Автор Тема: Б.Н. Славинский - Советская оккупация Курильских островов  (Прочитано 1970358 раз)

Оффлайн Prospero

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 28
Цитировать
Итак, позвольте представиться - Уолтер Бейли, сержант, хвостовой стрелок из состава экипажа бомбардировщика В-25 "Митчелл" лейтенанта Льюиса, сбитого над о. Шумшу 19 мая 1945 года. Личный армейский номер 14133548.

Казалось, при таких погодных условиях различить цель будет невозможно. Но вдруг я услышал, как кто-то из наших сказал: "Парень, посмотри там перед нами!" Я был в хвостовой части самолета, вытянулся насколько мог и, действительно, увидел в проливе севший на скалы у берега большой грузовой корабль.

На этих прибрежных камнях в Первом Курильском проливе у мыса Котомари-мисаки в это время года и в этот день могло сидеть только одио-единственное грузовое судно - бывший советский танкер "Мариуполь", реквизированный японцами по праву захвата судна, севшего на мель в их территориальных водах и у их побережья. Ещё 14 ноября 1943 года "Мариуполь", бывший американский танкер "S.C.T. Dood" 1920 года постройки и водоизмещением 15360 тонн, принятый месяц назад в гавани Сан-Франциско от американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией, следуя из бухты Ахтомен под Петропавловском-Камчатским во Владивосток Первым Курильским проливом, выскочил на прибрежные рифы, пробил днище и сел на грунт в полосе мелководья у о. Шумшу. Подтянувшийся из Петропавловска-Камчатского отряд советских спасателей во главе с командиром Петропавловск-Камчатской военно-морской базы Пономаревым отогнал от места аварии японский крейсер. Команду "Мариуполя" японцы через некоторое время вернули. Такой способ действия больше всего напоминает реквизицию нейтрального судна захватом. С последующей компенсацией или без оной. Так поступали с датскими, финскими, югославскими, французскими, итальянскими и германскими транспортными судами и пассажирскими лайнерами в портах Японии, Кореи и Китая в 1940-1943 годах. Но японская аварийно-спасательная служба, прибывшая слишком поздно, ничего с ним сделать не смогла. Так и торчал танкер на мелководье вплоть до августа 1945 года, служа ориентиром, пугалом и стационарной площадкой под 75-мм орудия, дополнившие установленные ещё американцами 102-мм и 76-мм орудия и зенитные автоматы "Эрликон", пока его не разнесла в клочья советская корабельная и береговая артиллерия в ходе Курильской десантной операции.

Мы вышли из облаков и пролетели прямо над ним от носа до кормы. Все четыре самолета, что находились в воздухе, сбросили на него свой полный боезапас. Потом мы увидели через блистер хвостовой огневой точки, что топливный бак в правом крыле нашего "Чарли" поврежден и мы теряем бензин, вытекающий из него. Мы шли низко над островом. В разрывах облаков через блистер я видел телефонные столбы и обстрелял обнаруженные бараки и несколько складов из крупнокалиберных пулеметов. Я видел через просветы в облаках, что снизу по нам ведут огонь, но трассы проходили либо ниже, либо выше нас, и японские зенитчики не могли нас задеть. Когда мы выполнили задание над островом и повернули назад, слева к нам подошли истребители, но никто не пытался напасть. Мы вошли в облачность и легли на курс к острову Атту.

Воспоминания американский ветеран писал по памяти через несколько десятков лет после событий, в которых он участвовал. Характерно, что фрагмент текста о том, что атакованное судно, стоявшее на мели, являлось танкером "Мариуполь" является исключительно домыслом авторов данной публикации А. Челнокова и А. Мещеряковой, о чем они сами и указали в начале текста: "В конце записи ветеран просит простить его за некоторые неточности в воспоминаниях, поэтому мы ввели в текст дополнения и пояснения." Сам ветеран об этом не упоминает, ссылки на какие-либо архивные документы, которые бы использовались при написании публикации также отсутствуют. Нет и оригинала текста на английском, поэтому возникает вполне логичный вопрос о том, насколько точно был переведен исходный вариант.

