Автор Тема: Б.Н. Славинский - Советская оккупация Курильских островов  (Прочитано 1935302 раз)

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271
Использовать в аэронавигации данные радиомаяка, равно как и любой другой широковещательной станции зная её координаты можно. Всемирная практика ведения боевых действий в воздухе. Так поступали немцы, наша дальняя авиация,  так делали японцы, при атаке Перл Хабора и американцам так действовать никто не запрещал. Кстати, в их докладах упоминается и о пеленгах маяков и на Шумшу, то есть вражеских. И до сих пор "Особые случаи в полете" предписывают летчику использовать АРК (автоматический радиокомпас) при пропадании радиосвязи. Вопрос в другом, выполняя свои союзнические договоры, оказывала ли советская сторона какие-то дополнительные обязанности и были ли они регламентированы какими-то дополнительными соглашениями?...

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Вопрос в другом, выполняя свои союзнические договоры, оказывала ли советская сторона какие-то дополнительные обязанности и были ли они регламентированы какими-то дополнительными соглашениями?...
РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 41 - «Исходящая корреспонденция 1945 года»:
Лист 200. Донесение наркому внутренних дел Союза ССР Л.П. Берия № 17/00398 от 11.06.1945 г.: «Совершенно секретно:
10.6. с.г. в 11 часов со стороны моря появились 4 самолета типа «В-25», которые нарушили государственную границу Союза ССР в районе мыса Лопатка (полуостров Камчатка), в 11 часов 05 минут скрылись в направлении японских островов Курильской гряды.
В тот же день в 4 часа 20 минут со стороны Курильской гряды появились 4 самолета, которые нарушили границу в районе мыса Лопатка.
Во время полета над нашей территорией эти самолеты были обстреляны огнем береговых батарей Тихоокеанского военно-морского флота, в результате чего один самолет был сбит.
Осмотром места падения самолета обнаружены трупы полностью сгоревших американских летчиков и остатки разбившегося при падении и сгоревшего самолета типа «В-25».
Доложено: тов. Сталину, тов. Молотову; информированы: тов. Вишневский, тов. Антонов.
Начальник Пограничных войск НКВД генерал-лейтенант Стаханов».

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271
Wow!!! Ворошиловские стрелки!!! блин! японские зенитчики такой меткостью явно не отличались...
 Американские пилоты часто нарушали нашу госграницу у Лопатки, но при полете туда. Так уж выстраивался маршрут. Сначала взлет с курсом на Камчатку, часа три только "по звездам" и по ночному Солнцу, потом если подфартит с погодой км с 70-100 появлялось побежье Камчатки с ее вулканами, если погоды не было и лететь приходилось в облаках, при подходе к побережью включалась БРЛС и уже по ее данным и по данным того же радиомаяка  совершался выход на Лопатку, а с нее уже на Шумшу и далее по плану. При этом зачастую нарушалась госграница, думаю в большинстве случаев не преднамерено. Чего их понесло обратно на Камчатку?!!, такое происходило лишь одиночными самолетами при отказах матчасти. Да....хорошобы псмотреть, как это объясняют сами американцы....

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Цитировать
Во время полета над нашей территорией эти самолеты были обстреляны огнем береговых батарей Тихоокеанского военно-морского флота, в результате чего один самолет был сбит
Глюк какой то.  Кто у нас там мог "В-25" посадить?  Скорее всего разбился уже поврежденный японцами
самолет, что неоднократно случалось.

Цитировать
Американские пилоты часто нарушали нашу госграницу у Лопатки, но при полете туда.
И назад тоже. ТИот же Мариуполь, зенитки на нем специально поставили перехватывать идущие в этом месте
на цели бомберы, и удирающие в сторону Камчатки.
Причем наши были в курсе и особо полетам не препятствовали. К экипажам самолетов, севших на вынужденную
или разбившихся было отношение очень хорошее.

