Автор Тема: Цитадель-18. Рецензия и обсуждение  (Прочитано 13011 раз)

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380


Итак, до берегов Тихого океана дошел, наконец, восемнадцатый выпуск альманаха, а точнее сборника статей по истории фортификации и военно-морского флота  «Цитадель». Можно сказать, что данный издательский продукт, в целом, оправдывает высокое звание сборника статей по истории и, в общем, соответствует высоким стандартам добротной научной и научно-популярной литературы. Тем не менее, там все же есть к чему придраться по мелочи, и рецензент обязательно это сделает.

Итак, немного об оформлении и полиграфии. Макет хороший, простой и без дизайнерских изысков, но книгу приятно читать и рассматривать достаточно крупные иллюстрации. А вот качество полиграфии немного подкачало. Обложка, выполняющая одновременно роль цветной вкладки вроде бы и неплоха, но по цвету явно ушла в кукую-то мутную серо-зелень. Качество печати фотографий и полутоновых рисунков тоже оставляет желать лучшего. Сдается мне, что здесь имеется фирменная ЧПХ, своего рода ноу-хау питерских полиграфистов – использование калечной печати, вместо пленки. Экономия при этом копеечная, но впечатление от продукта такая печать иллюстраций портит очень сильно. Да и на ламинированную обложку можно было бы раскошелиться, что удорожило бы себестоимость продукта рубля на два или даже три, но не более того!

Сборник открывается статьей кандидата исторических наук М.Ю. Данкова из Петрозаводска «Зело желали исполнить…» (об атаке шведской цитадели Нотебург в октябре 1702 года). В статье подробно описывается история «Орешка» до момента его взятия Петром I, а также очень интересно описывается техника этой весьма сложной боевой операции, включавшей в себя скрытый выход русской армии по т.н. «Государевой дороге» к Онежскому и Ладожскому озерам, надежное блокирование крепости, как с востока, так и с запада, инженерную подготовку артиллерийских укреплений на берегах Невы, бреширование стен крепости огнем этих батарей, после чего и последовал успешный штурм, заставивший неприятеля сдаться. Здесь особенный интерес представляет оценка автором очень важной роли инженерной и артиллерийской подготовки атаки.

Две статьи доктора исторических наук Г.А. Гребенщиковой из Санкт-Петербурга «Азовская флотилия и южные крепости России при Екатерине II», а также «Русско-турецкая война 1787–1791 годов: Кинбурн и Очаков» будут очень интересны всем, кто интересуется историей присоединения причерноморских территорий к Российской империи. Серьезные фундаментальные работы, ничего про них больше сказать не могу, а потому не буду.

Очень интересна для всех любителей истории фортификации, артиллерии и флота работа Л.И. Амирханова (город, в котором обитает автор, почему-то в выходных данных статьи не указан) «Бомбардировка Александрии 11 июля 1882 года». Эта бомбардировка была весьма любопытна в техническом отношении. Дело в том, что к началу 80-х годов флоты мира, не исключая английский, носили весьма разнообразное и зачастую несовершенное артиллерийское вооружение периода перехода от гладкоствольной артиллерии к нарезной. В частности, у англичан значительная часть наиболее тяжелых орудий была нарезной дульнозарядной. А у их противников – египтян – береговые укрепления были вооружены гладкоствольными орудиями, а современной нарезной артиллерии было относительно немного, уровень подготовки артиллеристов был слабый. Фортификационное оборудование артиллерийских позиций также было разнообразным. Тут были и земляные батареи, были и казематированные многоярусные.

Перевес сил англичан был настолько велик, что бомбардировку укреплений Александрии можно было считать широкомасштабными полигонными опытами по определению реальной скорострельности и боевой эффективности корабельных орудий, а также сопротивляемости их огню береговых фортификационных сооружений.

Египетская артиллерия (современные орудия) добилась несколько попаданий в английские корабли, но нанести сколько-нибудь значительные повреждения атакующему флоту не смогла, и была приведена к молчанию. В ряде случаев англичане подбивали орудия, в других случаях выводили из строя прислугу, иногда пробивали пороховые погреба.

За этим невероятным экспериментом наблюдали корабли различных морских держав, включая российские, и их артиллеристы составляли подробные отчеты об увиденном.

В статье приводятся данные о конкретных боевых повреждениях каждого форта и батареи.

Интересен вывод одного русского артиллериста, сделанного по результатам этой бомбардировки, что в реальном бою с настоящим противником флот может позволить себе лишь кратковременные атаки береговых укреплений и что поэтому никакой даже самый мощный флот не сможет разрушить земляные долговременные батареи до такого состояния, чтобы полностью выбить установленную там артиллерию.

Статья написана на базе различных иностранных и отечественных опубликованных материалов, не всегда доступных читателю. Единственным недостатком статьи является некритическое переписывание старых источников, имеющих погрешности перевода. Так, в статье указано, что один из фортов был соединен с другими «работами» земляным валом или что-то вроде этого, хотя тут совершенно очевидно, что просто слово «works» было ошибочно переведено, как «работы», вместо укрепления. Такие вещи было бы желательно поправить. Статья вполне нормально иллюстрирована фотографиями английских кораблей и схемами укреплений с нанесенными боевыми повреждениями, заимствованными из старой литературы.

В целом, статья весьма неплоха.

