Автор Тема: Север, Мурманск, Кольский, Рыбачий, Средний, Лиинахамари и пр.  (Прочитано 74614 раз)

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2568
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Перенес кусок из другой ветки, отсюда
Хороший документ от 22 авг. 41.
Цитировать
О строительстве оборонительных сооружений
1. Возложить на НКВД СССР строительство оборонительных сооружений на участках:
а) от Ура Губы по линии к западу от железной дороги до станции Сорокская, Кировской ж.д.;
б) от Ладожского озера до гор. Осташков;
в) от Брянска до районе севернее гор. Чернигова с упором в р. Днепр у слияния Двины с Днепром.
г) от гор. Чернигова до гор. Мелитополя.
...

4. Назначить:
а) По Северному участку
От Ура-Губы до Беломорска
Начальником Строительного Управления оборонительных сооружений НКВД – тов. Царевского М.М.
Заместителем нач-ка Строительного Управления оборонительных сооружений НКВД – т. Абушенко
Главным инженером Строительного Управления – т. Зубрик К.М.

Интересно.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2568
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
С Цусимы.
Название ветки само по себе хорошее, по нашим вопросам - Береговые батареи полуострова Рыбачий и их результативность.
Уже устаканилось, что потери принято проверять по данным той стороны, которая их понесла. К примеру, финны сказали, что попали в "Киров" с батареи на Руссарэ, но в документах на этот счет голяк полный. Равно как и наоборот масса всего, повторять все это свихнешься.
В общем, вот перепост с заявленными данными, прокомментированными по нем. донесениям.

Цитировать
*22 июня 1941 г. тральщик
Безуспешно обстрелян финский РТ VIENA.

*27 июня 1941 г. сторожевой катер
В этот день батарея даже огня не открывала, ее как раз утюжили "штуки" и командование приказало на время затаиться. Потопленный финский катер был заявлен днем раньше, но в реальности это тоже не подтверждается.

*12 июля 1941 г. тральщик
Этот тральщик был засчитан на основании того, что в начале боя насчитали транспорт, 2 тральщика и несколько СКА, а потом, после некого взрыва большой силы в дымовой завесе, одного тральщика уже не увидели. На самом деле немцы за это время провели конвой в Петсамо и обратно, причем один пароход садился на мель, с него сбегала команда, потом его стаскивали и в конце концов все ушли. Не потопили никого и даже не попали.

*16 мая 1942 г. транспорт
Конвой из 3 судов, 2 МТЩ и 2 СКР прошел в Петсамо без потерь.

*17 мая 1942 г. транспорт
Те же боевые корабли, что и 16-го, увели из Петсамо другие три судна, опять без потерь.

*23 мая 1942 г. тральщик
Это была большая операция по проводке конвоя с участием матки КАТЩ BALI и ее пинасов.

*26 мая 1942 г. спасательное судно «Варде»
Интересно, почему спасательное судно? Ясно, отчего его назвали танкером артиллеристы, за его характерную компоновку с трубой на корме. Но на самом деле для каботажных теплоходов-сухогрузов небольшого размера вполне обычные размеры. Первая реальная победа артиллеристов.

*27 мая 1942 г. танкер
Это явно сидящий на мели VARDO, который добивали на следующий день.

*22 июня 1942 г. катер
Первая или одна из первых встреч с БДБ. Цель была названа "понтонный катер". Здесь на самом деле F.116 получила целых 2 снаряда, но смогла удержаться на плаву и дошла до Киркенеса.

*27 июля 1942 г, катер
Даже стрельбу не вели в этот день.

*31 июля 1942 г. транспорт, сторожевой катер
Совершали переход в 2 группах сначала 5 БДБ и один моторный тральщик, потом 4 мелких каботажника с 2 МТЩ. Никто не имел попаданий. Наши считали, что два раза попали в танкер 10000 т и утопили СКА.

*20 сентября 1942 г. самоходная баржа
3 МТЩ проводили 6 БДБ в Петсамо. 5 барж благополучно прошли в залив, одна отстала, потерялась и долго металась на подходах к фьорду. Ее наши и видели, обстреливали и два раз "потопили". На самом деле она ушла обратно в Киркенес.

*26 ноября 1943 г. сторожевой катер
Наши считали, что не дали пройти в Петсамо конвою при этом. На самом деле конвой (2 парохода и 6 МТЩ) прошел и повреждений не имел.

