Дискуссия на Фортоведе имеет интересное продолжение:
RDX:
"Скорее всего дело в точном позиционировании транспортера в рассчетной точке огневой позиции с целью минимизации подготовки данных для стрельбы по морской цели с корректировкой от стационарных постов."
Возражение Александра Павлова:
"Земляные ямки воплне обеспечивают точность позиционирования ... ну, скажем с запасом, в несколько десятков сантиметров. Нужно ли более? "
Я совершенно согласен с Александром Павловым, что точность в установки системы плюс-минус несколько сантиметров практической роли не играет, а точность установки транспортера можно обеспечить просто просто поставив возле пути какой-нибудь столбик или колышек, отмечающий место остановки первой колесной пары и этого будет достаточно.
Наличие бетонных упор дает довольно серьезную выгоду в скорости развертывания транспортера, поскольку ямы копать или чистить не надо.
О том, насколько важно и ответственно правильно выкопать эти самые ямы, да еще и присыпать опоры сверху свидетельствует эпизод с учебными стрельбами американского 14-дюймового транспортера М1920. Там какой-то теоретик из Пентагона, приказал зарыть опоры на глубину точно соответствующую его методическим указаниям, которые не учитывали характер грунта, который был песчаным и, соответственно, копать требовалось больше, чем было написано в инструкции. Руководивший стрельбами капитан-резервист, имевший практический опыт Первой мировой войны возразил полковнику, но получил приказ не умничать. В результате при первом же залпе ноги вырвало из земли, транспортер несколько раз подпрыгнул, выбив в рельсах колесами такие углубления, что потом паровоз не мог сдвинуть его с места и пришлось всю систему домкратить и рельсы под транспортером менять. При этом транспортер размахивал опорами, как птица крыльями и только предусмотрительность капитана, убравшего весь личный состав и приказавшего боевому расчету на транспортере крепко держатьзя после залпа, помогло избежать жертв. После этого посрамленный полковник приказал капитану зарыть опоры в соответствии с его практическим опытом и все прошло нормально. Инструкцию изменили.
Так что очень это ответственное дело - правильно опорные ноги транспортера установить и наличие бетонных упоров серьезно облегчало боевое развертывание системы, тем более, что ТМ-1-180 мог реально выполнить такое развертывание и свертывание очень быстро.