Продолжение рецензии следует


« Последнее редактирование: 03 Апреля 2011, 11:42 от Владимир Калинин »

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Следующей статьей сборника является материал Сергея Аркадьевича Пивоварчика, доцента Гродненского университета им. Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь "Из истории Гродненской крепости: Четвертый форт". Почему-то Сергей Аркадьевич здесь назван кандидатом исторических наук, хотя это не так. Он вообще-то доктор исторических наук, а не кандидат, редакции надо было проверить его ученую степень хотя бы по Интернету (поиском в Гугле это определяется влет)

Текст этой статьи мне, в общем, знаком, ибо он был написан в то время, когда я имел несчастье влопаться с подачи Стаса Воробьева в «гостевые редакторы» Цитадели. Это продолжение материала того же автора, напечатанного в Цитадели № 12, когда он действительно был кандидатом исторических наук. В статье подробно рассказывается о проектировании и строительстве форта, а также об участии его в боевых действиях. Форт представлял собой крайне любопытное сооружение. Он был вписан в песчаный холм так, чтобы не менять его формы, поэтому имел форму неправильного пятиугольника. Его предполагалось снабдить двумя кофрами, один из которых должен был быть двойным. При его проектировании отказались от постройки казематированной казармы и решили построить под фортом тоннельную казарму «по типу владивостокских пороховых погребов». Основным боевым органом форта был стрелковый бетонный бруствер с подбрустверными галереями, барбетами  и убежищами для противоштурмовых орудий. Кроме того, в горже предполагалось построить еще два кофра, служивших выходными блоками. Автор почему-то называет их казематированными траверсами.

Бруствер был реально построен. Кроме того, к форту с левого фланга вплотную примыкала позиция в виде оборонительного гласиса с бетонными убежищами. Так что форт этот был явно нетиповой и строился несомненно под влиянием владивостокских фортов.

Кроме того, интерес представляет устройство линии огня, где позиции для стрелков разделены траверсами, защищавшими людей от продольного обстрела. Во Владивостоке, например, такого нет, но там имеются подбрустверные ниши для укрытия стрелков, чего на форту № 4 не было. Что-то подобное я видел в Новогеоргиевске, но там на части фортов такая «зубчатка» на линии огня имеется, а на части – вообще ничего на бруствере нет, ни ниш, ни траверсов.

На бруствере форта № 4 имеется сохранившийся броневой колпак для наблюдательного поста.

Из боевых действий наиболее интересен момент с заклиниванием входного люка броневого поста телом убитого наблюдателя. Дело в том, что автор называет колпак сборным, но если верить Пержику, то при разработке сборного колпака учитывали возможности такого развития событий и вместо стального листа с люком, образующего дно колпака устраивали перекрытие из слоя досок, которые можно было легко поддеть снизу ломиком и уронить внутрь, расширить входную щель и вытащить раненного или убитого. Поскольку здесь такого не произошло, то видимо статья Пержика не учитывает всего разнообразия модификаций реально произведенных колпаков.

Заклинивание наблюдательного поста сыграло в неуспехе обороны весьма существенную роль. Лишенные возможности наблюдать за противником ополченцы, составлявшие гарнизон форта, категорически отказывались выходить на позицию боя и отсиживались в подбрустверной галерее. Поскольку потерна в тыл, по которой мог бы осуществляться скрытый выход из форта, построена не была, а сам форт и все ближние подступы интенсивно обстреливались артиллерией, то гарнизон отказался даже отойти с форта, предпочтя сдачу в плен риску погибнуть при отходе. В результате с форта смогло уйти только несколько офицеров. Попытка подрыва форта была пресечена гарнизоном, поскольку ополченцы перерезали всю проводку, ведущую к заложенным зарядам взрывчатки. Интересно, что шкурничество со стороны гарнизона, передавшего форт немцам в целости и сохранности, не нашло вознаграждения со стороны противника и гарнизон был уничтожен немцами поголовно.

Автор прослеживает дальнейшую судьбу форта и вообще Гродненской крепости, упоминая о предвоенных планах включения ее в состав тыловой полосы 68-го Гродненского укрепрайона.

Работа крайне интересная, написанная квалифицированным историком на базе весьма широкого круга источников, начиная от архивных документов и заканчивая опубликованными воспоминаниями, в том числе и опубликованными в Польше.

Теперь о недостатках работы. Работа была существенно расширена по сравнению с тем вариантом, который я видел и это хорошо. Однако, работа не проходила повторное внешнее рецензирование, что привело к ряду некоторых погрешностей.

Так, автор описывает форт № 4, как часть некоей группы, в которую кроме форта входил еще и ряд опорных пунктов. Однако он совершенно не упоминает в тексте, а что же они собой представляли. Вместо этого он приводит фотографии с фрагментом стрелкового бруствера с загадочной подписью «Малый форт опорного пункта № 8. Стрелковый бруствер». И как это надо понимать? То, что опорный пункт был сложным сооружением группового характера и имел какой-то малый форт в качестве ядра? Крайне маловероятно! Здесь скорее всего имелось в виду, что опорный пункт сам является малым фортом. Это вполне возможно, но что именно имелось в виду на самом деле, остается только гадать. Также непонятно, откуда взялся этот "косяк" в подписи. То, что это сделал автор, который достаточно давно в теме – маловероятно. Наиболее вероятно, что это вредная самодеятельность редактора.