*Батареи № 140, 221, 232
*20 сентября 1942 г. самоходная баржа
См. выше на 2 позиции.

*24 сентября 1942 г, самоходная баржа
Не только, + еще СКА. Весь конвой был определен как 2 самоходные баржи и катер. На самом деле это были МТЩ R.151/153/154. Ни один из них не пострадал.

*29 января 1943 г. сторожевой катер
Единственное удачное попадание в это день пришлось в штабель снарядов на нем. батарее "м. Романов". Конвой попаданий не имел.

*17 марта 1943 г. сторожевой катер
Заходящий конвой вновь не понес никаких потерь, но на м. Романов прямым попаданием был уничтожен барак.

*Батареи № 140, 221
*28 сентября 1942 г. самоходная баржа
*28 сентября 1942 г. тральщик
3 МТЩ вывели из Петсамо 5 каботажников. Без потерь. Никаких барж вообще не было.

*29 сентября 1942 г. самоходная баржа
Да не одна, а три по советским данным. На самом деле увы, опять ни одной из 5.

*6 октября 1942 г. транспорт
Записан у нас как поврежденный. На самом деле не было попаданий ни в один из 2 проходивших пароходов.

*10 октября 1942 г. самоходная баржа
3 БДБ прошли в Петсамо без потерь.

*28 октября 1942 г. транспорт
Он считался поврежденным. Но опять, проходившие двумя группами суда (1 большое и 1 маленькое) никаких попаданий не имели.

*3 ноября 1942 г. транспорт
1 большой теплоход, 1 маленький и 1 танкер, все прошли во фьорд без повреждений.

*12 ноября 1942 г. транспорт
В этот день батареи вели огонь только по гавани Лиинахамари, и соответственно, никаких успехов не видели и не докладывали.

*15 ноября 1942 г. танкер
В конвое было 3 больших парохода, тральщик и 3 МТЩ. Танкер появился оттого, что снаряд попал в барак на м. Романов и тот долго горел, вот и был записан в "танкеры". Суда и корабли попаданий не имели.

*30 ноября 1942 г. транспорт «Вестзее», транспорт «Ханс Рикмерс»
Тут добавить нечего, кроме того, что главная причина гибели пароходов - мины, поставленные "мошками". Батареи их только добивали.

*28 декабря 1942 г. сторожевой катер
Стреляли по батареям и глубине фьорда, ничего потопленным не заявляли.

*9 апреля 1943 г. транспорт
В конвой попаданий не было, а на батарее м. Романов сгорело 32 заряда.

*15 апреля 1943 г. транспорт «Валенсия»
Получил 1 попадание, стоившее 1 убитого и 2 раненых. Повреждения были минимальны.

*18 апреля 1943 г. катер
Нет такого у немцев, в этот день только ALTENFELS - см. ниже.

*31 декабря 1943 г. сторожевой катер, самоходная баржа
Действительно, проходили 1 МТЩ и 1 БДБ, но ничего в них не попало.

*17 января 1944 г. самоходная баржа
5 МТЩ прошли в Петсамо и обратно, без ущерба.

25 января 1944 г. сторожевой катер
Огонь велся по данным ТПС. Конвой - 2 парохода и буксир с 6 МТЩ прошел без потерь.

*30 января 1944 г. транспорт
Одно попадание получил ПХ WARTHELAND, в борт. Лишь незначительно поврежден. В целом конвой из 3 пароходов и 7 МТЩ прошел себе в Петсамо.

*8 февраля 1944 г. транспорт
2 парохода, 5 МТЩ, без потерь.

*7 апреля 1944 г. сторожевой катер, транспорт
4 парохода, 5 МТЩ и сторожевик тащил на буксире финский сторожевик TURJA. Без ущерба.

*15 июня 1944 г. сторожевой катер, транспорт
2 парохода и лихтер под охраной 7 МТЩ. Без ущерба, только PALOMA имел небольшие осколочные повреждения, непонятно, от снарядов или бомб.

*28 июня 1944 г. транспорт «Вулкан»
Ну, тут ясно. Конвой был очень большим, план прохода - сложным. Кроме утопленника, близкий разрыв снаряда проделал дыру в борту парохода TRANSPORT.

*1 августа 1944 г. сторожевой катер
Нет данных ни о чем подобном.