Судя по приведенному тексту, эпизод с атакой судна произошел 10 мая 1945г. в ходе боевого вылета на В-25 ("10 мая 1945 года восемь самолетов отправились с авиабазы на о. Атту для действий против японского судоходства в проливах между Курильскими островами. Мы долетели с о. Атту до побережья России и далее полетели на юг в густой облачности"). Вот что сообщается о подробностях этого вылета в Итоговом отчете Штаба ComNorPac за май 1945г.:
      

Таким образом, в ходе вылета были атакованы японские суда в районе Касивабара - Катаока, но никак не остов "Мариуполя". Сброшенными бомбами, по докладам пилотов, были повреждены 2 баржи и потоплено 1 плавсредство . Зенитным огнем японцев был поврежден только 1 B-25, совершивший вынужденную посадку на Камчатке. Информация о повреждении 10 мая 1945г. самолета, на котором летал Уолтер Бейли, в вышеуказанном документе отсутствует.   



Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Цитировать
Таким образом, в ходе вылета были атакованы японские суда в районе Касивабара - Катаока, но никак не остов "Мариуполя". Сброшенными бомбами, по докладам пилотов, были повреждены 2 баржи и потоплено 1 плавсредство . Зенитным огнем японцев был поврежден только 1 B-25, совершивший вынужденную посадку на Камчатке. Информация о повреждении 10 мая 1945г. самолета, на котором летал Уолтер Бейли, в вышеуказанном документе отсутствует.   
Он мог вспоминать про другой вылет и просто перепутать даты.  Насчет бомб по "Мариуполю" это несомненно преувеличение, вряд ли его атаковали самолёты.
Было бы неплохо прочитать показания японских пленных с него, но это, судя по всему флотские документы, в отчетах КОР ничего нет.

Оффлайн prostodum

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1352

Цитировать
Даже 11 зениток, вряд ли удалось бы впихнуть на надстройки и палубу танкера.

Взгляните на фото разобранной зентки тип 88



 

 

Не такое уж и огромное орудие, чтоб их не поместилось на танкере 20 шт. на таком пространстве
Цитировать
размеры Мариуполя длина 133,65 м, ширина 17,37 м,   См.: С. С. Бережной. Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза. СПб., 1994. С. 346.

Тумбу делать не надо, штатная тумба очень даже подходящая.
Остаётся сверлить отверстия в палубе и крепить на шпльки или болты, можно даже приварить сваркой.
Цитировать
Такое количество орудий по штату полагалось 1,5 батальонам (дивизионам) зенитной артиллерии. Плюс на танкере просто не смогли бы разместиться с запасами боеприпасов 200 - 300 человек личного состава этих орудий, которых надо было постоянно снабжать, отвлекая для этого немногие уцелевшие к августу 1945 каботажные суда.

Почему же не могли?
Расчёт орудия, если мне не изменяет память, состоял из 12 человек, на 20 орудий будет 240 человек.
Боеприпасы и прочее имущество могли быть размещены в полузатопленных танках судна. На построенных из бруса и досок площадках, там же могла находиться и часть расчёта для подачи боеприпасов.
Думаю что на постоянной основе   там находилось небольшое колличество людей в качестве дежурных, к примеру расчёты 4х орудий, как на штатной зенитной батарее. Остальных могли подвезти в случае активных боевых действий при отражении вражеского десанта.
Что касается снабжения, то Rino выкладывал  интересную схему на которой обозначено снабжение танкера из района мыса Хигаши саки.К сожалению, флешка на которой была эта схема приказала долго жить. Тут не нашёл, каринки многие не открываются уже.
     Для снабжения хватило бы и 2х дайхацу, завезти  могли боеприпасы  и прочее с запасом.
Так же есть предположение, что сам танкер был соединён с м.Кодомари канатной дорогой.
В зимнее время там море очень неспокойное, смену расчётов производить как-то нужно было.
Погоды в море может не быть недели две.
Цитировать
Цитату, которую Вы привели нельзя назвать "американским документом". Она взята с сайта combinedfleet.com.

С этого сайта и брал.

Цитировать
При написании книги автор работал с архивными документами ДВГМП и ВАМП, в частности, с судовыми журналами танкеров "Мариуполь" и "Ненец", а также с отчетными документами пароходств за 1943 - 1944гг.


Благодарю за представленную страницу из книги. Ранее я не видел фото танкера в первозданном виде.С интересом прочёл и текст.
Но всё равно сомнения остаются.
Как видно из текста, основная задача спасательной группы и экипажа состояла, в первую очередь, в спасении остатков груза т.е. перевозимого топлива и основные усилия были направленны в эту сторону.
По современному опыту наиболее ценным имуществом, потерпевшего крушение судна, считается навигационное оборудование и радиостанции.
Думаю тогда было так же. Экипаж занят был его демонтажем, когда море штормило.
К сожалению автор не указывает, что было снято с танкера называя "материалами" и "судовым имуществом", цель книги не в этом была.
Орудия танкера могли просто вывести из строя, чтоб не возиться с ними.
Наверное в тех отчётах, откуда автор брал информацию, подробно указано, что именно сняли. Добыть бы её каким нибудь образом, а так же отчёт обследования танкера после боёв и снять этот вопрос.
С уважением.


Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Цитировать
Тумбу делать не надо, штатная тумба очень даже подходящая.
Остаётся сверлить отверстия в палубе и крепить на шпльки или болты, можно даже приварить сваркой.

Вот, это фото потопленной у Гуадалканала "Кинугава Мару" (6936 BRT). Хороши видны 75 мм зенитки, смонтированные на тумбах. Есть еще фото тумб попроще, более кустарных. Это похоже типовые для японских транспортников.  Изготовить аналогичные для Мариуполя проблем не составляло при мощностях имеющихся на островах ВМБ. Разместить с десяток таких установок на танкере тоже можно было без проблем.

https://worldkid66.files.wordpress.com/2012/01/img430.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Swimming_under_Kinugawa_Maru_HD-SN-99-02544.JPG
http://guadalcanal.homestead.com/porterpics/kinugawa_maru_colour_1944_1.jpg

Оффлайн prostodum

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1352
На пoследнем, цветном снимке видно, что орудие на штатной тумбе, а чтоб приподнять орудие над фальшбортом сделано кустарное возвышение.
----------
Вы не могли бы выложить ту схему снова, схема о которой я писал выше?
« Последнее редактирование: 28 Мая 2015, 03:11 от prostodum »

Оффлайн Prospero

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 28
Цитировать
Он мог вспоминать про другой вылет и просто перепутать даты.  Насчет бомб по "Мариуполю" это несомненно преувеличение, вряд ли его атаковали самолёты.
Было бы неплохо прочитать показания японских пленных с него, но это, судя по всему флотские документы, в отчетах КОР ничего нет.
Судя по его письму, в общей сложности он совершил 5 боевых вылетов: первые 3 в условиях плохой погоды, когда цели не наблюдались визуально, 4-й вылет - 10.05.1945 и 5-й - 19.05.1945, когда его самолет был сбит. Первые 3 безрезультатных вылета, видимо, были совершены 16, 19 и 29 апреля 1945, когда вылетавшие на задание группы В-25 возвращались, не выполнив задания из-за погодных условий.
Вчера специально просмотрел все ежемесячные отчеты ComNorPac за 1945г. Ни в одном из них удары по "Мариуполю" не указаны, так что, действительно, специально его не бомбили. Отмечены только эпизодические (1 - 2 раза в месяц) атаки наземных целей в районе мыса Кокутан.

Откуда данные о пленных японцах, спасавшихся с "Мариуполя"? Какому нашему экипажу или подразделению удалось их захватить?


Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Цитировать
Откуда данные о пленных японцах, спасавшихся с "Мариуполя"? Какому нашему экипажу или подразделению удалось их захватить?



http://kamkrai.com/2014/08/20/kurilskiy-desant-kak-eto-bylo.html
Илья Павлович ЗАБЕЛИН:

Сформировалось наше соединение из боевых и транспортных кораблей 17 августа. В ночь на 18-е мы вышли в море. Наш тральщик находился в охранении десанта. Первая высадка прошла благополучно, тихо. Помог очень густой туман. Когда началась вторая, японцы проснулись и начали бить из орудий. У них, видимо, каждый квадрат был пристрелян. Вот падает снаряд возле нашего борта, и трудно понять откуда стреляют. Туман немного рассеялся, и я заметил блеск огня с танкера «Мариуполь». Про судьбу нашего танкера было известно, но про японскую батарею на нем мы не знали.

Когда я доложил командиру, он приказал вызвать минный заградитель «Охотск», который находился в дрейфе недалеко от нас и сообщить, что по нам бьет батарея с танкера.  С «Охотска» открыли огонь. Со второго выстрела «Мариуполь» загорелся. Японцы стали поспешно грузиться в свою шлюпку, чтобы добраться до берега. Был вызван торпедный катер, чтобы взять их в плен. Катер быстро подошел к «Мариуполю», на ходу дал две очереди из «Эрликона» выше голов японцев. Они подняли руки. Ребята их обезоружили, взяли шлюпку на буксир и доставили пленных на «Охотск».

Оффлайн Rino

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1765
Цитировать
На пoследнем, цветном снимке видно, что орудие на штатной тумбе, а чтоб приподнять орудие над фальшбортом сделано кустарное возвышение.
Я как раз про эти возвышения и говорю.