Автор пишет применительно к Гродненской крепости «Все казематированные помещения фортов имели мощные слоистые конструкции (снизу слой железобетона, затем слой песка, и сверху слой бетона)…». Это утверждение совершенно не соответствует действительности. Таким образом строились лишь горжевые казематированные казармы, каковых в Гродно не было построено ни одной. Брустверы с подбрустверными галереями возводились из монолитного бетона с противооткольной одеждой потолков в виде сплошного набора стальных двутавровых балок, либо гнутых швеллеров на асфальтовой прослойке. Никаких песчаных прослоек там не было, равно как и слоя железобетона, то есть жестко армированного бетона с горизонтальными и вертикальными связями. Форты Гродно (за исключением форта № 4) подрывались при отступлении, устройство покрытий, как монолитных бетонных в результате вполне отчетливо видно, автор почти наверняка все эти развалины лично облазил, но вот соотнести свои наблюдения с литературными описаниями казематированных построек, увы, не смог.

Немного об оформлении работы. В свое время коллега ava сформулировал в частной переписке, что нормальнахя характеристика фортифкационного сооружения должна включать в себя хороший максимально подробный чертеж, подробное текстовое описание, а также фотографии. Если какого-то из этих компонентов не хватает, то читатель просто не поймет о чем речь.

В данном случае автор заменил текстовое описание цитатами из оригинальной пояснительной записки к проекту форта, и это было бы хорошо, но затем он дает информацию о том, что проект несколько раз пересматривался, и описание окончательного варианта проекта форта не приводит. Нет у него подробной информации о том, что же на форту было реально построено, как были устроены убежища, барбеты, где предполагалось держать противоштурмовую артиллерию и т.д.

Автор приводит архивный чертеж 1913 года, но он слишком мелкий и неразборчивый, а дать указание издателю опубликовать этот чертеж размером на всю страницу, что могло бы хоть как-то улучшить ситуацию, автор почему-то не догадался. А ведь место в сборнике имеется. Так на стр. 100 дается крупная фотография, где показаны маскировочные работа на Заречном форту Осовецкой крепости (напомню, что в статье описывается форт № 4 крепости Гродно). Впрочем, поскольку гарнизон Осовца отступил в Гродно и принимал участие в обороне и этой крепости, то появление этого, в общем, совершенно ненужного в статье фото можно хоть как-то оправдать. Но на той же странице дана почтовая открытка с фотографией вокзала в Брест-Литовске! С тем же успехом я мог бы предложить издателю опубликовать в этой статье открытку с трамваем во Владивостоке – тоже очень красиво будет и столь же к месту!

Вот дать бы на эту страницу целиком архивный чертеж, а совершенно ненужные картинки выкинуть из статьи, и было бы все намного лучше. А то на данном чертеже невозможно, например, углядеть обозначенные пунктиром тоннельную казарму и потерны и вообще разобрать детали. Кстати, сам чертеж противоречит описанию – автор говорит о двух кофрах, но на схеме их показано четыре, включая два горжевых. Может быть именно горжевые кофры автор называет «казематированными траверсами»? Остается только гадать.

Современные фотографии и старинные открытки дают некоторое представление о состоянии форта, но ни одного обмерного чертежа, показывающего более подробно те или иные фрагменты подбрустверной галереи, убежища и т.д., увы, автором не представлено.

Таким образом, статья, как исторический очерк, выполнена отлично (а кто бы сомневался в профессионализме доктора исторических наук), но вот по части описания фортификационных сооружений, как таковых, она оставляет желать много лучшего.

Продолжение следует
« Последнее редактирование: 03 Апреля 2011, 08:00 от Владимир Калинин »

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Статья В.Ф. Ткаченко (Санкт-Петербург) «Основной материал в бетонной фортифкации. Часть вторая. Бетон» представляет собой, в общем, полезную компиляцию преимущественно из известных работ Яковлева и Хмелькова, существенно дополненную архивными данными об опытах на рифе Кронштадтской косы (где впоследствии возвели форт Риф), не введенными ранее в научный оборот.

Статья написана живым интересным языком, может быть полезной широким кругам любителей истории фортификации, однако автор все же путается в понятиях и терминах, касающихся различий между железобетоном – жестко армированным бетоном, стальная арматура в котором имеет как вертикальные, так и горизонтальные связи – и монолитным трамбованным бетоном, имеющим отдельные «вкрапления» стальных конструкций, как-то жесткая противооткольная одежда и т.д.

В частности, автор пишет, что Хмельков предложил модифицировать противооткольную одежду потолков из сплошного слоя стальных балок или швеллеров, раздвинув балки, чтобы промежутки между ними заполнились бетоном, что придало бы конструкции монолитность и исключило сдвиг покрытия по противооткольной одежде, что по мнению Ткаченко и явилось переходом к железобетону, но это же совершенно не так. Во-первых, автор забыл о вставках из котельного железа между балками, которые обеспечивали сплошную противооткольную защиту. А во-вторых – он забыл, что Хмельков предложил такую противооткольную одежду для железобетонных сооружений, причем особо оговаривал, что для обеспечения монолитности покрытия в промежутки между раздвинутыми балками надо заводить арматурные петли.

Автор также пишет, что по опыту Осовца Хмельков предложил заменить фундаменты из валунного камня на бетонные, как более прочные, хотя на самом деле Хмельков говорил о замене ЛЕНТОЧНЫХ фундаментов (вне зависимости от их материала) на СПЛОШНЫЕ, представляющие единое целое со всем остальным сооружением.

Столь вольная трактовка выводов из трудов классиков и столь вольный их пересказ уменьшает доверие и ко всему остальному тексту – поправка на «ткаченковскую специфику» - © ava, а точнее склонность Владимира Федоровчиа слегка приврать (см. историю с его анализом архивных документов по взрыву на форту «Павел» http://rufort.info/library/kalinin3/kalinin3.html) – увы, нужна и при прочтении этой работы.