*Батареи № 140, 221, 232, 858
*8 апреля 1943 г, транспорт
Из состава конвоя, входящего в Петсамо, пароход TROSTBURG имел попадание снаряда в угольный бункер. Но огня не возникло, кроме дыры в борту над ватерлинией никакого вреда.

*Батареи № 140, 221, 858
*18 апреля 1943 г. транспорт «Альтенфельс»
1 попадание, небольшие повреждения. Это была отвлекающая операция - в это время севернее Рыбачьего минзаг BRUMMER ставил мины, наши этого вроде не заметили.

*Батарея №140
*31 октября 1943 г. сторожевой катер
Заходил конвой из каботажных судов, потерь не имел.

*Батарея № 210
*17 июня 1944 г. транспорт
Не было конвоев, только  обстрел гавани Лиинахамари, без попаданий.

*Батареи № 140, 210, 221
*28 июня 1944 г. транспорт
См. выше, про TRANSPORT

*21 августа 1944 г. сторожевой катер
Не было ничего такого.

*РАЙОН ВОЗДЕЙСТВИЯ — У ПОЛУОСТРОВА СРЕДНИЙ
*Батарея № 210
*4 ноября 1941 г. мотобот
Это невозможно - батарею поставили только в 1944 г.

*РАЙОН ВОЗДЕЙСТВИЯ — ЛИИНАХАМАРИ
*Батарея № 210
*5 сентября 1944 г. транспорт
Это был не транспорт, а недавно пришедший в Лиинахамари сторожевик NT.05 TOGO, переделанный в минзаг. Он должен был выставить заграждение "НаКи II". Корабль получил снаряд под ватерлинию и утонул бы, если находился в море. А так мины с него перебросили на финский RUIJA, ТОГО посадили на мель около Трифоны, где его экипаж кое-как подлатал.

*27 сентября 1944 г. танкер
В этот день была только арт. перестрелка между батареями.

*Батареи № 140, 221, 210
*19 августа 1944 г. транспорт
Этот бой был довольно удачным, только никаких транспортов не было в этот момент на входе в Петсамо. Отряд немцев состоял из 8 МТЩ, упомянутого чуть выше ТОГО, лихтера NORD 32, финского СКР TURJA и БДБ F.226. Наши смогли попасть в R.310, проделав ему большую дыру в правом борту. Было 2 убитых, другой МТЩ уволок подранка в Киркенес. На лихтере осколки издырявили центральную секцию, но экипаж смог отстоять судно с помощью пожарных насосов. БДБ тоже насчитала в носу пару десятков осколочных пробоин.

*23 августа 1944 г. баржа «Аллагэ»
В этот день 104 ПАП и 140 батарея вели огонь по нем. 210-мм батарее с помощью самолета-корректировщика. Видимо это он доложил о барже, а потом кто-то выдумал для нее название. На самом деле немцы пишут только о 200 зарядов, сгоревших у них на батарее.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2568
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Есть один вещ, вроде как касающийся (а может быть все же нет) северных батарей.
Переснят на одной из северных помоек - альбом чертежей к посту СМ-30-Б. Это передвижной дальномерный пост, с раскладывающейся мачтой и 4-м дальномером.
Гугло ответствует, что сей девайс проектировался к мобильной 152-мм установке СМ-9-1 (кч МУ-2 МБ), которые существовали в количестве 4 шт, служили в р-не Севастополя.
Правда, некоторые источники указывают, что этот же КДП использовался для 130-мм СМ-4-1.
В общем, "от чего-то такого".
Забирайте кому антиресно.
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 11:18 by Ivanoff »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2568
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Поскольку обсуждаемый с фортоведа вопрос (у нас здесь http://rufort.info/index.php?topic=433.msg31139#msg31139 ) касается совершенно конкретной батареи на Кильдине, разнице высот на её дальномерных постах и дальневосточных аналогиях, отвечу здесь (свой пост в ветке о форуме фортоведов прибью).
А то потом хрен найдешь, кто где чего писал - тематику лучше не рвать.

Stas-Vorobiev   
Цитировать
Владивостокские КП располагаются на гораздо больших отметках. Метров 100-200 - норма. А туманные посты там же - насколько помню, это отм. 30-50 м.
Тут же на Кольском п-ове, если судить по фото, отметки несравненно ниже и разница между "высокой" и "низкой" посадками может достигать метров 15-20... Ну, максимум 30.

То есть довольно существенно различие местных условий для "гаданий по аналогии".