Оффлайн Prospero

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 28
Цитировать
Взгляните на фото разобранной зенитки тип 88.
Подскажите в каком районе острова сделаны эти фото?

Цитировать
Не такое уж и огромное орудие, чтоб их не поместилось на танкере 20 шт. на таком пространстве. Расчёт орудия, если мне не изменяет память, состоял из 12 человек, на 20 орудий будет 240 человек. Боеприпасы и прочее имущество могли быть размещены в полузатопленных танках судна. На построенных из бруса и досок площадках, там же могла находиться и часть расчёта для подачи боеприпасов. Думаю что на постоянной основе   там находилось небольшое количество людей в качестве дежурных, к примеру расчёты 4х орудий, как на штатной зенитной батарее. Остальных могли подвезти в случае активных боевых действий при отражении вражеского десанта.
В теории, конечно, можно предполагать самые различные варианты...
 
Если же говорить о недостатках размещения такого количества орудий на "Мариуполе", которые японцы наверняка должны были принять во внимание, то они могут быть следующими:
- примерная площадь палубы и надстроек танкера составляет 2 000 кв.м. при размещении 20 орудий на каждое будет приходится квадрат где-то размером 10м.х10м., т.е. при одном удачном попадании авиабомбы сразу на лишенном какой-либо конструкционной защиты судне может быть выведена из строя до половины орудий и их расчетов;
- отсутствие защиты на судне опять же не позволит обеспечить надежное хранение боезапаса на такое количество орудий, а одно удачное попадание бомбы или ракеты с американского самолета приведет к детонации боезапаса и гарантированному уничтожению всего судна.

Что делать, если в случае внезапной высадки десанта или из-за погодных условий расчеты не смогут прибыть к своим орудиям, и тогда установка 3/4 от всего количества орудий теряет смысл? Кроме того, 240 человек - это только расчеты самих орудий, а есть еще штаб, расчеты систем управления огнем и обнаружения воздушных целей (звукоулавливатели), расчеты прожекторных установок, личный состав тылового обеспечения. Еще человек 60 как минимум. Где разместить их и как своевременно доставить на танкер?

Возможно, что главная причина в невозможности установки японцами такого количества орудий на "Мариуполе", заключается в нецелесообразности этих действий. В районе мыса Кодомари у японцев отсутствовали цели, требующие столь серьезного прикрытия зенитной артиллерией, да и сами американцы, за исключением периодических вылетов на воздушную разведку и проведение аэрофотосъемки не проявляли там особой активности. Выше я уже размещал оценку концентрации японцами зенитной артиллерии в районе Северных Курил, сделанную американцами. Не заметить установку 20 или даже 10 средних зенитных орудий на "Мариуполе" на основе анализа результатов аэрофотосъемки они бы не могли. Да и сами японцы, должны были сосредоточить основные силы своей зенитной артиллерии в районах Северных Курил, подвергавшихся наиболее частым ударам американской авиации: Катаока, Касивабара, побережье в районе мысов Минами и Курабу.
 


Оффлайн Prospero

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 28
Цитировать
Илья Павлович ЗАБЕЛИН: Сформировалось наше соединение из боевых и транспортных кораблей 17 августа. В ночь на 18-е мы вышли в море. Наш тральщик находился в охранении десанта. Первая высадка прошла благополучно, тихо. Помог очень густой туман. Когда началась вторая, японцы проснулись и начали бить из орудий. У них, видимо, каждый квадрат был пристрелян. Вот падает снаряд возле нашего борта, и трудно понять откуда стреляют. Туман немного рассеялся, и я заметил блеск огня с танкера «Мариуполь». Про судьбу нашего танкера было известно, но про японскую батарею на нем мы не знали. Когда я доложил командиру, он приказал вызвать минный заградитель «Охотск», который находился в дрейфе недалеко от нас и сообщить, что по нам бьет батарея с танкера.  С «Охотска» открыли огонь. Со второго выстрела «Мариуполь» загорелся. Японцы стали поспешно грузиться в свою шлюпку, чтобы добраться до берега. Был вызван торпедный катер, чтобы взять их в плен. Катер быстро подошел к «Мариуполю», на ходу дал две очереди из «Эрликона» выше голов японцев. Они подняли руки. Ребята их обезоружили, взяли шлюпку на буксир и доставили пленных на «Охотск».
Спасибо за уточнение! Уважаемый Rino, номер торпедного катера не пытались вычислить?
Если пленных японцев доставили на борт "Охотска", то тогда данный факт должен был найти отражение в историческом журнале минзага. Интересно какие-либо документы "Охотска" за август 1945, в ЦВМА сохранились?