Автор также путает термины покрытие и перекрытие. Покрытием называют конструкцию, закрывающую каземат сверху, то есть всю толщу от его наружной поверхности до потолка. Перекрытие – это почти тоже самое, но только это конструкция, разделяющая этажи сооружения. Иногда термин «перекрытие» неверно используют для обозначения покрытия, в чем большой беды нет. Но вот определить конструкцию, закрывающую каземат сверху, как некую сумму перекрытия и уложенного на него сверху покрытия наверно смог бы только наш автор.

Судя по тексту, автор думает, что свод – это перекрытие, а тюфяк, укладываемый поверх свода – это уже покрытие. Не верите – вот цитата: «в том же году в массив бывшей 10-дм батареи попала 500-кг бомба в своеобразный тюфяк, то есть в орудийный дворик, упраздненный в 1911 году, засыпанный песком и покрытый слоем бетона. Конечно, покрытие было уничтожено, но свод каземата не имел даже малейших трещин». И невдомек автору, что если бы покрытие было бы уничтожено, то от свода не то, что трещин, следов бы не осталось!

Владимир Федорович утверждает, что на постройке фортов использовали паросиловое динамо, а после 1912 г. – дизель-динамо. Наверно этот так и есть для Кронштадта, но вот во Владивостоке (с 1910 года), например, для выработки электричества на постройке использовали двухтактные нефтяные двигатели варшавского завода «Урсус», которые очень сильно уступали дизелям в своей мощности, и это создавало изрядную головную боль строителям фортов, поскольку электричества фатально не хватало, а на электроприводе работала почти вся строительная техника. А дизелей, вот, увы, не было – дорогая и редкая тогда это была игрушка.

Автор не указывает источники иллюстраций, в частности, рисунков разнообразной строительной техники, в подписях нет информации о том, какой фирмы то или иное изделие или какого года. Создается впечатление, что эти картинки просто взяты из какой-то технической энциклопедии и далеко не все они имеют отношение к реальному оборудованию, использовавшемуся на оборонительном строительстве. Если бы к рисункам имелись адекватные подписи и указания на источник – никаких бы возражений против их публикации бы не было.

Не может Владимир Федорович обойтись и без конспирологии, граничащей с какой-то параноидальной подозрительностью. Так автор пишет, что в 1990 г. были проведены испытания прочности бетона с форта Тотлебен и прочность была существенно выше, чем приведенная в таблице для бетона соответствующей марки в книге Хмелькова, изданной в 1937 г. и приближается к показателям для советского бетона более высокой марки. И делает сенсационной вывод – прочностные характеристики «царского» бетона были занижены Хмельковым по политическим мотивам, чтобы доказать, что «советский» бетон лучше, а все «царское» - плохое. А вот более простое объяснение расхождения в цифрах тем, что хороший бетон имеет свойство с годами увеличивать прочность, и что бетон, которому около 90 лет будет иметь, соответственно, большую прочность, чем определена по нормативу для относительно свежего бетона, ему в голову не приходило? Такое объяснение представляется рецензенту намного более вероятным.

В общем, статья эта намного лучше всего научного материала, ранее опубликованного Владимиром Федоровичем, и содержит массу полезных сведений, но слегка остерегаться написанного все же надо.

Продолжение следует
« Последнее редактирование: 03 Апреля 2011, 09:00 от Владимир Калинин »

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Статья Е.А. Балашова из Санкт-Петербурга «Линия Энкеля» производит самое приятное впечатление. В ней рассказывается о линии приграничных укреплений Финляндии, построенных в 1920–1924 гг. по проекту майора французской армии Гросс-Круасси, майора финской армии Фабрициуса по общим руководством начальника финского Генерального штаба генерала Энкеля. Двое последних были офицерами русской службы, причем на русской службе они имели те же самые спецальности. Гросс-Круасси продумывал организацию огневой системы, а Фабрициус – конструкцию отдельных сооружений. Строились предельно упрощенные одноамбразурные пулеметные ДОТы с сектором обстрела 90 градусов, артиллерийские капониры и полукапониры, убежища, включая убежища, совмещенные со стрелковыми позициями. Сооружения строились из монолитного трамбованного бетона, арматурные сетки использовались только в середине покрытия ДОТов, однако имелась жесткая противооткольная одежда потолков. Первоначально майор Игнациус предлагал строить пулеметные капониры и полукапониры, но таких сооружений было больше и Гросс-Круасси настоял на строительстве сооружений фронтального действия, поскольку их потребовалось бы меньше. Оборона носила очаговый характер, что вполне соответствовало местности. Укреплялись прежде всего межозерные дефиле, по которым проходили дороги, а на реках и озерах - те места, где было удобно устраивать переправы. Автор делает вывод, что оборонительная система была адекватной против Красной Армии 1920-х годов, но уже к началу 30-х годов – морально устарела. С 1932 года начались работы по модернизации оборонительной системы, но к 1939 году они закончены не были. Во время Зимней войны эти сооружения оказались некоторым подспорьем для обороны, но многие из них были подавлены советской артиллерией. По этому поводу финские военные специалисты оценивали эти объекты (как пишет автор в своей предыдущей работе) в советской стилистике 1937 года, в чем отчасти они и были правы, так как долговременная фортификация строится по определению надолго и при ее строительстве нужно было просчитывать варианты появления перед ней и более сильного противника.