Ответ от Владимир Калинин
Цитировать
Местные условия и на ТОФе везде разные. На том же Аскольде главный КП даже ниже огневой позиции, над обрывом (ну, наверно сотня метров там есть, но не 200), а вот туманный пост там практически у самого уреза воды.

Так что главное - функция дальномерного дворика у уреза воды понятна - это туманный пост, ну а детали действительно определялись местными условиями, не зная которых, можно только гадать, хотя и это занятие не бесполезное. просто эти условия надо хорошо знать.

Да, получил в личку сообщение от одного из коллег с Фортоведа, что РЛС "Шкот" была и на Красной Горке. Так что и это вовсе не "дальневосточная специфика" или выдумки, просто давно это все очень было.


А теперь от меня:
Участник Stas-Vorobiev забыл о перепадах высот на Русском и проявил незнание реалий острова Кильдин. Отписал на фортоведе.
Коротко - на Русском разница между ГКП и "низкими" ЦУПами и туманными постами куда меньше, чем на Кильдине.
ГКП ББ 981 - 91м ("низкие" ЦУПы на о.Рейнеке и м.Каразина о.Русский - ок. 20-25м и ок. 35м)
ГКП ББ 10 (Кильдин) ок. 250м (написано 253).
Высоты, где на восточном побережье Кильдина 130-мм батарея над обрывом - явно за 100м, там что-то ок. 120 по горизонталям, т.е. тоже разница хорошая, и про низкие/высокие посты есть прямой смысл думать.

Для пресечения всяких недоговоренностей о местности - карта. Это 50-ка с тырнетов.
Вот полноразмер (3,8Mb) склейки по Кильдину (исходники для склейки попятил наверное с сайта kildin.ru),
вот вариант тоже вроде бы читаемый, но поменьше:
« Последнее редактирование: 24 Март 2013, 05:39 by Ivanoff »

Оффлайн stas-vorobiev

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 247
А теперь от меня:
Участник Stas-Vorobiev забыл о перепадах высот на Русском и проявил незнание реалий острова Кильдин.

Насчет о. Кильдин - совершенно справедливо. На местности не был, материалов не собирал.
Учитывая то, что общение на форуме - это вещь в некотором смысле "менее обязывающая", чем, к примеру, написание статей, счел возможным высказать мнение опирающееся исключительно на впечатление от фото. Ошибся. Меня поправили.

А вот по поводу "забыл о перепадах высот на Русском" - этого я от тебя не ожидал. Ибо это смахивает на высосанный из пальца поклеп.

Коротко - на Русском разница между ГКП и "низкими" ЦУПами и туманными постами куда меньше, чем на Кильдине.
ГКП ББ 981 - 91м ("низкие" ЦУПы на о.Рейнеке и м.Каразина о.Русский - ок. 20-25м и ок. 35м)
ГКП ББ 10 (Кильдин) ок. 250м (написано 253).

Во-первых, даже эти данные я бы не сказал, что противоречат моему обобщению.
91 м вполне тянет "примерно на сотню", и приведенные тобой отметки туманных постов тоже довольно близки.

Но, главное, почему только Ворошиловка?
А как же КП 982 батареи на 10 форту с отметкой чуть более 150 м?

И потом, я, говоря о "владивостокских КП", имел в виду конечно не только Островной СБ (ибо какой смысл так ограничивать георгафию при сранении разных ТВД ?)
Естественно я имел в виду более широкую географию района Владивостока. То есть ВМОРа...
Тот же Аскольд, м. Гамова.
На первом КП располагается, я полагю уж никак не ниже сотни (извини, но времени искать карту нет), а на Гамома - это гарантировано чуть более 200 м.

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2568
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Главный объект, для которого по большей части и лепили доп. посты в ВСБО - ЦУПы и ГБД - это 981-я. Строго говоря, неизвестно, что получили бы 180-мм батареи ВСБО, если бы не Ворошиловка. (Т.е. теоретически все были не против оснащения тум. постами и прочими ништяками, планов было громадьё, но с реализацией как-то не очень задалось.) Раз оно все исходно для 981-й строилось, то с её КП и сравнивать, в первую очередь. И с этим КП все оказалось с точностью до наоборот: ТОФовский пример самый слабый в плане разницы высот КП и тум. постов, а на Кильдине разница максимальна.

