встретился термин "гарнизон", распространяющийся на л/с, находящийся в сооружении. Справедлив ли он согласно действующим или действовавшим руководящим документам?
С уважением.

Оффлайн sezin

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 2620
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #181 : 13 Июня 2013, 23:13 »
Да, использовался такой термин.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2292
    • История с Географией
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #182 : 20 Июля 2013, 14:59 »
Подскажите!
У кого в воспоминаниях я читал про сборные комплекты ДЗОТов, которые изготавливались где то на лесозаготовках?

Там еще была фраза о том, что переодически проходила проверка правильности сборки комплекта. Работала женская бригада. Там еще была "лав-стори" с бойцом строительного отряда, который получал эти комплекты.

Спасибо
PS
Малярова посмотрел,
Хренова посмотрел159 ур просмотрел.
Может плохо искал

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8510
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #183 : 20 Июля 2013, 15:15 »
Посмотрите еще Корнева: http://rufort.info/library/kornev/kornev.html

Может быть там что-то есть, а в Малярове, насколько я помню, тоже об этом говорилось.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8510
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #184 : 20 Июля 2013, 15:19 »
Вот цитата из Корнева:

«Засечная черта»

Перед нашим выездом в Тулу состоялся военный совет Московской зоны обороны, на котором мы получили основные указания по возведению оборонительного рубежа на дальних подступах к столице. Пройдет он примерно через те же пункты, на которых мы развертывались в 1941 году. Интересен этот оборонительный рубеж с исторической точки зрения. Примерно по тем же пунктам в XVI — XVII веках проходила «засечная черта Московского государства», которая служила основной оборонительной линией против набегов татар на Москву. В 1638 году государем указывалось князьям П. Б. Черкасскому и Д. М. Пожарскому:

    «Учинить на Тульской, на всей засеке, засечный завал, чтоб был крепок и вперед прочен был и татарского прохода через него не было. А делать на засеке завал и всякие засечные крепости сошными людьми, не дожидаясь даточных людей. От поля, для всякия крепости, учинить ров около башней и острогов, чтобы башнями и острогами и всякими крепостями засечною дорогою татар не пропустить. Тульскую засеку делать с великим раденьем и поспешностью неоплошно и у засечного дела быти самим во весь день неотступно».

Сейчас в огне величайшей войны мы должны были вновь создать эту «засечную черту».

Снова мы были в Туле. Как со старыми знакомыми встретились с тульскими руководителями — Василием Гавриловичем Жаворонковым и Николаем Ивановичем Чмутовым. Познакомились с молодым и энергичным Геннадием Николаевичем Степановым — секретарем обкома партии по строительству.

Тула изменилась. Затихли заводы — их оборудование эвакуировано в далекий тыл, и на его основе там возникли новые заводы, которые уже дают оружие для [101] фронта. В городе много развалин — следы варварских бомбежек. Но туляки горды тем, что они не пустили в свой славный пролетарский город врага и преградили фашистским войскам путь к Москве.

Сейчас враг отброшен от Тулы. Наши строители побывали в освобожденных селах и деревнях, своими глазами увидели, что там натворили гитлеровцы. Некоторые населенные пункты сожжены дотла, над снегом чернеют только печные трубы. Посетили мы Ясную Поляну — усадьбу великого русского писателя Л. Н. Толстого. Враг осквернил священное для каждого нашего человека место, надругался над могилой гениального писателя. Молчаливые, гневные, обходили строители усадьбу-музей, и яростью полнились сердца.

Враг еще топчет нашу землю. Он еще близко от Москвы и готовит новое наступление. Вот почему нам нужно как можно быстрее построить могучий рубеж, который надежно обезопасил бы нашу любимую столицу.