Статья иллюстрирована фотографиями, схемами расположения сооружений из финских архивов, но, к сожалению, в статье не приводится НИ ОДНОГО чертежа ДОТов и других сооружений, что является безусловной ошибкой автора и редактора, тем более, что такими чертежами автор располагает. Также «улыбнула» подпись к фотографии при заголовке - «Двухэтажный артиллерийский капонир Патониеми со сторны входа в бункер». Здесь я так и не смог решить для себя загадку, что изображено на фото – вид на капонир со стороны входа, или со стороны входа в какой-то расположенный рядом с ним «бункер» и т.д. Объект можно, хотя и нежелательно, было назвать «бункер», но тогда хотя бы в одной фразе должно было быть единообразие, поскольку может создаться ложное впечатление о том, что речь идет о двух разных сооружениях, либо у капонира имеется еще и какой-то дополнительный бункер.

А больше замечаний к этой статье у меня нет.

Следующим, также весьма интересным материалом является статья научного сотрудника музея-заповедника «Петергоф» кандидата исторических наук Павла Владимировича Петрова «Расширение системы базирования и береговой обороны КБФ в Прибалтике весной 1940–весной 1941 годов (окончание)».

Очень сильный материал. На основе серьезной архивной проработки автор раскрывает масштабную картину берегового оборонительного и базового строительства, развернувшегося в Прибалтике. Он отмечает, что создание уже к концу 1940 года хоть какой-то более или менее боеспособной системы береговой обороны на ранее невооруженных островах было большим достижением командования и строительных организаций Балтфлота. Подробно описывается выбор позиций, разработка планов сухопутной обороны, ход строительства.

Из наиболее интересных моментов отмечу только историю с передачей 3-й отдельной стрелковой бригады от армии к флоту и обратно. Первоначально по просьбе руководства НКВМФ бригаду передали из системы НКО в состав Балтфлота, но затем, оказывается, нарком ВМФ Кузнецов попросил армейцев принять бригаду обратно, поскольку флот не хотел связываться с содержанием сухопутного соединения и мотивировал это тем, что командирам служить в такой бригаде будет неинтересно, поскольку у них не будет перспектив служебного роста. Армейские товарищи, всегда передававшие войска флоту с большой неохотой, с радостью забрали 3-ю и, по-видимому, 8-ю бригаду обратно, хотя расположение этих соединений на изолированных территориях делало их полностью зависимыми от флота. По-видимому, Кузнецов не имел столь длительного опыта командования весьма впечатляющей группировкой сухопутных войск на Тихоокеанском флоте, как его предшественники Викторов и Киреев и рассматривал их скорее, как обузу. Во всяком случае, эта информация послужит поводом для серьезных размышлений и для нас самих в части истории сухопутных войск ТОФ, поскольку именно при Кузнецове сухопутные войска в массовом порядке выводились из состава Тихоокеанского флота, а после его отбытия в Москву войска пришлось вновь вводить в его состав, причем зачастую совсем не те, которые накопили большой практический опыт службы в составе флота.

Также весьма интересна история с несостоявшейся передачей на Балтику матчасти 180-мм башенных батарей, завезенных на ТОФ, но еще не установленной. Эта передача, решение о которой было уже принято, была отменена из-за нерациональности столь дальней обратной перевозки крупногабаритной техники. Вместо этого на Балтике запланировали вместо башенных построить две открытые батареи с установками МО-1-180. Одну из них построили на м. Нинаст на Эзеле, а другую предполагали построить на Наргене. По-видимому, матчасть, приготовленная для наргенской батареи и образовала потом знаменитую батарею № 470, отличившуюся в обороне Ленинграда.

Пересказать даже основные положения статьи невозможно, настолько она насыщена исключительно интересной и полезной информацией.

Однако выводы, завершающие публикацию этого материала, просто убивают своей неадекватностью. Автор, полемизируя с официальными военно-морскими историками, проводит мысль, что базовое и оборонительное береговое строительство не оказало влияния на ход военных действий в Прибалтике, поскольку флот из-за угрозы с суши был вынужден вернуться к системе базирования, существовавшей до 1939 года. Вывод, по уровню абсурдности, вполне сопоставим со знаменитой этнической бутербродно-икорной теорией размещения береговых батарей В.Ф. Ткаченко.

Действительно, общеизвестные выводы, давным-давно сделанные историками, этому, мягко говоря, противоречат и выглядят намного более обоснованными.

Если корабельные и большая часть военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота достаточно быстро покинули Прибалтику, то береговая оборона флота с приданными ей сухопутными войсками остались на месте. И влияние этой самой береговй обороны на общий ход событий было весьма существенным и заметным. Уже в первые дни войны ожесточенный характер боев за Либаву во многом определялся наличием 130-мм долговременных батарей, оказавших существенную поддержку войскам.

Да, батареи на побережье Курляндии не сыграли какой-либо роли, но это, пожалуй, единственное исключение.

Оборона Моонзундских островов, которая была бы невозможна без строительства там весьма мощных береговых батарей, играла очень важную роль и весьма существенно влияла на общий ход военных действий, причем не только в Прибалтике, но и под Ленинградом.

Удержание входа в Рижский залив до октября 1941 года было очень существенным подспорьем Красной Армии. Дело в том, что немцам, из-за того, что, в целом, успешная для них военная кампания приобрела затяжной характер потребовалось снабжать войска по растянутым коммуникациям, а наладить быстро движение по железным дорогам было сложно. А использование морских коммуникаций в порты Рижского и Финского залива позволило бы им существенно сократить перевозки по железным дорогам.