Оффлайн MRBF

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 20
К посту 2159 
13мм пулемёт , вместимость ящика 960 патронов
к вот такому : http://www.warbirds.jp/kunimoto/type51/KaiMG6.htm

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271
Останки В-25 действительно лежали рядом с 945-й батарей, но никто  не говорит, что самолет сел на вынужденную. В документе говорится, что он был сбит огнем береговой батареи, тем более странно, что зенитные снаряды к Б-13 появились уже после войны. Или я не прав? Другая странность состоит в том, что доклад идет по линии погранвойск, хотя докладывать должен командующий флотом. Где его доклад? С другой стороны лепить горбатого тов. Берия  и тов. Сталину опасно даже если проходишь службу на Лопатке  и ММагадан горазда  южнее :)

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271
По поводу нарушений госграницы в обратном направлении,я пересмотрел кучу отчетных документов, да, они были но очень редко и в основном подбитыми самолетами. Не редки случаи, когда другой самолет из состава группы предлагал свою помощь в сопровождении на аэродром Елизово, но как правило получал отказ. Тем более, что летчики знали, что их ждет долгий обратный путь домой. Но в принципе, это вполне возможно, хотя бы чтобы зафиксировать район предолагаемого подения с цель организации последующих поиско-пасательных работ.
Но такие случаи можно перечесть на пальцах. Схема захода на Острова всегда была одна и таже. Поэтому зенитные орудия на Мариуполе появились не для того, чтобы добиать уже поврежденные самолеты, а чтобы встречать бомбардировщики на подлете к цели.
Здесь есть два обстоятельства, первое, Заход еще раз повторюсь всегдастроился от Камчатки, ночью и в условиях ограниченной видимости в целях навигации использовался бортовой локатор, Мариуполь же придставлял собой отличный ориентир, что при хорошей погоде, что при ее полном отсутствии. Такую железяку локатор обнаруживал за несколько десятков километров. Далее все просто, выходи на Мариуполь, бери  нужный курс, включай секундомер и строй заход на цель. С достаточной точностью можно отбомбиться и за облаками.  Американцы этим пользовались, японцы это знали, возможно тут и появилась идея устаноски зенитной батареи на Мариуполе. И второе, Уничтожать бомбардировщики необходимо когда они ещё имеют полную боевую загрузку, т.е. до рубежа выполнения задачи, после уже не имеет большого смысла.

Оффлайн kokutai

  • Sr. Member
  • ****
  • Сообщений: 351
Как бы в дополнение;

РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 41 - «Исходящая корреспонденция 1945 года»:
Лист 199: донесение наркому внутренних дел Союза ССР Л.П. Берия № 17/00397 от 11.06.1945 г., совершенно секретно: «10.6. с.г. в 12 часов 42 минуты в 28 километрах северо-западнее гор. Петропавловска (полуостров Камчатка) на аэродром 128 авиадивизии ВВС Красной Армии произвел посадку американский самолет типа «В-25».
По заявлению командира самолета, посадку на наш аэродром произвели в связи с выходом из строя одного двигателя самолета после обстрела его японцами.
Из состава экипажа самолета убит бортмеханик, остались в живых 5 членов экипажа.
Состав экипажа:
1. Командир самолета – лейтенант Роберт Василм Вабринг, 22 лет.
2. Пилот – лейтенант - лейтенант Шерри Крут, 22 лет.
3. Штурман лейтенант - Байрон Ф. Ильт, 21 лет.
4. Радист капрал Рой Ф. Дивеин, 20 лет.
5. Стрелок капрал Рой Ф. Керис, 22 лет.
6. Бортмеханик капрал Метью М.Бадвек, 20 лет.
Экипаж самолета интернирован и находится при штабе пограничного отряда.
Доложено: тов. Сталину, тов. Молотову; информированы: тов. Вышинский, тов. Антонов.
Начальник Пограничных войск НКВД генерал-лейтенант Стаханов».

РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 42 - «Исходящая корреспонденция 1945 года»:
Лист 42: «Исх. № 17/00472 от 17.07.45 г. Совершенно секретно
Народному комиссару внутренних   дел Союза ССР тов. Берия Л.П.
В 12 часов 35 минут в районе мыса Ахомтен (Восточное побережье полуострова Камчатка) произвел посадку на воду один американский самолет. Экипаж на резиновых шлюпках вышел на берег.
В район посадки выслан пограничный катер и самолет.
В этот же день в 12 часов 40 минут в районе села Авача (15 км северо-западнее г. Петропавловска н/Камчатке) потерпел катастрофу один американский самолет типа «В-25». Экипаж в составе 6 чел. выбросился на парашютах, нами задержан и интернирован.
Командир самолета показал, что 17 июля с.г. в 7 часов четыре американских самолета вылетели с базы Атту (Алеутские острова) на бомбардировку японских рыболовецких судов в районе островов Курильской гряды Шумшу и Парамушир. Во время бомбежки его самолет получил повреждение, вследствие чего командир самолета принял решение совершить посадку на полуостров Камчатка.
Во избежание взрыва самолета при посадке из-за заклинивания бомбосбрасывателя, состав экипажа выбросился на парашютах.
Самолет, имеющий бомбовую нагрузку, при падении взорвался.
Доложено тов. Сталину, тов. Молотову и информированы тов. Вышинский и тов. Антонов.
И.о. начальника войск НКВД СССР генерал-лейтенант Стаханов.