Рубеж должен быть неприступным. Мы изучаем его схему. Никогда еще нам не приходилось выполнять такой объем работ. У нас не хватит ни сил, ни средств, чтобы справиться с такой задачей. Не хватит, если будем работать старыми методами. Нужно переходить к индустриальным методам строительства, перевести на поток изготовление железобетонных и деревянных деталей, готовить их на заводах, а на рубеже только собирать сооружения. Однако своих заводов у нас нет. Имеются походные строительные дворы с несложным оборудованием, но их мало, да и увеличить их число мы не можем — не хватит специалистов.

Единственный выход — организовать изготовление деталей на прифронтовых промышленных предприятиях. Робко заикнулись об этом в Москве — понимали, что заводы и без того перегружены. Сверх всякого ожидания ответ оказался положительным. Алексей Николаевич Косыгин предложил срочно составить план размещения деталей на ряде предприятий Московской, Тамбовской и Брянской областей.

Это предложение, признаюсь, нас застало врасплох. Мы понимали, что предприятия могут готовить только стандартные, типовые элементы, причем набор их должен быть минимальным. Значит, нужно было разработать новые сооружения, которые собирались бы из ограниченного [102] комплекта унифицированных элементов. Это очень трудное, хотя и не совсем новое для нас дело. Некоторая стандартизация огневых сооружений практиковалась уже на Волжско-Сурском рубеже. Над этим много потрудились наши инженеры Самуил Иосифович Идашкин, братья Дмитрий Дмитриевич и Андрей Дмитриевич Сергеевы, Василий Николаевич Ложников, Виктор Николаевич Бурлаков, Иван Федорович Каликин, Дмитрий Дмитриевич Балакирев, Сергей Дмитриевич Андреев, Григорий Николаевич Зезин, Беник Аветисович Алексаньянц. На этих товарищей мы возлагали теперь большую надежду. Создали им, насколько это было возможно, условия для работы. Отвели им большие светлые комнаты в штабе, размещавшемся в железнодорожном техникуме, установили чертежные столы, достали счетные линейки и арифмометры.

Это была творческая проектная и в то же время изыскательская работа. Нашу инициативу горячо поддержали штаб инженерных войск Красной Армии, Инженерное управление Московской зоны обороны и Управление укрепленных районов Генерального штаба. Из столицы приехали Сергей Иванович Ширяев, Григорий Григорьевич Соколов, Василий Александрович Квятковский, Николай Анисимович Болятко, Александр Данилович Цирлин (ныне генерал-полковник, начальник Военно-инженерной академии). Сообща обсудили основные принципы проектирования. Единодушно решили, что прежде всего нужно добиваться всемерной типизации огневых сооружений, учитывая возможность использования их для различных видов оружия. Необходимо достигнуть простоты стандартных элементов, чтобы облегчить организацию их серийного производства и довести набор (ассортимент) этих деталей до самых ограниченных пределов. Наконец, нужно разработать простые монтажные чертежи, с помощью которых строители могли бы быстро собирать сооружения на рубеже.

Все это очень важные обстоятельства. Потребовались новые чертежи. Раньше сруб дзота собирался из 100–120 деталей, настолько разнящихся друг от друга, что приходилось производить предварительную контрольную сборку сооружения — проверять, все ли как следует подогнано. После этого венцы сруба тщательно маркировались, разбирались и перевозились на место [103] установки. Стоило затеряться какой-нибудь детали или стереться маркировке, работа страшно усложнялась, так как каждый венец нужно было подгонять отдельно, а то и изготовлять заново на месте.

Прибавьте к этому, что каждый сруб дзота строился с учетом глубины его посадки, углов склонения, возвышения над местностью. Все это вообще исключало возможность серийного изготовления сооружений. Теперь от таких методов нужно было отказаться.

Ныне все строительство сооружений делилось на две разделенные временем и расстоянием фазы: детали будут изготовляться на заводах, а на рубеже будет осуществляться только монтаж.