Нужда в таких коммуникациях была настолько велика, что немцы пошли на невероятный риск, пытаясь проводить конвои в Рижский порт через Ирбенский пролив при наличии там советской 180-мм береговой батареи, и под воздействием торпедных катеров, эсминцев и авиации. И если первоначально им это удавалось, то после того, как координация действий разнородных сил флота была налажена, неприятельское судоходство в Рижском заливе прекратилось.

Удержание Моонзунда позволило провести с аэродрома на Эзеле несколько успешных авианалетов на Берлин, что привело немецкое руководство в бешенство, и оно заглотило пустышку. В результате 42-й армейский корпус немцев в период самых тяжелых сентябрьских боев за Ленинград, где ход событий мог переломить даже лишний батальон, введенный в бой немцами, с остервенением штурмовал острова, которые совершенно не представляли никакой серьезной угрозы для немцев. Эти бои приняли затяжной характер только благодаря наличию на островах долговременных береговых батарей, оказавших войскам незаменимую артиллерийскую поддержку и которые явились важнейшими опорными пунктами для обороняющихся войск. Борьба за Моонзунд, таким образом, оказала огромное влияние на общий ход событий войны, а без оборонительного строительства 1940–1941 гг. она была бы невозможна.

Автор рассуждает о стратегичеки бессмысленной с его точки зрения борьбе за ВМБ «Ханко». Однако, благодаря наличию там береговой артиллерии эта ВМБ во взаимодействии с батареями отрова Осмуссар (Оденсхольм), включенными в ее состав после падения Моонзунда, удерживала горло Финского залива до декабря 1941 г., не позволяя неприятелю воспользоваться морской коммуникацией на Таллин. Не случайно немцы предприняли самоубийственную для них попытку штурмовать Оссмуссар, и их десант был разгромлен на воде огнем береговой артиллерии. В зимний период эффективная оборона этой ВМБ была невозможна, почему ее гарнизон и эвакуировали, но стратегическую задачу свою он выполнил блестяще.

Таким образом, огромные силы и средства, потраченные на строительство объектов береговой обороны в Прибалтике и на на Ханко, были израсходованы не напрасно и влияние на ход событий оказали существенное.

Я не сомневаюсь, что автор не хуже меня знает все эти хрестоматийные факты, поэтому полагаю, что явная неадекватность выводов этой статьи связана с какими-то личными причинами, возможно и обидами на военное ведомство и официальных военно-морских историков. Автор, скорее всего, воспользовался трибуной Цитадели, чтобы их как-то «уколоть», но этим он совершенно испортил свою же собственную работу. Публикация этих неадекватных выводов уже была замечена специалистами по военно-морской истории, и я полагаю, что она намертво заблокировала возможность для защиты автором докторской диссертации. Этот «неадекват» уже напечатан тысячным тиражом и продается на Невском проспекте, здесь сложно будет чего-то поправить.

Честно говоря, я не понимаю, почему редактор позволил автору сделать этот эмоциональный самоубийственный шаг и не остановил его.

Да, автор пишет о береговых и железнодорожных батареях, забывая, что железнодорожные батареи – это тоже береговые. Здесь надо было написать о стационарных и железнодорожных береговых батареях. Впрочем, на фоне того, что он натворил с выводами, эта мелочь, которую можно и не заметить.

Продолжение следует
« Последнее редактирование: 04 Апреля 2011, 00:34 от Владимир Калинин »

Оффлайн Pawel

  • Брест - Под вопросом?
  • Hero Member
  • *
  • Сообщений: 1333
Статья В.Ф. Ткаченко (Санкт-Петербург) «Основной материал в бетонной фортифкации. Часть вторая. Бетон»

...

Не может Владимир Федорович обойтись и без конспирологии, граничащей с какой-то параноидальной подозрительностью. Так автор пишет, что в 1990 г. были проведены испытания прочности бетона с форта Тотлебен и прочность была существенно выше, чем приведенная в таблице для бетона соответствующей марки в книге Хмелькова, изданной в 1937 г. и приближается к показателям для советского бетона более высокой марки. И делает сенсационной вывод – прочностные характеристики «царского» бетона были занижены Хмельковым по политическим мотивам, чтобы доказать, что «советский» бетон лучше, а все «царское» - плохое. А вот более простое объяснение расхождения в цифрах тем, что хороший бетон имеет свойство с годами увеличивать прочность, и что бетон, которому около 90 лет будет иметь, соответственно, большую прочность, чем определена по нормативу для относительно свежего бетона, ему в голову не приходило? Такое объяснение представляется рецензенту намного более вероятным.

Такое объяснение прочности бетона к В.Ф. Ткаченко "приходило" в первой части (в 17 номере).
"... То есть можно предположить, с определённой долей условности, что цемент, применяемый для приготовления бетона из которого построен форт, был никак не ниже М500 по современной классификации. Но необходимо оговориться, что прочность бетона могла возрасти со временем, что является его естественным свойством, и достигнуть вышеозначенной величины..."

а во второй части  ???

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Цитадель-18. Рецензия и обсуждение
« Ответ #5 : 04 Апреля 2011, 14:13 »
Наличие цемента выше 400 в нынешней классификации при дореволюционном строительстве (по крайней мере в отливке бетонных массивов) под большим вопросом. Например М-600 появились, насколько знаю, только во второй половине 30-х, как раз ко второму периоду строительства (напр. Вольский завод стал делать новые марки, и Чернореченский завод - Новороссийская обл., 372 р/тонна и 142 р/т соответственно - именно такая разница в цене). Эти технологии в СССР есть следствие "великой депрессии" - СССР воспользовался сложной экономической ситуацией промышленно развитых стран и довольно задешево прикупил много разного полезного. В данном случае - продались вроде бы американские технологии.
В строительстве 1929-35гг основа - это М200 и 300. Скорее всего это и есть технологическая планка дореволюционной промышленности.
Не то чтоб более высоких марок не существовало совсем - но они выпускались в крайне незначительном количестве, на строительстве использовались максимум для облицовки, это объемы на порядки меньшие.

