РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 41 - «Исходящая корреспонденция 1945 года»:
Лист 200. Донесение наркому внутренних дел Союза ССР Л.П. Берия № 17/00398 от 11.06.1945 г.: «Совершенно секретно:
10.6. с.г. в 11 часов со стороны моря появились 4 самолета типа «В-25», которые нарушили государственную границу Союза ССР в районе мыса Лопатка (полуостров Камчатка), в 11 часов 05 минут скрылись в направлении японских островов Курильской гряды.
В тот же день в 4 часа 20 минут со стороны Курильской гряды появились 4 самолета, которые нарушили границу в районе мыса Лопатка.
Во время полета над нашей территорией эти самолеты были обстреляны огнем береговых батарей Тихоокеанского военно-морского флота, в результате чего один самолет был сбит.
Осмотром места падения самолета обнаружены трупы полностью сгоревших американских летчиков и остатки разбившегося при падении и сгоревшего самолета типа «В-25».
Доложено: тов. Сталину, тов. Молотову; информированы: тов. Вишневский, тов. Антонов.
Начальник Пограничных войск НКВД генерал-лейтенант Стаханов».
Как бы в продолжение;
10 июня 1945 года (камчатское время) восьмерка американских В-25 из 77 бомбардировочной эскадры с острова Атту вылетели на бомбежку целей на острове Атласова (Алаид, Araito). Эта операция была задумана для отвлечения внимания японцев от подхода американских кораблей к южной оконечности Парамушира для арт. обстрела. Первую четверку B-25 вел Edward Irving. По пути на цель он осознанно провел самолеты над оконечностью мыса Лопатка. На возражения от одного из ведомых экипажей Irving дал приказ поддерживать радиомолчание. Стрельбы с земли не было. На обратном пути бомбардировщики были атакованы японскими истребителями с Шумшу, и уходя от огня, опять попали в советское воздушное пространство. Раньше в таких случаях советские зенитчики стреляли сзади по курсу американцев, чтобы отогнать преследующих японцев, но в этот раз снаряд попал в центральный бензобак самолета Ирвинга (B-25J, tail No 44-29148), который взорвался в воздухе. Все 6 членов экипажа погибли и были захоронены советскими солдатами. Бумажник Ирвинга позже был передан командиру группы американских летчиков (Hubert Winter), интернированных в Петропавловске с 11 мая по 17 июля 1945 года.
Вот имена американского экипажа, сбитого 10 июня 1945 года огнем 945 зенитной батареи на мысе Лопатка:
Captain Edward J. Irving, Pilot
Captain Nathan R. Riser, Bombardier-Navigator
2nd Lieutenant Orvil M. Lord, Co-Pilot
Staff Sergeant Roland R. Ernser, Gunner
Staff Sergeant Frederick A. Lang, Engineer-Gunner
Corporal Leslie C. Denton, Jr., Radio Operator