Задача перед нашими инженерами стояла трудная. К проектным работам пришлось подключить новых людей. Большой вклад в разработку новых конструкций внесли энтузиасты-рекогносцировщики В. В. Балакирев, С. Д. Андреев, И. Н. Щербина, В. И. Толкачев, В. Н. Овчинников, Н. О. Купчинов, А. Г. Перегуда, В. В. Полюхов, М. Н. Пешковский, Э. М. Уманский, И. С. Часов, Н. В. Миронов.

Вскоре мы имели проекты стандартных сборных элементов для срубов, накатов, амбразур, пулеметных закрытых и открытых сооружений, орудийных и минометных окопов, наблюдательных пунктов, подбрустверных укрытий, крытых траншей и ходов сообщения. Одновременно были разработаны сборные типовые элементы ниш для хранения боеприпасов в траншеях и ходах сообщения, водосборных колодцев, лестниц, пулеметных столов. Были стандартизованы элементы срубов под стальные и железобетонные колпаки, которые применялись для облегченных и кочующих огневых точек.

Чтобы облегчить задачу предприятиям, мы разработали и простейшую технологию производства стандартных элементов. Заказы нами были размещены на многих заводах. Скоро методы строительства, предложенные нами, нашли широкое применение на многих фронтах.

Новое было внесено также и в земляные работы: земля из рвов удалялась уже не носилками, а небольшими транспортерами, выравнивание брустверов производилось скреперами, волокушами, катками. Взрезка верхних слоев земли осуществлялась плугами, спаренными [104] с дисковыми пилами. Для выброса земли все шире применялись взрывчатые вещества.

На тульские рубежи мы привели из Пензы 31 батальон, каждый из которых насчитывал 1000 человек, и 2 рабочих колонны, по численности равные целым бригадам. Когда к нам придет помогать местное население, колонны развернутся в многотысячные коллективы. Всю эту массу людей требовалось обучить новым методам строительства. М. В. Алексеев, М. Г. Астафьев, М. Г. Баженин, Н. Ф. Войналович, А. И. Ващенко, С. К. Хорев, В. В. Кособрюхов и другие наши командиры заблаговременно организовали учебу строителей.

В переходе к новым методам возведения сооружений большую поддержку нам оказало Главное управление оборонительного строительства Красной Армии во главе с генерал-лейтенантом Василием Федотовичем Зотовым. Особенно мы благодарны заместителю начальника по материально-техническому обеспечению полковнику Михаилу Васильевичу Кузьмину.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2292
    • История с Географией
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #185 : 20 Июля 2013, 20:12 »
Спасибо!
Нашел свой эпизод у Корнева.
« Последнее редактирование: 20 Июля 2013, 20:27 от gistory »

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #186 : 20 Июля 2013, 22:29 »
Еще раз. Помню где то было на сайте, но не смог найти.
Нужна ссылка на авторитетный источник, где введено или просто определено название ЖБОТ.

Оффлайн gistory

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2292
    • История с Географией
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #187 : 20 Июля 2013, 23:41 »






Никаких ЖБОТ тут нет

Мне кажется, что ЖБОТ это народное творчество, аналогичное СПУР. Возникло по аналогии СОТ.
Но не исключаю, что термин ЖБОТ пришел из Ленинграда, где такие сооружения были очень разнообразными.
« Последнее редактирование: 20 Июля 2013, 23:46 от gistory »

Оффлайн A_Kuziak

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 451
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #188 : 20 Июля 2013, 23:53 »
Может быть ошибаюсь, но, кажется, термин ЖБОТ появился на старом русском фортсайте для обозначения железобетонных пулеметных колпаков. В наставлениях же, которые видел лично, наименование ЖБОТ не попадалось, только железобетонный пулеметный колпак (еще наблюдательный).

Оффлайн SerAnt

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 614
Re: Правильная терминология, где искать.
« Ответ #189 : 21 Июля 2013, 00:05 »
Спасибо! Значит правильно железобетонный пулеметный колпак.
gistory, а приведенные сканы это что?