Не буду пока настаивать, что все в точности именно так, но вот такое мнение сложилось по работе в архивах.

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Статья кандидата исторических наук Ю.М. Зайцева «Опыт Великой Отечественной войны и эволюция теории базирования сил флота в 1941–1945 гг.» является серьезной обобщающей работой и ее непременно должны прочитать все интересующиеся историей отечественного ВМФ. Для нас, фортечников, особый интерес представляет та часть работы, где описывается модельный проект создания военно-морских крепостей с полноценной сухопутной обороной, разработанный в 1943 г. Предполагалось в крепости иметь передовую полосу обеспечения, где развивались прежде всего заграждения, т.н. главный фоторвый обвод, составленный из огневых групп, называемых фортами, в промежутках между которых устраивались бы обычные узлу обороны, второй фортовый пояс и цитадель, обвод которой составили бы обычные долговременные узлы обороны. Само собой разумеется, что это проект был неосуществим по экономическим соображениям, хотя организационные наработки все же нашли свое отражение в существовавшей в послевоенные годы военно-морской крепости Кронштадт.

Реально к концу войны сложилась иная, более жизненная схема по преобразованию военном морских баз или групп таких баз в морские оборонительными районы, включающие в себя береговую оборону и ПВО и корабельные силы преимущественно оборонительного назначения. Примерами таких Моров могут быть КМОР (Кронштадтский морской оборонительный район), ВМОР (Владивостокский морской оборонительный район) и т.д.

В статье имеются лишь небольшие шероховатости. Так, автор упоминает о том, что в 1943 г. Инженерное управление ВМФ совместно с Оперативным управлением Главного морского штаба начало работу по паспортизации военно-морских баз, однако тут же он упоминает о некоем Оперативном управлении НКВМФ. Это ошибка или сие отражает какие-то организационные изменения? Мне представляется более вероятным первое.

Далее автор пишет, что береговая артиллерия в морских оборонительных районах подчинялась комендантам береговой обороны военно-морских баз. Честно говоря, мне неизвестны случаи существования в пределах какого-то МОРа еще и ВМБ, как отдельных оперативных соединений. Береговые батареи подчинялись комендантам береговой обороны морских оборонительных районов напрямую или через соответствующие сектора береговой обороны.

В примечаниях пишется, что И.С. Мушнов был комендантом Кронштадтской ВМБ и Главной ВМБ, хотя высшее должностное лицо, командующее базой называлось командиром, а не комендантом. Если имел место быть особый случай, то это надо было бы оговорить.

Вообще, внимание к таким организационным мелочам – это правило хорошего тона для любого военного историка и желательно ему следовать, несмотря на путаницу в архивных фондах. Обычно помогает разобраться в таких тонкостях знание общего исторического контекста.

Эти замечания не мешают пониманию сути этой серьезной работы очень высокого уровня и несущественны.

Статья полковника Н.В. Гаврилкина (г. Москва) о 107-мм пушке обр. 1910/30 гг. дает подробные сведения о конструктивных особенностях и тактико-технических характеристиках этого мощного артиллерийского орудия, а также об истории его разработки и боевой службы. Несмотря на то, что это орудие участвовало в боевых действиях до конца Великой Отечественной войны оно имело и основной недостаток артиллерийских систем периода Первой мировой войны, то есть однобрусный лафет, который ограничивал угол горизонтального обстрела всего лишь шестью градусами и допускал перевозку орудия лишь на относительно небольших скоростях. Вместе с тем модернизация, включавшая удлинение ствола на 10 калибров, введение для этого орудия дульного тормоза и ряд других изменений, позволила существенно повысить дальность стрельбы с 11 950 м до 16 350 м.

Продолжение рецензии следует
« Последнее редактирование: 04 Апреля 2011, 16:42 от Владимир Калинин »

Оффлайн Ivanoff

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 2639
  • В фонд мира сдам мешок пустых бутылок!
Re: Цитадель-18. Рецензия и обсуждение
« Ответ #7 : 04 Апреля 2011, 18:51 »
Цитировать
Честно говоря, мне неизвестны случаи существования в пределах какого-то МОРа еще и ВМБ, как отдельных оперативных соединений.
В чисто морских оборонительных районах - бывало.
Вопрос рассматривался здесь http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=264694

Мы всегда как бы знали, что Владимиро-Ольгинская ВМБ на вершине развития ВМОР (Владивостокский морской оборонительный район) относилась к Владивостоку, вот какой он большой этот Владивосток.
Подтверждение чего по ссылке имеется:
Цитировать
RDX
Приказ НК ВМФ  Решение НКВМФ от 08.09.1945 № 00186 Об объявлении организации и состава МОР ТОФ:
И числить в их составе:
А. Владивостокский МОР
1. 2й бригады ПЛ
2. 2й бригады ТК
3. 2й бригады тральщиков
4. Отдельного дивизиона СК
5. Отдельного дивизиона БО
6. отряда десантных судов
7. ОВР
8. БО
9. ПВО МОР – корпус ПВО
10. Частей ВВС (оперативно подчиненных ком. МОР)
11. 99 отряд дымомаскировки и дегазации
12. Службы наблюдения и связи МОР
13. Гидрографии МОР
14. Инженерного отделения МОР
15. Медико-санитарного отделения МОР
16. Военного трибунала МОР
17. Военной прокуратуры МОР
18. Управления коменданта морских частей МОР
19. Тыла Владивостокского МОР
20 Владимиро-Ольгинской ВМБ