Хотя в целом да, радикального отличия схемы нет. Только с туманными постами на ТОФ было негусто - и в этом смысле их постановка в сравнительный ряд с оговорками. Пока потрогать можно только Аскольд.  Остальное я откинул просто по преимущественному отсутствию данных по наличию на них, как обособленных объектах, этих дополнительных девайсов.

Да, самый высокий КП 180 мм батареи на ТОФ - похоже, 934-я (ок. 245м), потом 110-я (234м), остальное ниже 200 м, включая Гамов с Аскольдом.

Оффлайн stas-vorobiev

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 247
Хм... По м. Гамова хотелось бы уточнить.

Та большая постройка с броневым колпаком, о которой мы полагали, что это и есть КП батареи, расположена на отм. выше 200 м. По крайней мере если верить топооснове 1 : 25 000, которой я пользовался.
Дальномерный дворик находится в тылу от нее. Там же еще одна постройка с бетонной рубкой, которая, как я подозреваю, является одним из ранних КП батареи. Эти сооружения метров на 10-15 были выше "большой постройки".

Впереди же ее был еще один объект с бетонной рубкой, который также наверняка является одним из ранних КП батареи. Если верить карте, он ниже. Но по памяти кажется там что-то вроде горизонтального гребня.

Так что ты имел в виду насчет того, что гамовский КП ниже 200 м? Мы в материалах к КР-1 неправильно посадили объекты КП на топооснову?
__________

Но гораздо интереснее другое: за прошедшее время удалось ли точно идентифицировать все упомянутые объекты?
"Большой объект" когда и для чего построили?

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8006
"Большой объект" - это ПОСЛЕВОЕННЫЙ КП, в войну его не было, почему и пришлось ТАД в одном из башенных блоков ставить.

Оффлайн Colonel

  • Jr. Member
  • **
  • Сообщений: 84
Правда, некоторые источники указывают, что этот же КДП использовался для 130-мм СМ-4-1.
В составе батареи консервации (четыре СМ-ки) на Кильдине был такой.
Вот верхняя крышка от него (фото отсюда - http://urban3p.ru/object8746/gallery/)

А вот дальномер, похоже от него

http://fotki.yandex.ru/users/brav-vmf/view/628969/

http://fotki.yandex.ru/users/brav-vmf/view/628968/

Ну и штамп на описании - кильдинского полка.

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8006
Да, на Фортоведе продолжается дискуссия о маленьких КП с железобетонными рубками. Все вроде как разобрались, что там облицовка шлаком и, следовательно, эти сооружения сделаны для РЛС, но увы и ах, когда не хочется видеть очевидного, то возникают совершенно невероятные фантазии:

http://fortoved.ru/forum/index.php?t=msg&th=2428&prevloaded=1&rid=0&S=6718f271cbd8baf4e1a0bd141448677c&start=50

Re: БО СФ [сообщение #44071 ответ на 44066 ]    пн, 25 марта 2013 02:37 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Dmb-2007
      
ПаВлиН писал(а) вс, 24 марта 2013 20:25

Вообще говоря, хотелось бы вернуться к первоначальному вопросу насчет двух построек для каждой 180 мм батареи Rolling Eyes
Тему как назвал? Теперь терпи Smile
Я не знаю как выглядит пост ГБД. Может они?


Ну какое еще ГБД на Северном флоте? Их на весь ВМФ СССР было три штуки - на 30-й батарее в Севастополе, на 333-й батарее на Балтике и на 981-й на ТОФ. Еще одна схема, которую хотели монтировать на Красной Горке, так и не была установлена.

Товарищ полковник, ну просто удивляет иногда Ваше нежелание прочесть наш букварь на эту тему (кстати, в соавторах есть тоже полковник, только по боеприпасам и родственным вопросам спец.), который можно скачать вот отсюда совершенно бесплатно: http://rufort.info/library/kr3/index.html

Там и чертеж типового поста ГБД есть (на ЧФ были точно такие же) и пояснение, как это самое ГБД, а точнее полная схема ПУС обр. 1929 г. работала, как это все аппаратно оформили и вообще много всего интересного.

Неужели я зря глаза портил, разбирая скверный ксерокс с мануала 1937 г.? И в архивах целая команда работала и чертежи там не слабенькие, причем все обмерные, и денег я в этот проект своих личных (живу на зарплату научного  сотрудника) в свое время вбухал кучу - и вот на тебе - даже за бесплатно не хотят это все читать!

Как профессиональному научному сотруднику (правда в другой области), мне это непонятно. 

Или это действительно такой изощренный троллинг?