Лист 44. Из письма за №17/00472 от 18.07.1945 года: «Состав экипажа:
1.   Командир самолета лейтенант Роберт Торсс, 26 лет.
2.   Второй пилот лейтенант Эмре Эрнхорт, 20 лет.
3.   Штурман лейтенант Артур ВюДрайнен, 27 лет.
4.   Механик капрал Эврад Сорнен, 25 лет.
5.   Радист сержант Эвард Куржок, 25 лет.
6.   Стрелок капрал Дне Воун, 20 лет…».

РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 42 - «Исходящая корреспонденция 1945 года»:
Лист 58: «Исх. № 17/00497 от 30.07.45 г. Совершенно секретно
Народному Комиссару внутренних дел Союза ССР тов. Берия Л.П.
28 июля с.г. в 8 часов 49 минут, со стороны моря, на высоте 600 метров появились пять американских самолетов, которые в районе северо-западнее оконечности острова Медный (Командорские острова), в 8 часов 53 минуты скрылись в западном направлении.
В 9 часов 10 минут также самолеты нарушили государственную границу в районе мыса северо-западнее острова Беринга (Командорские острова) и в 10 часов 15 минут скрылись в юго-восточном направлении.
И.о. начальника войск НКВД СССР генерал-лейтенант (Стаханов)».

Лист 75: «Совершенно секретно
Исх. № 17/00519 от 7.8.45
тов. Сталину
тов. Молотову
тов. Вышинскому
тов. Антонову
6 августа с.г. в 9 часов 25 минут со стороны моря на высоте 400 метров появились два американских самолета типа «В-24», которые нарушили государственную границу в районе острова Уташуд (восточное побережье полуострова Камчатка), в 9 часов 30 минут скрылись в юго-западном направлении.
В тот же день с 10 до 12 часов на высоте 300 метров равномерно появились три американских самолета типа «В-19», которые нарушив границу в районе мыса Лопатка, скрылись в том же направлении.
И.о. начальника войск НКВД СССР генерал-лейтенант Стаханов».

Оффлайн Владимир Калинин

  • Global Moderator
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8510
Здесь представляет еще и некоторую загадку - каким образом документы за 1945 года попали в РГВА, где официально документы только до 1941 года.

Этому материалу вообще-то место наверно в ЦАМО, где сосредоточены материалы с 1941 года.

Оффлайн Stran-Nick

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1271

РГВА: ф. 38652, оп. 1, д. 41 - «Исходящая корреспонденция 1945 года»:
Лист 199: донесение наркому внутренних дел Союза ССР Л.П. Берия № 17/00397 от 11.06.1945 г., совершенно секретно: «10.6. с.г. в 12 часов 42 минуты в 28 километрах северо-западнее гор. Петропавловска (полуостров Камчатка) на аэродром 128 авиадивизии ВВС Красной Армии произвел посадку американский самолет типа «В-25».
По заявлению командира самолета, посадку на наш аэродром произвели в связи с выходом из строя одного двигателя самолета после обстрела его японцами.


Возможно  самолет из той группы,которую видели В 11.00 над Лопаткой. По времени все сходится. Был в истории 11 Air Force такой момент, когда они в один черный день потеряли несколько бортов, в том числе посадкой на союзном аэродроме.
А вот с обстрелом американских самолетов батареей Лопатки все же пограничники  наверно накосячили, а ген-л-т Стаханов все это выдал на гора, извините за каламбур :)
Вообще эти пограничники большие шалуны. Взять хотябы инциндент 43-го кажентся года, когда погранотрядом NN-ской заставы в наших были обстреляны не в меру зарвавшиеся японские браконьеры. Может и по делу обстреляны, но в тот год Кейко сан и Исинори сан не дождались своих сыновей. А крыша у японских моряков была серьёзная, подошел Абакума со товарищи, высадил на наш берег два шлюпа с десантом для разборок, а пограничников уже и след простыл :) В общем вышел международный конфуз..