В составе Кронштадтского МОР была собственно Кронштадтская ВМБ и Островная ВМБ (Лавенсари).
Но есть разница в них с сухопутными ОРами флота.
В общем, ВМБ могла соотноситься с МОРом по структуре примерно как дивизя и корпус, т.е. ВМБ в составе МОРа - вполне нормальное явление, хотя и не повсеместное.
« Последнее редактирование: 04 Апреля 2011, 18:54 от Ivanoff »

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Re: Цитадель-18. Рецензия и обсуждение
« Ответ #8 : 05 Апреля 2011, 01:10 »
Послевоенные МОРы (1945 года) это не совсем то, что было в войну, хотя это несомненное развитие именно военного опыта.

А вот касательно должностей И.С. Мушнова, то я получил в личку от Bell'а следующую информацию:

Начальник полигона НИМАП ВМФ              14.6.1941          
 
Особоуполномоченный НК ВМФ при          17.7.1941          
Заместителе Главнокомандующего
Сев.Зап.фронта
и.д. Коменданта крепости                          31.03.1942        
Кронштадт
 
и.д. Командира Кронштадтской                 29.4.1942          
ВМБ КБФ
 
Комендант береговой обороны                 6.10.1942          
Главной Военно-морской базы КБФ


Так что комендантов военно-морских баз не бывает и комендантом главной ВМБ он не был, равно как и ее командиром, ибо командир ГВМБ - это всегда сам командующий флотом.

Мушнов был комендантом береговой обороны ГВМБ.

Так что спасибо коллеге за уточнение.
« Последнее редактирование: 05 Апреля 2011, 11:17 от Владимир Калинин »

Онлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8380
Продолжает номер интересный материал кандидата военных наук В.Н. Прямицына из Североморска "Артиллерийский метеорологический взвод 8-й армии Волховского фронта". Автор рассказывает о формировании этого взвода в блокадном Ленинграде, о его переходе по Ладоге вместе с 8-й армией на Волховский фронт и об участии этого взвода в метеорологическом обеспечении боевых действий войск, в том числе в подготовке баллистических метеоданных для артиллерийской стрельбы на большие дистанции, которая без таких данных невозможна, а также для метеообеспечения дымопусков для прикрытия важных переправ. Подробно описывается технология запуска шаров-пилотов и радиозондов, предназначенных для получения метеоданных в верхних слоях атмосферы, обсуждаются методы получения водорода в боевых условиях и т.д. Взвод закончил свой боевой путь в Таллине.

Очень неприятно удивило меня объявление, напечатанное сразу после этой статьи.

Жил был на свете исторический журнал «Клио». Издавался он в Петербурге почти на одном голом энтузиазме силами доктора исторических наук профессора Сергея Николаевича Полторака. Журнал был весьма почтенным, служил очень неплохой платформой для общения ведущих историков Санкт-Петербурга и все было с этим журналом хорошо, причем настолько, что его даже худо-бедно включили в замечательный список изданий, рекомендованных ВАК для публикаций результатов диссертационных исследований.

В список ВАК журналы могут попадать разными путями, о чем говорит, например, история с печально знаменитым «Журналом научных публикаций аспирантов и  докторантов», павшим жертвой розыгрыша с пародийной статьей о «теории корчевателя», но в данном случае, речь идет о несомненном признании заслуг журнала, явившихся результатом многолетних усилий его издателя и авторов.

И вот журнал, получивший новый высокий статус, публикует на страницах не менее уважаемого сборника объявление, оповещающее о своем новом статусе, и, соответственно, предлагает историкам всех специальностей сотрудничество, особо подчеркивая, что публикации аспирантов-очников будут производиться БЕСПЛАТНО! А что же касается остальных публикаций, то о размерах вознаграждения за их напечататнье как-то стыдливо умалчивается.

Таким образом, уважаемое историческое издание само объявляет о том, что удержаться от искушения конвертировать повысившийся статус журнала в деньги его издатель, к сожалению, не смог.

Также вызывает умиление порядок «рецензирования» публикаций. Вместо того, чтобы, как это полагается в нормальных, действительно рецензируемых изданиях, где автор предоставляет лишь список возможных рецензентов и не более того, а редакция в полной тайне от автора сама выбирает рецензентов из этого списка + дополнительных по своему усмотрению, Сергей Николаевич Полторак требует от авторов САМИМ предоставить рецензии от специалистов уровня не ниже кандидата наук, да еще и с подписью, заверенной печатью! Ничего себе анонимность и «независимость» рецензента! Получается совершеннейшая профанация процесса рецензирования.

Таким образом, можно с сожалением констатировать заявленное намерение превратить авторитетное историческое издание в платную прачечную для отмывки материалов сомнительных диссертаций разного рода «влиятельных» людей.

Я бы все же на месте уважаемого Леонида Ильясовича от публикации объявления такого сорта воздержался, ибо приличные издания рекламу всякого рода «интимных» услуг не печатают.

Окончание рецензии следует
« Последнее редактирование: 06 Апреля 2011, 02:13 от Владимир Калинин »